Лучшие статьи и кейсы стартапов
Включить уведомления
Дадим сигнал, когда появится
что-то суперстоящее.
Спасибо, не надо
Вопросы Проекты Вакансии
«Muzis» — музыкальный стриминговый сервис
Рекомендуем
Продвинуть свой проект
Лучшие проекты за неделю
26
Битрикс24

Битрикс24

www.bitrix24.ru

16
Отследить-посылку

Отследить-посылку

B2B-сервис трекинга посылок

14
myPreza

myPreza

mypreza.ru

13
WebResidentTeam

WebResidentTeam

webresident.agency

12
Perezvoni.com

Perezvoni.com

perezvoni.com

11
Expresso

Expresso

www.expresso.today

10
YAGLA

YAGLA

yagla.ru

10
Reader

Reader

Интернет-журнал о современных технологиях.

Показать следующие
Рейтинг проектов
Подписывайтесь на Спарк в Facebook

Финансовая модель — основа Lean startup

3 747 13 В избранное Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Lean startup — это концепция «бережливого» запуска и развития компаний, предложенная Эриком Рисом. Lean подразумевает в себе аккуратное расходование ресурсов компании, прежде всего финансовых. Самым важным шагом на пути к lean — является является финансовая модель проекта.

На этапе стартапа, хаос является обычным состоянием команды. Вместе с тем, в хаосе часто теряется понимание того, что ваши ресурсы не безграничны. И тогда вы можете упустить момент, когда эти самые ресурсы закончились.

В Muzis мы пошли по пути Lean startup. Lean startup — это концепция «бережливого» запуска и развития компаний, которая была предложена Эриком Рисом. Lean методология подразумевает в себе аккуратное расходование ресурсов компании, прежде всего финансовых. Самым важным шагом на пути к lean — является создание финансовой модели проекта. Нам в Muzis повезло, в нашей команде оказался человек, который смог проделать эту работу на самом высшем уровне. Знакомтесь, Андрей Данилов — финансовый аналитик медиахолдинга М10Media.

Пользуясь случаем, я попросил Андрея рассказать о секретах создания финансовой модели.

Андрей, давай начнем с того, что вообще такое финансовая модель?

Финансовая модель — это совокупность всех компонентов бизнеса, выраженных в одних единицах измерения. В данном случае — в денежных. Это один документ, в который нужно собрать информацию со всех уголков компании и состыковать ее между собой, чтобы в итоге видеть всю информацию на одном листе, при этом иметь возможность погружаться до любого уровня конкретики при необходимости.

Скажи, зачем нужна финансовая модель Muzis?

Наша финансовая модель создавалась не на пустом месте, а в тот момент, когда уже была сформирована команда и занесены основные задачи в бэклог. Потребность в фин модели сформировалась, когда наш Владелец Продукта вдруг спросил меня: а сколько у нас вообще есть времени? И тут то я и не смог ничего ответить. Потому что начал в голове прикидывать, что да как. А когда понял, что переменных слишком много, и в уме на этот вопрос качественно не ответить — принялся за более глубокий анализ. Что в последствие вылилось в финансовую модель.

Финансовая модель нам и помогла ответить на вопрос, сколько у нас вообще времени, до того, как закончится финансирование.

Чем помогает финансовая модель проекту Muzis?

Финансовая модель частично помогает ориентироваться в вопросах, что существенно, а что несущественно для мьюзиса. И что стоит постоянно держать под конролем, а что можно проверять лишь периодически.

Так, например, мы осознали масштабность проблемы с авторскими отчислениями. На текущий момент у нас в модели так и написано “большой вопрос” в графе Авторские отчисления. Но когда ты понимаешь, что эта графа может перечеркнуть все то, что у тебя написано на остальных страницах, и она до сих пор неизвестна — ты отдаешь этому вопросу максимальный приоритет.

Скажи, кто должен заняться расчетом модели?

Считать должен тот, кто не может сказать “Нет, я не знаю, чем он занимается” ни про одного из ваших сотрудников. В противном случае, вы просто рискуете получить искаженный результат.

Особенность фин модели в том, что она пронизывает бизнес “от” и “до” следуя по цепочке создания ценности вашего продукта. Здесь важно понимание как потребностей ваших клиентов, так и интересов ваших поставщиков.

Из экономического — нужно хорошо понимать структуру затрат. Отличать переменные от постоянных, накладные от прямых, уметь считать себестоимость и обосновывать наценку.

Кто должен быть ответственный за финансовую модель и на какой срок нужно делать ее?

Тут вопрос двоякий. Финансовая модель — это не бюджет, за рамки которого выходить нельзя. Фин модель строится с целью моделирования возможных сценариев будущего. Чтобы в настоящем принять управленческое решение. При этом, построенная фин модель — не является эталоном. Если через какое то время вы понимаете, что вынуждены выйти за предусмотренные в фин модели суммы, то это скорее указывает на то, что ваша фин модель устарела, а не на то, что вы что-то делаете неправильно и нужно во что бы то не стало вписаться в заданные ранее рамки.

На мой взгляд, максимальный срок жизни модели без пересмотров входных параметров не может превышать 6 месяцев. А лучше так взять за правило раз в квартал пересматривать абсолютно все с целью уточнения.

У нас в мьюзисе мы собираемся обновлять модель вообще каждый месяц. Это присуще всем растущим компаниям. За 1 месяц может произойти то, что способно поменять вашу бизнес-модель.

В вопросе о заказчике, финансовую модель можно сравнить с внутреннем аудитом вашего бизнеса/стартапа/идеи.

Если у вас есть только идея, то вы как основатель выступаете в роли заказчика. Вам нужно понять, может ли ваша идея быть прибыльной? Очень часто к нам в голову приходит идея, с первого взгляда идеальная, но при детализации выясняется, что либо цена продукта на выходе сильно превышает то, по чем готов покупать рынок, либо не найти таких поставщиков, чтобы цена была приемлемом уровне.

Если вы уже сформировали стартап, у вас есть команда и финансирование, то здесь вам надо знать сколько у вас времени на создание продукта или до выхода на самоокупаемость. Здесь заказчик уже тот, кто ответственен за результат. Ему нужно понимать как правильно распределить ресурсы. Но на этом этапе заказчиком еще может быть ваш инвестор. Ему тоже нужно все это понимать как для контроля, так и для соблюдения своей портфельной стратегии. Инвестор, скорее всего, потребует от вас фин модель в самом начале вашего сотрудничества, еще до первых платежей. В мьюзисе мы как раз на этом этапе и делали фин модель.

Когда у вас уже есть отлаженные бизнес процессы, то фин модель выступает элементом управленческого учета, где можно смотреть динамику, сравнивать план/факт и рассчитывать KPI. В этом случае заказчик — это топ-менеджмент и собственники.

Что должна отражать финансовая модель?

Отражено должно быть всё то, за что вы платите и всё то, что приносит вам доход.

Моё правило, которого я стараюсь придерживаться всегда: ни в коем случае, не создавать статью расходов “Прочее” или “Разное”. Они действуют как черные дыры: по-началу они малы и незаметны, но со временем они все больше притягивают к себе разного рода вещей. И когда ты, наконец, опомнишься, то уже позно! Статья “Прочее” составляет 50% всех расходов! И постфактум особо не проанализируешь. Повсюду “прочее” и “разное”.

b_56e14f9232164.jpg

Наличие подобных статей расслабляет. У вас не возникает потребности менять всю систему, когда вдруг появляется что-то новое, не вписывающееся в прежние правила — вы записываете это в “Прочее”. А должно быть ровно наоборот: если появилось что-то не вписывающееся в прежние рамки — это повод пересмотреть эти все прежние правила рамки. Скорее всего, они успели устареть.

Есть ли какие-то особенности при создании модели, какие сложности могут возникнуть?

Техническая сторона вопроса у нас полностью лежит в плоскости Excel. Макросы я еще не пишу, но книжка по ним уже на столе.

Важный момент касается визуализации. Я уверен на 99%, что кроме меня никто не копался в нашей фин модели дальше листа с итоговыми значениями и с графиками. Так вот, не будь графиков — ценность моей работы была бы равна нулю.

b_56e14fb8cd4e3.jpg

Здесь надо вернуться к тому, ответ на какой вопрос мы хотим получить из фин модели. И надо понимать, что ответ на этот вопрос и будут все искать: инвестор, ген, директор и т д. Лазить по бесконечным формулам и ссылкам никто не будет. Поэтому ответу на поставленные в начале вопросы нужно уделять целый лист с графиками. И изображать его в различных плоскостях.

Какие конкретные действия необходимы для создания модели?

Глобально шага тут два:

  1. Собрать информацию
  2. Построить модель

И если со вторым все понятно, если хорошо понимаете экономику предприятия и Excel, то с первым далеко не все так очевидно.

Суровые будни накладывают свои отпечатки. По сути нужно провести не просто опрос, а необходимо погрузиться в каждую область, иногда до уровня договоров, чтобы разобраться за что конкретно мы платим, и какая есть зависимость.

Чем больше зависимостей внутри вашей компании вы сможете отыскать, тем точнее будет модель, тем больше вы получите пространства для маневра при дальнейшем моделировании. Что я имею ввиду под зависимостью — например, мы в мьюзисе платим за трафик CDN. И сумма платежа зависит от кол-ва единовременных пользователей. Так вот, обнаружение этой зависимости и отражение ее в Excel делает возможным строить прогнозы уже не от общей стоимости CDN, а от количества единовременных слушателей. Вы оставляете одну переменную вместо двух.

Используйте этот метод, когда двигаетесь по цепочке создания ценности. Например, вы знаете какой доход вашей компании приносят прямые продажи. Вы можете записать это просто как входящие деньги. Но можно пойти глубже: вы также знаете конверсию по прямым продажам. Добавив эту переменную в модель, в получаете возможность моделировать уже не просто входящими деньгами, а входящими лидами. А на лиды уже можно подвязывать эффективность маркетинга. Увеличивая число зависимостей, вы повышаете точность.

Сколько времени может занять построение работающей модели?

Модель мьюзиса я делал в совокупность часа 3. Правда перед этим на сбор всей информации ушло примерно 2 недели.

Финансы, зачастую, конфидециальная информация. Кому стоит предоставлять доступ?

Здесь могут быть разные подходы. К общей информации, к листу со всему суммами и итогами, я считаю, может иметь доступ каждый. Ничего секретного в структуре расходов и доходов нет. Каждый сотрудник должен понимать, что его компании приносит больший доход и на что тратиться львиная доля средств. Это поможет избежать конфликтов на подобие “почему мы опять экономим на собственном отделе продаж”. Потому что из структуры доходов все будут знать, что 80% дохода приносят агенства.

По вопросам зарплаты и более подробного доступа к информации нужно смотреть по коллективу. Есть коллективы, где все и так знают з/п друг друга.

Не стоит забывать и о коммерческой тайне. Например себестоимости и проч. Тут ответ очевиден.

Благо различные права доступа легко настраиваются в Excel.

Какие ошибки могут быть при построении модели?

Ошибкой может быть неправильная зависимость в модели, либо неверные исходные данные предоставленные кем-то. Но это все не беда. Исправление ошибок в данном случае, это не латание дыр, а повышение точности.

Настоящей ошибкой будет то, если на основе ошибочной модели будет принято необратимое управленческое решение. Вот тогда, наверное, беда. Но риск предпринимательства никто не отменял.

Зависит ли модель от отрасли продукта?

Зависит. Здесь скорее зависимость от стадий добавления ценности и структуры себестоимости. Вопрос опять же в поиске зависимостей.

Где собирать информацию для модели?

Везде, где плохо или хорошо лежит. Главное — быть уверенным в ее достоверности. И помнить, что в модели цифры цифрами, но на деле может быть принято неправильное решение.

P.S. Еще больше "вкусного" о создании Muzis!

+5
Добавить в избранное Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Первые Новые Популярные
Владимир Рахновский
Спасибо за статью. Вроде прописные вещи, но все по делу. Так и на сколько вам времени хватит?)))))
Ответить
Muzis
«Muzis» — музыкальный стриминговый сервис
Victor Khristenko
Владимир, спасибо. Как сказал мой коллега, на некоторые вопросы доступ предоставляют не всем)))
Ответить
Александр Рубцов
Для примера документ excel не покажете? )
Ответить
Muzis
«Muzis» — музыкальный стриминговый сервис
Victor Khristenko
Александр, мы были уверены, что такой вопрос поступит.
Завтра выложим шаблон.
Ответить
Владимир Рахновский
Да, очень помогло бы. а то все рассказывают, один шаблон лучше 1000 слов.
Ответить
Muzis
«Muzis» — музыкальный стриминговый сервис
Victor Khristenko
Константин, спасибо. В понедельник выложим. Следите за новостями)
Ответить
Владимир Рахновский
Ребят, скажите, а модель для себя и для инвесторов должна отличаться?
Ответить
Muzis
«Muzis» — музыкальный стриминговый сервис
Андрей Данилов
Вопрос честности и секретности.
Если это ваш прямой и единственный инвестор, то вряд ли вы от него будете что-то скрывать. Нужно, конечно, использовать одну модель, чтобы говорить на одном языке и оперировать одними цифрами.
Если это какой то мелкий инвестор, то можно не раскрывать ему часть информации по коммерческой тайне. Как договоритесь.
Но я бы советовал стремиться к полной открытости с инвесторами. Так намного легче взаимодействовать и развиваться.
Ответить
Владимир Рахновский
вообщем пространство "для маневра" можно оставить себе)))
Ответить
SPARK
Помогаем стартапам 24х7
Пётр Савченко
Спасибо за интересный материал. Анонсировали в сообществах Спарка и издания vc.ru:

https://vk.com/wall-33393308_360429
https://vk.com/gospark?w=wall-64915591_6269
https://twitter.com/vcru/status/708004297695469568
Ответить
Muzis
«Muzis» — музыкальный стриминговый сервис
Victor Khristenko
Петр, вам спасибо большое за Спарк)) Это отличный способ учиться самим и делиться своими наработками с другими.
Ответить
Muzis
«Muzis» — музыкальный стриминговый сервис
Victor Khristenko
Мы выложили шаблон финансовой модели)
https://spark.ru/startup/muzis/blog/14273/dolgozhdannaya-model
Ответить
Выбрать файл
Читайте далее
Загружаем…
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать