Главное Свежее Вакансии   Проекты
😼
Выбор
редакции
742 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Краудфандинг для малого бизнеса: альтернатива банковским кредитам

В мире с помощью краудфандинга финансируют стартапы и собирают деньги на зарплату в период коронавируса. Рассказываем, как «народное финансирование» помогает малому бизнесу в России.

Краудфандинг для малого бизнеса: альтернатива банковским кредитам?

Что такое «краудфандинг»?


Термин «краудфандинг» происходит от двух английских слов, означающих «толпа» и «финансирование». Впервые термин прозвучал в 2006 году в статье американского исследователя и журналиста Джеффа Хоуи, хотя на практике принцип народного инвестирования попробовали еще в 1997 году: поклонники музыкального коллектива Marillion пожертвовали свыше $60 000 на организацию тура по США.

Сегодня краудфандинг используют для самых разных целей:

  • запуск производства и продаж;

  • организация благотворительных, культурных или коммерческих мероприятий;

  • сбор помощи нуждающимся;

  • поддержка компаний или отдельных лиц;

  • инвестиционные и политические цели.

Как это работает?


Принцип общественных сборов прост: инициатор описывает идею и способ реализации, а заинтересованная аудитория отправляет деньги в поддержку этого начинания. Взамен инвесторы получают:

  • бонусы или вознаграждение (reward crowdfunding): скидки, призы от партнеров, визит на производство и за кулисы и т. д.;

  • долю от будущей выручки (debt crowdfunding);

  • долю проекта или продукта (equity crowdfunding), наиболее близкий аналог — схема акционерного общества.

В России на краудфандинговых площадках используются следующие направления финансирования:

  • «все или ничего»: автор ставит финансовую цель и определяет срок сборов. Если к нужному моменту деньги собрать не удастся, инвесторам возвращают все пожертвования;

  • «оставить собранное»: при любом исходе деньги все равно остаются у инвестора, за вычетом комиссии краудфандинговой площадки;

  • «награда»: инвесторы собирают вознаграждение для команды, которая готова взяться за реализацию идеи. Обычно так поддерживают любимых музыкантов, разработчиков игр, писателей;

  • «свободная цена»: автор выставляет готовый продукт, а инвесторы самостоятельно определяют его ценность;

  • «благотворительность»: деньги безвозмездно жертвуют на некоммерческие проекты — организацию спортивных мероприятий, закупку подарков в детские дома, на поездки врачей в отдаленные деревни и т. д.

За организацию сборов отвечают краудфандинговые платформы: они предоставляют инструменты для перевода денег, обеспечивают чистоту и гарантии сделки, а взамен берут определенный процент с полученных пожертвований.

Чек-лист для привлечения инвесторов.


Если банковские кредиты кажутся непосильной финансовой нагрузкой, а для развития бизнеса нужны деньги, попробуйте создать свой проект на одной из краудфандинговых площадок. Чтобы инициатива была успешной, важно придерживаться простых правил:

  • проработайте план. Четко продумайте, как и куда направить собранные средства;

  • составьте убедительное обращение к инвесторам. Нужно заинтересовать незнакомую аудиторию, убедить людей потратить личные сбережения на финансирование вашей идеи;

  • изучите плюсы и минусы существующих платформ. Выберете ту, что максимально соответствует вашим целям. Зарегистрируйтесь и запустите проект;

  • предложите бонус или вознаграждение за пожертвование. Это может быть бесплатный образец продукта, сувенир или что-то иное;

  • расскажите о кампании по сбору денег максимальному количеству людей. Стоит задействовать социальные сети, родственников и знакомых, воспользоваться оригинальными способами продвижения — например, запустить флешмоб в поддержку проекта. . Активно поддерживайте собственную инициативу: отвечайте на вопросы с позиции профессионала, общайтесь с заинтересованными людьми в соцсетях, постарайтесь воодушевить аудиторию.

Какие площадки есть в России?


Среди российский краудфандинговых платформ есть и почетные «старички», и амбициозные «новички». У каждой есть собственные правила, поэтому перед стартом проекта будет изучить индивидуальные особенности популярных площадок.

Boomstarter.ru


Сайт начал работу летом 2012 года. Запустить сбор могут совершеннолетние граждане РФ, имеющие рублевый счет в банке. Под запретом проекты, за которые инвесторы могут получить премию в виде денег или доли в бизнесе.

Особенности:

  • удобный конструктор для создания стартапа;

  • большая аудитория;

  • комиссия взимается только с успешно завершенных проектов.

Среди проектов-рекордсменов — «Биван» от Николая Белоусова. На создание надувного дивана автор просил 1 млн руб., но вдохновленные инвесторы пожертвовали в 3,8 раза больше.

Planeta.ru


История площадки началась с музыкального проекта — участники группы «Би-2» собрали более 1,2 млн руб. на выпуск нового альбома. «Планета» считается наилучшим выбором для творческих людей — в числе лидеров находятся музыкальные, общественные проекты, а также стартапы в области киноиндустрии и литературы.

Особенности:

  • мультифункциональный сервис с трансляциями мероприятий, онлайн-покупками;

  • начать сборы могут и иностранные граждане;

  • под запретом коммерческие и политические программы;

  • комиссия 5%, если проект собрал более половины требуемой суммы, то вознаграждение возрастает до 10%;

  • автор может один раз продлить срок сбора денег.

Рекордсменом по сбору в категории «Бизнес» является «Тайяки». Инвесторы пожертвовали более 1,3 млн руб. на запуск московского кафе, в котором можно попробовать японские десерты и традиционный стрит-фуд.

StartTrack


Оптимальный выбор для малого бизнеса. Сервис начал работу в 2013 году и стал первой площадкой, которая собрала более 90 млн руб. с помощью краудфандинга на собственное открытие.

Особенности:

  • авторы должны каждые две недели обновлять информацию по проекту — публиковать бизнес-показатели, сведения о доходах;

  • инвесторы получают доли в успешных проектах;

  • для участия необходима аккредитация;

  • инвесторы могут предлагать идеи для улучшения инвестиционной привлекательности проектов.

Из последних проектов можно отметить Fintech-сервис PimPay, собравший более 90 млн руб., или интернет-магазин косметики Елены Крыгиной, получивший более 13,2 млн руб. от инвесторов.

Кому подойдет краудфандинг?


Наиболее активно инвесторы вкладываются в необычные бизнес-проекты, связанные с компьютерными играми, книгами, товарами для спорта и отдыха, предметами интерьера. Стабильно собирают свою аудиторию и социальные предприниматели.

Возможно, вас вдохновят успешные примеры с «Бумстартера» и «Планеты.ру»:

  • Айдар Хайруллин из Уфы собрал более 700 тыс. руб. на создание зарядного устройства для телефона, работающего от огня. Комплектующие для чудо-печки производят 6 российских заводов и одна компания из США, а купить готовое устройство можно на «Бумстартере»;

  • паблик New Making Studio получил 9,7 млн руб. на создание настольной игры: по данным журнала Forbes, доход от продаж составляет до 400 тыс. руб. в месяц;

  • Лариса Петракова из Москвы собрала более 250 тыс. руб. на открытие магазина в формате zero-waste. Проект отметили даже в публикации National Geographic;

  • Юрий Ярцев из г. Химки собрал свыше 400 тыс. руб. на учебный онлайн-проект для подростков-стартаперов: весной этого года пять команд приняли участие в образовательном марафоне и получили материальную помощь от спонсоров.

Если у вас есть идея для бизнеса, то вы можете привлечь финансирование с помощью краудфандинга. Главное, рассказать о проекте ярко, доступно и оригинально.

Российские площадки не оценивают способность организатора создать новый продукт, завершить проект, организовать мероприятие, поэтому участникам предстоит самостоятельно доказать аудитории свою честность. Площадки гарантируют, что организатор — это реальный гражданин или юридическое лицо, но не несут ответственности за то, как будут использоваться собранные деньги.

Никто не хочет платить налоги, но... Мы поможем, по крайней мере, не переплачивать. Сервис сам рассчитает налоги и взносы и предложит Вам все возможные варианты снизить налоги.

Попробовать.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Первые Новые Популярные
Комментариев еще не оставлено
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.