Плагиат или референс?
Чтобы достигнуть хай левела в любой творческой области, необходимо постоянно копировать. Невозможно создать что-то новое, не применив уже накопленный опыт. Идеи не возникают из ниоткуда: то, что мы делаем, уже было нами где-то увидено. Как сказал один крутой чувак: «Воровство + улучшение = эволюция».
В далеком 2010 плоский дизайн набирал популярность быстрее чем латексные костюмы в гардеробе домохозяек после «50 оттенков серого»: его (плоский дизайн, а не латекс) без разбору использовали все кому не лень. Плоский дизайн никогда бы не развился до того уровня, который мы видим сейчас, если бы любого кто в нем работал, помимо создателя, подвергали нещадной критике.
Негативное отношение к заимствованию и объявление бойкота всем, кого в нем уличили, привело бы к тому, что одни сервисы никогда не существовали (например, Вконтакте), другие не развивались ввиду отсутствия конкуренции. Смысл удачных разработок заключается в их массовом внедрении. Необходимость копирования очевидна для общества, оно толкает прогресс вперед.
Кроме того, копирование — высшая похвала создателю: если тебя никто не копирует, значит ты делаешь что-то не так. Выиграл ли Google оттого, что его копировали? Конечно, ведь через пару поколений никто не вспомнит про многочисленных последователей, зато все будут знать имя основателя. Стать копируемым — это лучшая мотивация автора уделать конкурентов
Копирование — естественный и необходимый процесс.
Представим ситуацию: во всем мире выкладывает в инстаграм полуобнаженные фотографии только одна девушка (назовем ее Юля). Она пользуется дикой популярностью и по количеству подписчиков готова нагнуть Джастина (он не против).
В ответ на ее успех, остальные женщины последовали примеру Юли и завели аккаунт в инстаграме. Вследствие неравенства, например, генетического, нашлись более интересные особи, которые захватили внимание аудитории и потеснили Юлю с пьедестала. Понимая, что ее акции могут упасть вниз, у Юли остается два выхода: победить в конкурентной войне или потерять топовую позицию.
Потеря позиции влечет состояние внутренней неудовлетворенности, поэтому Юля будет вынуждена что-то менять: например, пойдет на фитнес или вставит силиконовые сиськи, и ее обнаженные фото получат еще больше лайков. А может она даже вспомнит, что умеет читать и скачает книгу по SMM и продвижению.
В чем польза наплыва подражателей? Юля начнет чаще выдавать контент и будет больше следить за собой. Возможно, она даже станет депутатом «Единой России». Подражатели мотивируют Юлю не стоять на месте.
Если говорить о сфере дизайна, то ситуация еще более интересная. Главная особенность коммерческого дизайна — следование современным трендам: компании в массовом порядке избавляются от скевоморфизма в своих логотипах, сайты стремятся к красивой типографике, а flat-иконки подобно беженцам из Африки лезут из всех щелей в надежде остаться с нами навсегда.
Если кратко: все хотят быть похожими, но чуть-чуть разными, прямо как китайцы. Продукт, сильно выходящий за рамки, имеет огромный риск быть непонятым, а дизайнер — остаться без постоплаты.Поэтому, если судить объективно, 90% дизайнерской продукции идентичны, но со своими «фишками».
Причем за право называть фишку «своей» идет ожесточенная борьба: не раз замечал, что на откровенно с3,14зженный элемент не следует абсолютно никакой реакции со стороны автора, но в то же время на мою личную разработку (как казалось вначале), мгновенно агрится ее мнимый первооткрыватель.
У Антона Шнайдера есть интересное мнение на этот счет:
«…мы все находимся в одном информационном и физическом пространстве, и у нас примерно одинаково работают мозги».
В эпоху «когда уже все было» нельзя просто так взять и создать оригинальный дизайн. Если тебе посчастливится встретить дизайнера, который утверждает, что его стиль ни у кого не заимствован, скорее всего ты имеешь дело с знаменитым Вадимом из сообщества анонимных 3,14даболов:
— Здравствуйте, меня зовут Вадим, я дизайнер, и у меня абсолютно оригинальный стиль. — Садитесь, Вадим. — Я не Вадим.
С манией величия не обязательно бороться, ей можно просто наслаждаться.
P. S.
Еще больше советов для дизайнера — в моем блоге ВкТак же мои советы в режиме нон-стоп выходят в ТГ канале. Но будьте осторожны: риск передозировки очень велик.