Топ-50 онлайн-ритейлеров в соцмедиа в 2021 году. Статичная динамика рынка
В рамках исследования рынка e-commerce было проанализировано более сотни компаний, среди которых отобрано 50 самых популярных онлайн-ритейлеров среди русскоязычных пользователей в социальных медиа.
Если в 2020 году большинство потребителей массово привыкали к шоппингу в формате «дома на диване», то сейчас покупки онлайн стали частью повседневной жизни. Благодаря чему рынок российского e-commerce постепенно стабилизируется — рейтинг покинул лишь 1 ритейлер, 8 игроков сохранили позиции, а каждая пятая компаний показала рост интереса со стороны пользователей.
Активнее других сегментов e-commerce с начала года растут маркетплейсы, онлайн-аптеки и food-ритейл. Каждый пятый участник рейтинга — сервис доставки продуктов на дом. Причем традиционные ритейлеры по популярности все еще проигрывают сервисам доставки продуктов.
«Большая тройка» ритейла: лидеры рейтинга
Один из признаков становления рынка e-commerce в России — стабильные позиции лидеров. Топ-3 рейтинга 2021 года совпадают с результатами исследования Brand Analytics за 2020 год:
1 место — AliExpress
2 место — Ozon
3 место — Wildberries
Большая тройка маркетплейсов вызвала наибольший интерес у пользователей,собрав 9,3 млн упоминаний — это 66% от суммарного числасообщений всех участников рейтинга. Свою позицию сохранил и Сима-Ленд (4), совместно с лидерами образуя «BigFour» российского ритейла.
Маркетплейс Яндекс.Маркет (5,+1)завершает Топ-5 рейтинга, поднявшись на позицию выше за прошедшие полгода. IT-гигант делает ставку на AR-технологии: в приложении стал доступен просмотр трехмерных моделей товаров. Функция позволит оценить в режиме дополненной реальности как товары впишутся в окружающую обстановку.
СберМаркет (6,+3) продолжает лидировать в сегменте food. Компания поднялась на 3 позиции вверх, оставив позади всех конкурентов food-сегмента. Сервис постоянно расширяет партнерскую сеть: в июне компания объявила о доставке продуктов из IKEA (9, +4) — теперь шведские фрикадельки можно заказать в приложении или на сайте СберМаркета.
Вторая десятка рейтинга оказалась захвачена миром высокой моды: появление в топе Shein (12, new) и Zara (13, new) укрепили позиции fashion-сегмента в рейтинге. Российская Lamoda (14,+2)за период исследоваия обогнала по популярности ASOS (15, −1). Для российского ритейлера фокус на моду оказался удачным: отказавшись от попыток сделать маркетплейс «как у всех», команда Lamoda сосредоточилась на развитии основного направления. Благодаря чему в I квартале 2021 года аудитория маркетплейса заметно увеличилась, а чистый оборот на одного клиента вырос на 12%.
Но не модой единой: во вторую двадцатку ворвался ВкусВилл (16, +11)— с 27 строчки в 2020 году продуктовый ритейлер поднялся сразу на 11 пунктов. Такому росту способствовали активная экспансия в регионах и фокус на доставку продуктов.
В сегменте доставки продуктов представителей из оффлайна больше, но они проигрывают битву за внимание пользователя онлайн-ритейлерам: ВкусВилл (16,+11), Пятерочка (26), Перекресток (23,+6), Азбука Вкуса (29, new), О’кей (39, new) и Метро Кэш энд Кэрри (43) суммарно получили 351 тыс. упоминаний, тогда как у "цифровой четверки"— СберМаркета (6,+3), Самоката (27, new), Яндекс.Лавки (31, new) и Утконоса (47, new) — суммарно почти 500 тыс. сообщений.
Рейтинг покинул СтолПлит: несмотря на общий рост интереса к покупке товаров для дома в онлайне, мебельный ритейлер не выдержал конкуренции и переместился с 27 позиции за пределы Топ-50 нашего рейтинга.
Топ-50 онлайн-ритейлеров в соцмедиа, первое полугодие 2021
№ |
Динамика позиций |
|
Ритейлер |
Категория |
Количество упоминаний |
1 |
- |
|
Aliexpress |
маркетплейсы |
5 944 800 |
2 |
- |
|
OZON |
маркетплейсы |
1 871 200 |
3 |
- |
|
Wildberries |
маркетплейсы |
1 498 000 |
4 |
- |
|
Сима лэнд |
маркетплейсы |
743 600 |
5 |
+1 |
|
Яндекс.Маркет |
маркетплейсы |
383 700 |
6 |
+3 |
|
СберМаркет |
food |
364 800 |
7 |
-2 |
|
Лабиринт |
книги |
276 800 |
8 |
- |
|
Литрес |
книги |
224 200 |
9 |
+4 |
|
IKEA |
товары для дома |
207 200 |
10 |
+1 |
|
eBay |
маркетплейсы |
188 800 |
11 |
-1 |
|
Apteka.ru |
фарма |
162 800 |
12 |
new |
|
Shein |
fashion |
141 900 |
13 |
new |
|
ZARA |
fashion |
140 900 |
14 |
+2 |
|
Lamoda |
fashion |
135 300 |
15 |
-1 |
|
ASOS |
fashion |
123 200 |
16 |
+11 |
|
ВкусВилл |
food |
111 700 |
17 |
+1 |
|
М.Видео |
электроника и техника |
104 600 |
18 |
+2 |
|
Эльдорадо |
электроника и техника |
96 500 |
19 |
- |
|
Ситилинк |
электроника и техника |
84 500 |
20 |
+2 |
|
Связной |
электроника и техника |
83 900 |
21 |
-4 |
|
Детский мир |
товары для детей |
72 300 |
22 |
-1 |
|
DNS |
электроника и техника |
71 700 |
23 |
+6 |
|
Перекресток (Впрок) |
food |
67 800 |
24 |
-1 |
|
Золотое Яблоко |
красота |
67 600 |
25 |
- |
|
Петрович |
товары для дома |
66 800 |
26 |
- |
|
Пятерочка |
food |
64 800 |
27 |
new |
|
Самокат |
food |
60 000 |
28 |
new |
|
Е-аптека |
фарма |
56 100 |
29 |
new |
|
Азбука Вкуса |
food |
47 700 |
30 |
new |
|
H&M |
fashion |
44 400 |
31 |
new |
|
Яндекс.Лавка |
food |
43 700 |
32 |
-2 |
|
Сбер Мега Маркет |
маркетплейсы |
43 000 |
33 |
-18 |
|
Sokolov |
ювелирные украшения |
42 300 |
34 |
new |
|
Аскона |
товары для дома |
38 600 |
35 |
new |
|
СпортМастер |
fashion |
38 300 |
36 |
new |
|
ДочкиСыночки |
детские товары |
32 800 |
37 |
new |
|
Леруа Мерлен |
товары для дома |
32 600 |
38 |
new |
|
E-katalog |
электроника и техника |
32 100 |
39 |
new |
|
Окей |
food |
31 700 |
40 |
-15 |
|
585*Золотой |
ювелирные украшения |
21 700 |
41 |
new |
|
Все Инструменты |
Товары для дома |
27 700 |
42 |
new |
|
Sunlight |
ювелирные украшения |
27 700 |
43 |
new |
|
Metro Cash & Carry |
food |
27 700 |
44 |
new |
|
Здрав Сити |
фарма |
27 300 |
45 |
new |
|
Аптека от склада |
фарма |
26 900 |
46 |
new |
|
Л'этуаль |
Красота |
24 900 |
47 |
new |
|
Утконос |
food |
22 800 |
48 |
new |
|
Бетховен |
товары для животных |
22 800 |
49 |
new |
|
Bonprix |
fashion |
22 500 |
50 |
new |
|
Petshop |
товары для животных |
21 600 |
Не маркетплейсами едиными: интерес к сегментам e-commerce в соцмедиа
Если динамика интереса к категориям в 2020 году была похожа на американские горки, то сейчас общий интерес к ритейлу в разрезе категорий стабилизировался: динамика по большинству сегментов имеет лишь сезонные пики и не демонстрирует системных колебаний. Исключение — food-ритейл.