Два принципа Логомашины, которые никогда не менялись
Привет всем подписчикам, меня зовут Роман Горбачев, я основатель Логомашины. Вы можете помнить меня по статьям на Цукерберг Позвонит:
- Статья про то, как нам помог Спарк
- Про сомнения на старте проекта
Сегодня Логомашине задали вопрос прямо на этом сайте:
Этот вопрос, как мне кажется, касается не только предоплаты, но и ценовой политики на старте проекта. Поэтому я опишу подробности про предоплату, тарифы и их изменения.
Расскажу небольшую историю.Я занимаюсь дизайном уже лет десять, и просто обожаю лого, а лет шесть назад я начал делать вот такие логотипы:
Мне казалось, что это все очень классно и здорово. Я брал за подобные заказы хорошие деньги, и каждый раз придумывал что-нибудь «креативное» и симпатичное. Клиенты в восторге, да и я доволен собой. Посмотрите сами: аллигатор из оригами, который может говорить «аригато». Разве это не вершина логотипостроения? :-)
Только спустя годы я прочитал много книг и сделал достаточно работ, чтобы понять, насколько я был далек от результата. Без сомнения, шесть лет назад я рисовал симпатичные картинки, которые производили впечатление на заказчиков. Ведь все ждут от дизайнерв «креатива», типа «ТриКотаЖ» и логотипа со скрытым смыслом, двойным дном, и яркой графикой. Результат заказчик принимает на свой вкус, а еще лучше, советуется с каждым встречным. Так и рождается большая часть логотипов, которые нас окружают. Салоны красоты, продуктовые и т. п.Все бы ничего, только на практике уделывают конкурентов вот эти ребята, а не КреАтиФФ и логотипы-ребусы:
По какой причине? В чем их секрет, они же такие разные? А как же креатиффчик?Да в этом, по сути, и секрет. Эти логотипы такие разные, потому что они относятся к разным фирмам и решают разные задачи. Креативная концепция может быть решением задачи, но это не универсальный рецепт успеха. Нельзя, например, назвать банк «Баночка», нарисовать сейф в виде банки и ждать, что клиенты оценят задумку и понесут вам свои деньги. У любого банка есть уникальность, которую должен транслировать логотип — зарубежная надежность, близость к народу или современный подход. А если уникальности нет, ее нужно создать.
Я взял первые попавшиеся логотипы для примера, но даже тут можно заметить общие подходы — Дисней и Верджин выполнены, судя по всему, в виде подписи основателей, потому что все их знают. Расписываясь на логотипе, они как бы отвечают перед нами за свою продукцию. При этом графически лого Верджин намекает на рост, а Дисней выполнен как будто кистью аниматора, и содержит игривые элементы. К чему я это — логотип и фирменный стиль формирует восприятие. Ах, да, Кока-Кола тоже не меняет свой лого годами, чтобы поддержать свою маркетинговую политику — классическая кола #1, хотя в слепых тестированиях люди предпочитали Нью Колу и Пепси. Но покупают они Кока Колу — такова сила восприятия.
Я немного отвлекся — смысл в том, что даже будучи дизайнером с многолетним опытом, работой в студии и благодарными клиентами, можно производить «недологотипы», не готовые к жизни в конкурентной среде. Симпатичные, но, увы, практически бесполезные. Я не утверждаю, что лого определяет успех фирмы, но я понимаю, насколько важно формировать правильное восприятие своего продукта или бренда, если хотите. С этим пониманием пару лет назад я основал Логомашину. Я посмотрел на опыт своих заказчиков и на то, как я делаю логотипы самому себе.Например, этот лого я сделал для своего канала на Ютьюбе примерно за полчаса:
Самым важным критерием для меня была узнаваемость в любом размере — на Ютьюбе есть и маленькие аватарки, и заставки видео, и превьюшки в списке. Поэтому я сделал ставку на самый «рекламный» цвет — желтый, однозначно ассоциируемый с бананом. «Бантесты» были всегда узнаваемы и набрали 700 000+ просмотров. Стиль логотипа довольно игривый, потому что видео были забавными проверками на сообразительность. В знаке содержится метафора теста с обезьяной и бананом, но важнее то, что она читается как «схватить банан» — добраться до сути и получить награду. Конечно, сейчас я бы сделал этот лого да и весь проект покруче :-) Но если бы такой лого у меня заказывали со стороны, я бы запросил пятизначную сумму — дело могло не закончиться через полчаса работы. Правки, другие варианты, другие цвета могли затянуть процесс и испортить весь смысл логотипа. В итоге могла получиться композиция из обезьян, потому что заказчик хочет чтобы работы было проделано много, бананы зеленые, потому что это необычно, а надпись поменьше, потому что жена посоветовала. Конечно, я не считаю заказчиков идиотами, просто драматизирую.
В общем, я решил делать логотипы заказчикам как самому себе — быстро и с ориентацией на результат. Это, как ни странно, оборачивалось для них дополнительными выгодами — невероятной экономией и скоростью. Оплату я решил брать за варианты — логотипы бывают сложные, бывают попроще, так что я рассчитал среднее и поставил цену в две тысячи. Возвращаясь к теме разговора — предоплата всегда была 100%, потому что я не делал лого на пробу заказчику, я делал лого для его проекта (хотя в таком подходе тоже крылась ошибка, которую я вскоре исправил). Поэтому даже мысли о разбиении оплаты у меня тогда не возникало, тем более что сумма небольшая. Учитывая мой опыт дизайна, это был единственный способ получить лого у меня за такие деньги. Если вы чувствуете ценность в своем предложении, ставьте ту цену, которую считаете нужной, и ту предоплату, которую хотите. Клиенты также почувствуют эту ценность. Отсутствие предоплаты также снижает общую стоимость услуги, о чем вы можете сообщить клиентам.
Потом мы подняли цены и добавили тарифы с большим количеством вариантов — я сделал это, когда у меня в офисе появились штатные дизайнеры, потому что теперь я не просто продавал свое время и опыт, а работу и опыт целой команды. Дизайнеров, конечно, я брал более талантливых, чем я, а сам ударился в продвижение бренда Логомашины. С появлением новых тарифов заказчики оплачивают через интернет по 70 000 рублей, просто из-за доверия к Логомашине. Развивайте свои бренд, и вопрос недоверия и предоплат отпадет сам собой.
Так, шаг за шагом, Логомашина стала ведущим разработчиком логотипов для бизнеса — меньше чем за два года мы сделали 1000+ лого для самых разных клиентов. И ни разу не меняли изначальные принципы — оплата по вариантам, предоплата 100%. Сейчас я планирую еще раз поднять цены, чтобы добавить в производственную цепочку маркетолога — при разработке лого для бизнеса крайне важно правильно выбрать способ позиционирования. Пускай, ценность такого подхода довольно сложно донести до заказчика, я считаю, это необходимо сделать, чтобы логотипы приносили еще больше пользы нашим клиентам. Дело в том, что при заказе все пишут: «красиво», «просто», «узнаваемо», «запоминаемо», «оригинально» — никто не хочет некрасивый, запутанный, незапомиаемый шаблонный лого. Но на самом деле это все не требования, а критерии, и их важность зависит от задачи. А узнаваемость — это вообще не атрибут логотипа. Но это все тема для отдельного поста, если кому-нибудь будет интересно :-)Подводя итог — не бойтесь ставить ту цену и условия продажи, которые считаете нужными. Это ваш продукт, и никто не знает его ценность лучше вас. Развивайте свои бренды и удачи в ваших проектах!
PS Если вы знаете хороших маркетологов-продуктологов в Питере, пишите в комментарии.