Акселератор, стартап-ивент, конкурс или бомбардировка VC с помощью Exec Summary?
Как мы уже отметили в профиле «Масс.Штаба» на Спарке, мы ищем инвестиции на продвижение своего следующего проекта. Ситуация в мире стартапов абсолютно стандартная: нашли нишу, нашли уязвимости у лидеров рынка, придумали концепт, проработали его и поняли – в наших руках золотая рыбка. И... тут же попали в классическое противоречие.
Чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы...
С одной стороны, сделать продукт для высококонкурентного рынка, не имея достаточного бюджета, чтобы превратить его в массовый и популярный – классическая западня. Ошибка начинающих и т.п. С другой стороны, имея такую возможность, совсем не сделать продукт – ну, и как жить после этого? ради чего тогда вообще заниматься бизнесом?
Итак, проблема перешла в практическую плоскость с момента начала работы над мокапами: все фаундеры и сотрудники немедленно начали «примеривать продукт на себя». Бюджет на разработку был выделен без проволочек. Работа идёт полным ходом, через крики, смех и споры, в октябре будет действующий прототип для обеих популярных платформ: iOS и Андроид. Осталось оперативно сделать то, на что у людей, в среднем уходят годы жизни, десятки и сотни встреч и питчингов – привлечь инвестиции.
Объективности ради – скорость рынка такова, что, например, Happn, в Google Play появившийся только в мае 2014 года, уже пробил там миллион закачек (вместе с AppStor'ом, где он стартовал в марте 2012 – более 4 миллионов). А ведь в похожей ситуации его создатели из-за отсутствия средств на продвижение вынуждены были запускаться в ограниченном количестве городов, на старте буквально всего в трёх: Париже, Лондоне и Берлине. При такой-то скорости рынка каждая неделя и месяц на счету! Возможно, по улицам Гонконга или Пало-Альто уже ходит другой предприниматель с нашей идеей в голове и мысленно «допиливает» её до нашей логики сценариев пользователя и нашего функционала.
Не поехать в акселератор
Знакомая связала меня с региональным представителем ФРИИ. Оперативно договорились пообщаться по скайпу и содержательно пообщались. Результат: следующий «заезд» в акселератор – 25 января 2016 года. ФРИИ даёт 600 тысяч «на акселератор» (вы их не видите) и 1 млн 200 р инвестирует в проект за 7 % компании. Если мы всё проходим (формально вроде соответствуем), то в мае 2016 года у нас будет примерно $ 20 k на продвижение. (upd.: опытные товарищи уже поправили меня, что первый транш будет сразу по поступлении, а второй – в начале апреля). При том, что уже в октябре у нас будет прототип, и если без форс-мажоров, то в ноябре 2015 готовый к запуску продукт. Уважаемые эксперты акселератора, скорее всего, смогут его улучшить, конечно. Но он ведь может в это время уже полгода работать, а не обсуждаться. И если он будет работать, то улучшения можно будет планировать на основе пользовательского, а не экспертного фидбека, на основе реального «голосования рублём».
Примерно так же обстоит дело и с Долиной. Акселераторов на квадратную милю вокруг Беркли – аж душа радуется. Стартап-ивентов по десятку в месяц, можно много где успеть побывать. Формально подходим для нескольких площадок с отличным списком «выпускников» и убедительными статами: 3/4 участников получили инвестиции раунда А в течение 12 месяцев после прохождения, и средний размер был более миллиона. Если не путаю, это в Founder Lab и в Founders Space. По сути проблема одна: при бесплатном прохождении и тех же 5–7 % в проекте ещё есть стоимость посещения, и она при минимальном комплекте из 2-х фаундеров со всеми затратами не ужимается меньше $ 6–7 k. А вот эти деньги конкретно жаль.
Я написал десяток запросов типа «Вы нам очень нравитесь, но приехать не можем. Можно ли сделать так, как будто мы уже съездили и сразу перейти к следующей фазе?». Увы, так они не работают.
Прочитать 300 статей
Я привычен к тому, что по рынкам, по которым открытых данных мало, для анализа приходится выуживать отрывочные сведения из десятков и сотен статей, интервью, обзоров и блогов: читаю много и всегда.
Поэтому, пользуясь таким же подходом, начиная с Хабра и заканчивая, скажем, крайне полезным Марком Сустером, перечитал огромное количество материалов, посвящённых подходам инвесторов к выбору проектов, оценке команды и принятию решения об инвестировании. В результате сложилась следующая картинка: развёрнутую презентацию по проекту нельзя показывать никому, хотя, вроде бы «идея ничего не стоит», и все с этим согласны. Можно показывать одностраничное Executive Summary, потому что ключевые параметры указаны, но на его основе сделать такое же приложение не получится. А вот что делать, если Summary вызовет интерес, не понятно. По статистике каждый стоящий стартап проходит 40 встреч до получения первых инвестиций. И что, со всех требовать подписания NDA? Если да, то с какими санкциями и формулировками?
NDA мне уже приходилось заставлять подписывать американцев когда-то, но совершенно в другом контексте, где были планируемые к выводу на рынок торговые марки и не зарегистрированные названия продуктов, коммерческие тайны о существующем cash flow, маркетинговые бюджеты и предлагаемые бизнес-модели и структуры.
Что делать в данном конкретном случае? Буду рад дельным советам.
И надеяться на лучшее...
... понимая, что многие фонды и иностранные венчуры в прошлом году ушли из России, и не собираются пока возвращаться. Увы. Остаются те, кто не ушёл, те, кто никуда не собирается уходить, и различные IT-гиганты .
Презентация без дизайна и инфорграфики уже готова на русском. На английском, терзаемый сомнениями, пока делать не стал. «Одностраничник» a.k.a. Executive Summary уже тоже готов на английском, и вот его я готов рассылать, обсуждать и показывать при двух условиях:
- Вы инвестируете в мобильные приложения, и вам интересно.
- Вы уже проходили то, что нам предстоит сейчас, и таки да, получили инвестиции без акселератора.
Если же вы читаете Спарк и просто хотите обсудить со мной концепт нашего приложения, отложим это до релиза, тогда у вас будет более чёткое представление о предмете.
P.S.
Наш первый проект, тем временем, уверенно набирает в весе, сегодня или завтра собираясь пробить уровень в 500 установок на 4-й неделе после релиза. О нём подробнее напишу на днях.