Кровь, боль и слезы графических дизайнеров
Если тебе знакома милая мордашка моего кролика то ты знаешь что я веду самые крутые курсы для графических дизайнеров. А если не знаешь — то теперь знаешь.
Неповторимая красота снежинки — это не про ошибки человека, который учится дизайну. В этой статье я расскажу о самых популярных косяках, основываясь на опыте 62-х человек, которые прошли у меня обучение.
Поехали.
I. Неправильная стилизация формы
Обрати внимание на сигарету справа. Налицо явная проблема со стилизацией: за счет неправильной работы со светом и тенью, сигарета приобрела граненную форму, хотя должна иметь цилиндрическую.
Мотивы поступка ясны: захотелось сделать посочнее за счет не только тени, но и света, однако поскольку нет базы академического рисунка, в результате «сломана» форма объекта.
С падающей тенью тоже есть свои нюансы (рис 2).
Меня часто спрашивали, почему в одних случаях я использую форму тени А, а в других — форму тени Б. От чего зависит выбор в пользу той или иной формы?
Ответ прост: все дело в поверхности на которую падает тень. В данном случае, на рисунке А плоская поверхность, на рисунке Б — цилиндрическая (рис. 3). Тень повторяет форму объекта, на который падает.
В плоской графике мы сознательно многое упрощаем (рис.4), например, тут я избавился от собственной тени предмета и поставил объект в таком ракурсе, чтобы у него была видна только одна сторона (линия горизонта на уровне глаз). Если бы не падающая тень от прямоугольника сверху, в таком ракурсе и стиле цилиндр ничем бы не отличался от прямоугольника.
Зачем вообще париться с тенями, стилизовать объем и показывать форму? Рассмотрим на примере (рис 5).
На рисунке А просто пятно. У него нет глубины, объема, его неинтересно разглядывать и оно выглядит «не очень». Сравним с рисунком Б: появился объем, видно направление источника света (для тех, кому не видно, воткнул лампу слева вверху). Даже на таком примитивном примере разница ощутима.
Из этого делаем вывод, что задача плоского иллюстратора не игнорировать объем, а стилизовать его. Упрощать так, чтобы подчеркнуть форму предмета и ни в коем случае не сломать ее. А для этого пригодится базовое знание академического рисунка.
Откуда растут ноги: дизайнеру необходимо знать и уметь применять на практике азы классического рисунка.
Решение: Вбить запрос “Academic drawing simple shape” на Пинтересте или изучить книгу Николая Ли «Основы академического рисунка»(можно скачать в интернете бесплатно). Посмотреть как распространяется свет и тень в зависимости от формы предмета, закрепить на практике и больше никогда не косячить.
II. Невыразительный ракурс
Отличить работу матерого флэт-иллюстратора (или графического дизайнера, я уже писал, что это одно и тоже) от работы новичка очень просто: новичок чертовски боится сложных ракурсов, предпочитая делать все как можно более статичным и строго в анфас (рис.6 ).
Это не самое удачное решение, потому что большинство окружающих нас объектов имеют в своей основе простую геометрическую форму, которую нежелательно размещать в анфас, потому что либо предмет будет смотреться скучно, либо зритель не поймет, что за объект изображен.
Посмотрите на эту иллюстрацию:
Под буквой А ракурсы выбраны неудачные: плохо считываются, не интересны для разглядывания. У Б этих недостатков нет.
Когда я разбирал работу Регины в своем телеграм-канале, я немного пошутил на эту тему (см. рис. 8).
Но показывать сразу несколько сторон предмета не является панацеей: третий способ (который я назвал в честь Регины) тоже имеет право на существование. Только добиваться иллюзии объема придется более экзотичным способом. Например, с помощью приема «Положи на него» (см. рис 9).
Его суть в том, что объекты в иллюстрации могут (а в данном случае, должны) быть расположены не только слева, справа, сверху или снизу относительно друг друга, но и над друг другом.
Допустим, у тебя у иллюстрация, на которой изображен стол с лежащими на нем предметами. Пусть это будет кружка кофе (см. рис. 10)
На рисунке А объем недостаточно проработан: высота кружки и положение рукоятки не находятся на одном уровне, значит на рукоятку должна падать небольшая тень как на рисунке Б.
В итоге мы имеем 2 падающих тени: 1-а падает от основания кружки на рукоятку, 2-ая от кружки на поверхность. Лучше, но пока что скучновато. А что если добавить блюдце (см. рис 11)?
Теперь тень от кружки падает не только на поверхность, но и на блюдце, от которого, в свою очередь, тоже падает тень на поверхность.
Пятно тени принимает интересную форму, а изображение становится «более глубоким». Даже в таком подчеркнуто-плоском ракурсе, появляется объем, и предмет интереснее разглядывать.
Несмотря на всю комичность названия, прием «Положи на него» — это классное оружие в арсенале иллюстратора, которое может спасти даже в самой безвыходной ситуации.
Я активно применяю его в своих иллюстрациях (см. рис 12)
Если заходить еще глубже в дебри, то объекты могут не только лежать, но и парить друг на другом.
Этот прием классно смотрятся в изометрических иллюстрациях. Например, в своей иллюстрации для SolarDao, я использовал его, чтобы добавить изображению глубины (см. рис 13).
Откуда растут ноги: Не хватает практики в работе с композицией.
Решение: очень много и жадно (подчеркнуть) смотреть на чужие работы, копировать фишки, постоянно задавать себе вопрос «За счет чего эта иллюстрация с Биханса/Дрибббла/Пинтереста смотрится круто?» и искать на него ответ, ставить себе сложные задачи и находить вкусные решения. Не забывать, что на рынке нет места работам «удовлетворительного» качества.
III. Слабая работа с цветом
Цвет — это сплошная боль.
Этап работы с цветом воспринимается как прививки от гриппа. Или поход к стоматологу. Неприятная, но необходимая процедура. Признаюсь — этот этап я ненавидел больше всего. Ненавидел, потому что не понимал. А не понимал, потому что все книги и материалы, которые мне попадались по теме были либо написаны шизофрениками, либо ими переведены (оценочное суждение).
О проблеме работы с цветом я уже писал небольшую заметку, поэтому мусолить дважды не буду.
Слева показано, как многие новички любят подбирать цвет тени: берут исходный цвет, смешивают его с точно таким же цветом, только чуть темнее — вжух, и тень готова. Справа — более интересный способ: смешиваем исходный цвет с его комплементарным аналогом.
Откуда растут ноги: оттуда, откуда не должны расти руки.
Решение: практика, много практики.
Напоследок поделюсь одним своим важным наблюдением.
Еще есть люди, которые сидят в глухом пуленепробиваемом танке и верят, что за узкопрофильными специалистами будущее. Они правы: за такими специалистами будущее. Обеспеченное, надежное, светлое. Только не их, а начальников таких специалистов. Тех, кто координирует работу людей, умеющих функционировать лишь в команде, а не по одиночке.
С каждым годом требования к дизайнеру растут: мы должны уметь целую кучу вещей, разбираться в том, что делаем от и до, и при этом успевать находить заказы. Т.е. создавать, презентовать и продавать.
Время не играет нам на руку: получать знания эмпирическим путем — непозволительная роскошь. В современном дизайне нет места черепахам.
Я сам одновременно и учу, и учусь. Если графический дизайн — твоя заветная мечта или слабое место, ознакомься с программой моего курса. Возможно, это то что тебе надо.
Успехов во всех начинаниях!
По всем вопросам пиши Вконтакте или в Телеграме
P. S.
Еще больше статей — в моем блоге Вк
Так же мои советы в режиме нон-стоп выходят в ТГ канале. Но будьте осторожны: риск передозировки очень велик.