Главное Свежее Вакансии   Проекты
Продвинуть свой проект
24 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Теория и практика хобби для ИТ-шника

Для человека, вся жизнь которого сосредоточена внутри квартиры, хобби - один из необходимых элементов комфорта на длительных промежутках времени. В этой статье разовьем данную мысль – суть тут не только в общении, но и в стимуляции более эффективной работы.

b_5caf48e60532a.jpg

Удаленная работа действительно не дает нужного многим “офисного” общения (мы писали об этом в одной из прошлых статей). Никаких совместных перекуров и ланчей. Но борьба с последствиями удаленного формата не требует никакого “преодоленчества”. Можно просто устроить свою жизнь так, чтобы нехватка общения и усталость от работы не накапливались.

Хобби – отличный инструмент управления своим настроением, и наши сотрудники, пусть и неосознанно, активно им пользуются. Но прежде чем мы поговорим про их интересы, немного полезной теории.

Где хобби, а где – работа?

Практически любое хобби требует сосредоточенности и определенных умственных усилий, как и работа. Но работа и хобби не тождественны, а потому имеют разное воздействие на наш мозг и его работоспособность. В чем же разница?

Казалось бы, хобби и домашние проекты (или, как их еще иногда называют, pet-проекты) вполне могут перерастать во что-то, приносящее деньги. Так начинались Gmail и Uber. И какому стартапу не хотелось бы повторить их успех? Но не так просто это сделать. Идеология типичного стартапа – “провались быстрее”. В мире технологий время играет ключевую роль. Если медленно продвигать свой проект, вас опередят конкуренты. Поэтому нужно прикинуть, есть ли у идеи перспективы, как можно раньше. В принципе, это можно сказать обо всех проектах на основной работе: сроки всегда имеют значение. Опираясь на эту идею, Hiut Denim Co на Medium выделил три основных момента, которые отличают хобби или домашний проект от амбициозного стартапа или иного бизнес-проекта:

  • Он не является основным источником дохода. Если проект провалится, с голоду никто не умрет.
  • Он не “горит” по срокам. Подключаться к проекту можно тогда, когда хочется, не надо жестко планировать занятость из-за надвигающихся дедлайнов. Можно позволить себе экспериментировать с новыми подходами, технологиями и идеями, даже если они требуют больше времени на реализацию.
  • Вас тянет к этим проектам. Несмотря на отвлекающие факторы, семейные сложности и другие препятствия, к проекту хочется вернуться снова.

Похоже, наши сотрудники согласны с этими утверждениями.

При чем тут удаленка?

Офисный сотрудник из мегаполиса сегодня имеет не так много времени, которое можно было бы уделить своим увлечениям. Про московские два часа в одну сторону от дома до места работы я и не говорю, это вообще жизнь в дороге. Но даже если на транспорте или личном автомобиле приходится ехать час, за 12 рабочих дней набегают полные сутки, потерянные из жизни.

Можно опереться на нечеловеческую силу воли и попытаться выкраивать для хобби один час каждый день. Но такой подход не для всех. На многих он если и окажет позитивное воздействие, то в итоге уведет в пучину переутомления.

Гораздо эффективнее переключаться несколько раз за день (правда, учитывая, что отвлечение отвлечению рознь). Этой теме посвящено довольно много опубликованных работ. К примеру, специалисты кафедры организационного поведения и управления персоналом в Университете Торонто показали, что так можно пополнить запас сил, необходимых для контроля за собственным поведением и степенью сосредоточенности. А исследования Draugiem Group выявили, что эффективная работа не тождественна большим временным затратам, когда то самое “пополнение запаса сил” организовано правильно. 10% наиболее производительных сотрудников в их выборке тратили на работу даже меньше времени, чем все остальные, но в среднем раз в 52 минуты делали перерывы на 17 минут. Причем позитивно на продуктивности сказывался не любой перерыв, а принципиальная смена деятельности, т.е. участники тратили 17 минут не на проверку почты или просмотр роликов на YouTube, а на чтение книг, общение.

Приведенные выше ссылки на исследования не надо воспринимать как руководство к точному расчету минут работы и отдыха. В конце концов, это что-то вроде “средней температуры по больнице” на большой выборке людей. Суть здесь в том, что гораздо большей эффективности в работе можно достичь, грамотно совмещая ее с теми занятиями, которые не требуют усилия воли для удержания внимания, а дают возможность как-то самореализоваться вне жестких рамок. Однако стандартный офисный график обычно не допускает таких вольностей. В некоторых офисах даже следят за тем, чтобы сотрудники лишний раз не отвлекались на личные дела и не снижали производительность.

На удаленке подобрать комфортный распорядок дня проще. А социализация, сопутствующая многим видам хобби, поможет справиться с вынужденным отшельничеством.

Хобби как инструмент повышения эффективности

В 2014 году Кевин Эшлеман выяснил, что люди, имеющие творческие хобби, чаще применяют творческий подход к выполнению своих задач на основной работе. Казалось бы, чтобы добиться большего, бизнес должен заставить сотрудников творить. Но нет. Анализ результатов показал, что большую эффективность в работе дает чувство полного контроля над ситуацией в свободное время (т.е. свобода в творчестве).

Кстати, примеры позитивного влияния хобби на работу можно найти не только в отчетах психологов, но и среди научных баек. Так, практика в живописи помогла Галилею предположить, что Луна имеет неровную поверхность, с горами и кратерами (вопреки общепринятому на тот момент мнению о том, что ее поверхность гладкая). Рисуя маслом, он отлично представлял, как выглядят трехмерные объекты на плоском холсте и просто увидел в телескоп знакомую картину. Т.е. знания из практики в принципиально иной области сработали в совершенно неожиданный момент, позволив взглянуть на проблему под другим углом.

История Галилея — пример расширения набора знаний за счет хобби. Но влияние такая дополнительная деятельность оказывает и на уровне физиологии. Игра на музыкальных инструментах помогает укреплять связь между полушариями мозга; головоломки, видео и карточные игры изменяют нейронные пути и синапсы, повышая способность к самоорганизации. Да и в целом любые дополнительные навыки помогают мозгу строить новые нейронные связи, в итоге работать лучше и быстрее.

Известный факт – в Google сотрудники 20% рабочего времени могут тратить на побочные проекты. Смысл этого правила прост – так можно повысить продуктивность в остальные 80% рабочего времени.

Лекарство от стресса и выгорания

Хобби и домашние проекты – это не просто удовлетворение амбиций и самовыражение. Если какой-то из аспектов основной работы вызывает стресс (например, жесткие сроки проекта), то хобби – это переключение на занятие, снижающее уровень гормонов стресса в организме.

Авторы книги The Willpower instinct считают, что стресс переводит мозг в состояние ожидания “быстрой награды” за свои труды. Мы как будто ждем, что по итогам недели вознаградим себя “пивом по пятницам” или безудержным шоппингом в выходные. Но по факту эта “быстрая награда” не решает первоначальную проблему – не избавляет от стресса. Истинное решение – на уровне физиологии, регулирования соответствующих гормонов. Большую роль в этом процессе играют физические упражнения, но не на последнем месте оказывается и творчество – все та же игра на музыкальных инструментах и музыка в любых проявлениях, чтение – фактически любое занятие, помогающее отвлечься. Наличие хобби, тем более творческого, разрывает шаблон “больше работать, чтобы больше тратить”, повышает градус удовлетворенности текущим положением вещей (работой, да и жизнью в целом), снижая вероятность выгорания.

Если выражаться простым языком, то хобби – это способ отдохнуть от себя, от карьеры и груза ответственности.

Пара ссылок для тех, кому интересно:

Взгляд со стороны HR

Кадровики особенно крупных компаний используют все доступные способы, чтобы как-то классифицировать входящий поток кандидатов, – от задачек “про люки” до вопросов “кем вы видите себя в нашей компании через 5 лет”. Наличие и характер хобби – это еще один маркер в пользу кандидата на должность, где нужна страсть, драйв и самостоятельность. Любопытно, что при этом многие ИТ-шники и люди, профессионально занимающиеся наукой, как раз не склонны раскрывать свои личные интересы. Это и понятно – к сожалению, в этом мире полно кадровиков и руководителей, которые считают, что все мы – “винтики в большом механизме”, т.е. на уме должны быть только корпоративные интересы. Да и непонятно, как серьезное профессиональное сообщество отнесется к вышиванию крестиком или радиоуправляемым игрушкам.

А вот мы интересуемся жизнью сотрудников за рамками работы. Хобби – важная часть их, которая иногда неожиданно проявляется даже на общих созвонах, помогает им самореализовываться и находить единомышленников в коллективе. И вот несколько интересных примеров.

Как отдыхает “Максилект”

Проектирование и печать в одном флаконе

Владимир Васяев, ведущий специалист по автоматизированному тестированию программного обеспечения

Я со школы увлекался программированием в разных его проявлениях. Как это выглядит на практике? Ты сидишь и что-то делаешь в компе – оно все в компе и остается. С таким взглядом на мир первое знакомство с Arduino стало для меня настоящим открытием: ты сделал что-то в компе, а оно приходит в реальный мир, будь то таймер управления лампочкой или радиоуправляемая игрушка. Ты можешь управлять устройствами реального мира!

Со временем интерес к Arduino вырос в полноценный 3D-принтер. Я хотел собрать его по классике RepRap на базе шаговых двигателей от советских дисководов 5.25’’. Но в родном городе было негде напечатать детали и найти нормальные направляющие. Да и моторы все-таки пришлось заказать из Китая.

Забавно, что 3D-печать в мою жизнь пришла вместе с мыслью о том, что все “паяльные” проекты надо куда-то засовывать – для них нужны корпуса по индивидуальным размерам, которые гораздо проще напечатать, чем изготавливать где-то на заказ. Плюс была мысль заняться литьем из алюминия по выплавляемым моделям. Первое пока реализуется в очень ограниченном масштабе, а до второго руки еще не дошли. Но хотя первоначальные задумки реализованы не в полной мере, по мере эксплуатации выяснилось, что 3D-принтер в современном мире – это как пассатижи: универсальный и для некоторых совершенно незаменимый инструмент. Безусловно, есть масса людей, кто дома не держит вообще никакого инструмента. Но если вдруг появляются пассатижи, найдется применение и принтеру.

3D-принтер учит совсем другому взгляду на вещи. Ты не применяешь доступные объекты для решения своих задач, а сам их проектируешь, отталкиваясь от мельчайших деталей. И тут нужна голова, заточенная на 3D-моделирование. Так что я освежил свои знания по 3D (я когда-то изучал его в колледже, но до появления принтера и не вспоминал) и понемногу улучшаю быт через реализацию тех вещей, которые мне действительно нужны, а не тех, что доступны для покупки, – от плафонов для светильников до кухонных принадлежностей. Осенью даже логотип “Максилекта” напечатал к встрече с коллегами.

b_5caf4a8ba030b.jpg

Последний проект – радиоуправляемая машинка, которую я создаю с нуля. Кстати, эта задача тоже с историей. Я дожил до 30 с небольшим лет, но у меня никогда не было радиоуправляемой машинки. И вот я ее себе купил. Поначалу это было очень круто – не последнюю роль тут сыграло мое увлечение реальным оффроудом.

b_5caf4b096cd71.jpg

Радиоуправляемая модель ведет себя почти как настоящая. Оказалось, очень прикольно проходить на ней “в раскачечку” препятствия на скомканном одеяле или проезжать между подушками дивана. Но спустя несколько дней экспериментов мне показалось, что машинка какая-то вялая. И первое, что я сделал, – напечатал новый корпус, позволяющий использовать вместо двух пальчиковых батареек один аккумулятор 18650. Подняв таким образом крутящий момент (две АА-батарейки – 3 В, 18650 – 3,7 В), я заставил ее срывать колеса, так что следующим шагом напечатал большие покрышки, чтобы момент распределялся немного по-другому. С новыми колесами у нее уже не хватало момента, чтобы проходить некоторые неровности дивана. И в этот момент я понял, что надо переделывать редуктор. Но из-за корпуса машинки то, что мне было нужно, туда было уже не напечатать – не было места. Так что я начал все делать с нуля.

b_5caf4b7dd2ce6.jpg

В библиотеках моделей, куда я выкладываю свои наработки, полно аналогичных проектов. Но в противовес работе, где нужно выдавать результат в заданные сроки, здесь главное процесс, подкрепленный успешным результатом, но не ограниченный во времени. Да и в целом любое хобби, будь то реальный оффроад или проектирование уменьшенного абстрактного “дивано-дорожника”, расширяет границы моих возможностей. Разве мог я предположить еще пару лет назад, что смоделирую и напечатаю с нуля работающую радиоуправляемую модель? Тут же масса мелких вопросов. К примеру, у Arduino очень ограничен доступный объем памяти, так что тут пришлось попрыгать не только с механикой, но и с оптимизацией радиосвязи между пультом и машинкой – пару вечеров боролся с лагом в полсекунды. Как и с проездом на “Ниве” через 40-сантиметровые бревна, которые по мере набора опыта учишься штурмовать в распрыжечку, это очередной вызов. Решая такие задачи для удовольствия, ты понимаешь, что нет ничего невозможного – не существует непроходимых путей. Наверное, параллельно это учит некоторому проектному менеджменту – ты начинаешь спокойно браться за те задачи, полный путь реализации которых на старте еще не мог сформулировать.

b_5caf4b8e2561a.jpg

Историческая точность

Анна Рожкова, специалист по автоматизированному тестированию программного обеспечения

На последнем курсе университета увидела репортаж о старых ремеслах. В качестве примера там показывали, как изготовить простое украшение. Попробовав его повторить, я заинтересовалась уже всерьез и начала изучать. Тогда был 2010 год, когда в нашем регионе общедоступный интернет был не так развит, соответственно информации на русском языке было мало. Но подтянув английский, я получила доступ к зарубежным описаниям техник и подходов.

По прошествии восьми лет я уже много чего умею – вязать, вышивать и т.п. Но именно ткачество мне не надоедает – видимо, это мое занятие.

b_5caf4cf11bfe2.jpg

Изначально мне было интересно просто научиться, но параллельно с моими экспериментами в Омской области стали проводить первые этнографические фестивали. Раньше все внимание сообщества фокусировалось на фэнтези, но с определенного момента появилось движение реконструкторов, уходящих глубже в историю. Не исключено, что их подтолкнуло именно развитие интернета и социальных сетей как каналов общения. Так или иначе, начало формироваться сообщество, где каждый фокусируется на своем: кто-то кует оружие, кто-то делает бытовые вещи и продвигает какие-то еще техники. И они сами вышли на меня – начали обращаться за тканями или отдельными элементами костюмов.

b_5caf4cfd784bf.jpg

Для меня все это – не источник дохода, а в первую очередь интересная задача. Когда человек, допустим, реконструирует костюм X века, он штудирует книги, изучает археологические находки, просматривает тематические выставки в музеях. Обращаясь ко мне, обычно приносят какие-нибудь фотографии экспонатов музеев из центральной части России (там исторические исследования развиты гораздо лучше, чем у нас), а то и вовсе ограничиваются наброском из исторической литературы и описанием: такая-то ширина, такой-то орнамент, такой-то состав. Что поделать, летописцы обычно не заботились о том, чтобы описать процесс производства деталей одежды. Мне же из набора существующих техник надо выбрать наиболее подходящие, представляя, что каждая из них даст на выходе. И тут нужен определенный настрой. Порой до начала работы проходит несколько дней, пока я не пойму, как к этому подойти.

Главное, чтобы в этот момент надо мной не висели сроки. Иногда ведь бывает, что люди не продумывают детали заблаговременно, а обращаются в последний момент. И тогда я постоянно об этом думаю – о том, что не успею. Часть удовольствия от этого теряется.

Честно говоря, какие-то идеи у меня рождаются постоянно. И я их реализую по мере возможности – когда станок освобождается. Меня это успокаивает, переключает мозг с напряженных мыслей о работе, позволяет насладиться процессом.

От демонтированного с машины кресла к массовым мероприятиям

Дмитрий Мастеров, специалист по автоматизированному тестированию программного обеспечения

У меня несколько увлечений. Играю на гитаре в банде – мы выступаем на местных площадках. При удаленной работе с музыкой все просто: появился у тебя перерыв 15 минут от того, что мозги вскипели, – можно взять гитару и сыграть пару песен, никому не мешая. Мне это помогает проветрить голову.

b_5caf4a179fdfb.jpg

А еще я большой автолюбитель. В летний сезон участвую в гонках на местной трассе, перед которыми постепенно дорабатываю свой автомобиль.

b_5caf4d7d58ea8.jpg

Кстати, как раз такая доработка стала началом для еще одного развлечения.

Я почувствовал, что боковой поддержки стандартного водительского сидения мне в поворотах не хватает, поэтому встал вопрос его замены. Новое кресло я нашел и поставил, а вот старое обычно люди не продают и не выкидывают, а убирают в гараж (на случай принятия неочевидных законов о переделках). Не имея гаража, я его принес домой. Как-то проходя мимо, сел в него и подумал, а почему бы не собрать дома простую конструкцию кабины и не поставить туда симулятор?

Сказано – сделано. Накидал простенькую конструкцию в 3D-редакторе, сделал чертеж. Изначально планировал сварить, но для этого нужен нормальный металл, он тяжелый, т.е. будут проблемы с размещением дома. Вместо этого отец посоветовал использовать никелированные трубы от джокер-системы (мебельные комплектующие), дополнив их кусками столешницы из мебельного дисконта.

Из оборудования туда подключил ноутбук с симулятором Assetto Corsa и поставил любительский руль Logitech G27, заменив их уменьшенную баранку на стандартный автомобильный руль через напечатанный на 3D-принтере переходник. Контроллер этот довольно старый, но б/у варианты все еще можно найти в хорошем состоянии. Более новые модели примерно той же ценовой категории не имеют существенных преимуществ, отличаются лишь формой руля, так что для меня и смысла в них не было.

Получился кокпит для домашних тренировок на симуляторе. Особенно это ценно оказалось зимой – в Сибири на спортивной машине по сугробам особо не поездишь.

b_5caf4e53e4fea.jpg

Симулятор дает возможность набивать руку, изучать поведение машины, не ощущая своим телом перегрузок. Это на самом деле не так просто. По сути, отрезается большой кусок ощущений, и ты начинаешь думать, как реализовать то, что нужно, с технической точки зрения: как двигать руками и ногами, когда переключаться, какую выбрать траекторию. Такие тренировки много лучше, чем ничего. Тем более что симулятор я выбрал популярный, для него есть множество любительских трасс и расширений машин, где заложена физика подвески, разгона и всего остального, вплоть до резины. Я нашел мод и под свою спортивную машину.

Полезно это оказалось не для меня одного. У меня много друзей, которые интересуются автоспортом и сами не против покататься на симуляторе. Поэтому как только кокпит заработал, появилась идея собраться вместе и устроить маленький “комнатный” чемпионат. Теперь мы периодически собираемся, чтобы посоревноваться.

Жаль, кокпит только один, поэтому мы вынуждены ограничиваться очень узким кругом знакомых, ведь чтобы показать какой-то результат, каждому нужно какое-то время, чтобы попробовать.

P.S. Мы публикуем наши статьи на нескольких площадках Рунета. Подписывайтесь на наши страницы в VK, FB или Telegram-канал, чтобы узнавать обо всех наших публикациях и других новостях компании Maxilect.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Первые Новые Популярные
Комментариев еще не оставлено
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.