Главное Свежее Вакансии   Проекты
😼
Выбор
редакции
561 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Ромир: россияне растеряли «свободные деньги» к концу лета

В августе 2021 года объем «свободных денег» в российских семьях снижается второй месяц подряд и стал одним из самых низких значений в этом году.

Ромир разработал методику расчета Индекса «свободных денег» (ИСД) — показателя, демонстрирующего динамику возможности домохозяйств потреблять товары и услуги сверх необходимых потребностей (методика описана ниже).

Согласно расчетам на основе данных Romir Scan Panel* о первоочередных затратах россиян и при сравнении их со средними доходами, в августе 2021 года объем «свободных денег» в среднестатистическом российском домохозяйстве сократился на 5% по сравнению с июлем 2021 года. Годовое же падение составило 2%. Показатель января 2019 года принят за 100% — исходную точку для расчета индекса. В августе 2021 года ИСД составил 80%.

Исполнительный директор Ромир и MILE Group Инна Караева прокомментировала результаты исследования: «Индекс снижается в связи с сезонным фактором — началом учебного года. Покупатели увеличили свои расходы на некоторые категории, а количество свободных денег снизилось. Следует отметить, что помимо сезонного фактора в августе наблюдается структурное снижение индекса: его уровень оказался существенно ниже показателей 2020 и 2019 годов».


Источник данных: Ромир, 100% = январь 2019 года

Методика

«Свободные деньги» домохозяйств в контексте данного исследования — это денежные средства, которые остаются у домохозяйства после покупки необходимых продуктов питания, товаров повседневного спроса, оплаты жилищно-коммунальных, транспортных и других услуг. Это именно те средства, которые домохозяйство может израсходовать на образование, здоровье, ремонт, отложить для крупной покупки (квартира, дача, автомобиль и т. п.), потратить на отдых и развлечения или просто отложить в виде накоплений. Также именно из этих денег выплачиваются кредиты.

Индекс «свободных денег» рассчитывается как разница между доходами домохозяйства и затратами на необходимые товары и услуги. Средние доходы домохозяйств определяют на основе собственных расчетов Ромир и Росстата. А затраты на необходимые товары и услуги рассчитываются на основе данных панельного исследования Romir Scan Panel*.

Доходы домохозяйства складываются из регулярных и разовых денежных поступлений, получаемых всеми членами домохозяйств (семей) из различных источников:

  1. заработная плата с различными начислениями и доплатами;
  2. пенсии, пособия, стипендии, страховые и социальные выплаты;
  3. доходы от предпринимательской деятельности;
  4. доходы от операций с личным имуществом;
  5. другие виды доходов.

Для расчета индекса «свободных денег» все затраты домохозяйств были разделены на две группы по степени важности для обеспечения жизнедеятельности домохозяйств: необходимые (первоочередные) и желательные (вторичные). Основным фактором при распределении затрат по данному признаку является степень свободы домохозяйства в распределении расходов на удовлетворение тех или иных нужд и потребностей. В случае с необходимыми (первоочередными) затратами у домохозяйств свобода выбора отсутствует, поскольку данный вид расходов необходим для обеспечения элементарной жизнедеятельности домохозяйства.

К необходимым (первоочередным) относятся затраты на следующие виды товаров и услуг:

  1. продукты питания;
  2. непродовольственные товары повседневного спроса;
  3. жилищно-коммунальные услуги;
  4. бытовые услуги;
  5. медицинские услуги;
  6. услуги пассажирского транспорта;
  7. услуги связи;
  8. обязательные платежи.

Вторичные затраты могут осуществляться и перераспределяться по желанию членов домохозяйств, исходя из их текущей потребности. В качестве примера желательных (вторичных) можно привести затраты на следующие виды товаров и услуг: движимое и недвижимое имущество (квартира, дача, автомобиль и т.п.), одежда, мебель, бытовая техника, развлечения, платные образовательные услуги, услуги учреждений культуры, путешествия, денежные сбережения, алкоголь, а также другие виды товаров и услуг.

*Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением от 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют QR-коды с чеков. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Первые Новые Популярные
Комментариев еще не оставлено
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.