Главное Свежее Вакансии Образование
😼
Выбор
редакции
1 773 2 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

История создания частного детского сада и выбора своей ниши

Историей создания сети частных образовательных учреждений и выбора своей ниши делится Роза Саргсян, основатель ОАНО «Дари Детям Добро».

Детство – это период, когда мы, взрослые, имеем шанс заложить в ребенка качества, которые действительно будут необходимы и востребованы в его взрослом будущем. И логично бы было предположить, что тема дошкольного и школьного образования меня заинтересовала, когда я стала мамой. Но нет, это случилось раньше.

Мне очень захотелось попробовать себя в предпринимательстве и увидеть весь процесс, от идеи до результата, получить обратную связь от потребителя созданного мною и командой продукта. Все, что у меня было, – это инженерно-экономическое образование, широкий бизнес-кругозор, опыт руководящей работы в девелоперском холдинге и желание попробовать себя в «полезном» предпринимательстве.

Как мы начинали

Вместе с мужем, который является моим главным соинвестором, соучредителем и идейным вдохновителем, мы изучили большое количество идей для бизнеса и пришли к тому, что именно удовлетворение потребности в качественных настоящих частных детских садах в Москве будет отличной предпринимательской идеей.

Проведенный маркетинговый экспресс-анализ показал, что в этом бизнесе на первом месте, возможно, как в никакой иной индустрии, стоит продукт. Именно его тщательнейшей разработке и позиционированию мы посвятили первые два года.

Мы сформулировали гипотезу, что, в отличие от большинства конкурентов, нам стоит первостепенное внимание уделить такому УЦП (уникальному ценностному предложению), как укрепление и поддержание здоровья воспитанников, а также двум нашим важным клиентам: малышам, ведь им должно быть хорошо, весело, интересно, и их родителям, для которых удобство и безопасность – самые важные показатели.

Рынок конкурентный, поэтому мы решили, что не будем использовать чужие модели построения бизнеса, и создали собственную.

Учитывая, что мы все же были совсем начинающими предпринимателями, нам требовалась некая опора, особенно в части позиционирования, и с учетом УЦП, описанного выше, мы приняли решение в качестве партнера привлечь известного доктора-педиатра Е.О. Комаровского, но стоит признать, что данное сотрудничество:

1. Не дало ожидаемого маркетингового эффекта.

2. Привело к затяжному и, стоит признать, надуманному стороной Комаровского конфликту, закончившемуся «ничьей» в суде.

Особое внимание уделили следующим аспектам:

1. Проект планировки детских садов. Учитывая все санитарные и пожарные нормы, мы разделили помещения на зоны по соответствующей деятельности: столовая, спальня, спорт, кухня и т.д.

2. Меню и питание. Я на собственном примере поняла, что здоровье ребенка зависит от того, что составляет его рацион. Поэтому для сада мы сразу отказались от идеи привозной кухни и оборудовали каждый филиал профессиональным пищеблоком. Составили меню из продуктов на цельнозерновой муке, исключив пшеничную, рассчитали норму сахара, не добавляя в рацион покупные соки, ввели большое количество овощей и фруктов, мяса, птицы и рыбы.

3. Образовательная программа. Продукт работы всей команды представляет собой микс базовых традиций, классической советской школы и современных веяний.

4. Расположение. Выбирали помещения рядом с парковыми зонами, зелеными массивами в пешей доступности.

Так в 2011 году был открыт первый филиал детского сада, который стал для нас «песочницей». С первого дня там работали 4 топ-менеджера, которые остались в нашей команде до сих пор. И все следующие 4 года мы пробовали, иногда ошибались, совершенствовались, оттачивали мастерство. В результате у нас появились:

– абсолютно четкая технология работы;

– образовательная программа;

– регламенты и технологические карты;

– корпоративная культура.

И только в 2015 году мы пошли на расширение и открыли 2 филиала детского сада My Sadik. А в 2016 году появилась наша первая начальная школа «Дари детям добро», где мы смогли объединить идеологию здорового образа жизни, концепции just-in-time (о которой расскажем ниже) и полностью реализовать собственные наработки в области начального школьного образования.

Как нам удалось наладить работу учреждений

Честно признаюсь, если бы не поддержка семьи, друзей на первых этапах – ничего бы не получилось. Поэтому если вы решитесь создать свой бизнес, то проанализируйте, кто из ваших знакомых может помочь.

  • Мои родители работают в области производства питания и очень здорово помогли с разработкой рецептур, подбором поставщиков, выбором средств профессиональной дезинфекции.
  • Друзья – собственники бизнеса, банкиры, управленцы – с первой минуты подключились в сфере маркетинга и рекламы. Сами раздавали рекламные листы и буклеты, финансово поддерживали в моменты «кассовых разрывов», проводили мероприятия для детей детского сада. Да что уж там – всей компанией дружно мыли, убирали помещения после ремонта, собирали игрушки и готовились к открытию.
  • Моя семья – я, муж и сын, которому на тот момент был год, – работали круглосуточно. В первое время все, что касалось организации, делали сами: покупки игрушек, учебной литературы, технический надзор состояния помещения детского сада и прогулочной площадки, привлечение/поиск кадров, борьба с проверяющими инстанциями, лицензирование и пр.

Со временем пришло понимание, что бизнес – это только часть жизни. И нужно просто эффективно его инкорпорировать во все остальные ее аспекты.

Модель финансирования

Сначала FFF – Friends-Family-Fools. Брали потребительские кредиты в банках на себя с мужем, на близких друзей, родственников. Привлекали займы под безумные проценты (до 40% годовых) со всяких псевдовенчурных площадок.

Когда уже открыли 4 филиала, то выручка вышла за пределы 150 МР. В этот момент стало чуть-чуть проще. И интерес со стороны инвесторов возрос.

Проблемы, с которыми мы столкнулись

  • Кадры.

Педагогическое сообщество сейчас переживает колоссальную стагнацию. Крайне тяжело сегодня искать сильных специалистов, особенно для школьников. Поэтому в течение первых 3 лет мы выстроили свою систему подбора, обучения и контроля работы персонала. Детально и понятно прописали должностные инструкции, составили короткие внутренние регламенты, чек-листы.

Для меня были и остаются значимыми два момента: чтобы сотруднику была понятна основная цель нашего бизнеса и чтобы ему было у нас интересно работать. Поэтому, помимо зарплаты и бонусов, сделали ставку на нематериальные ценности: личный профессиональный рост каждого, обучение и участие в семинарах, конференциях в России и за рубежом. И, как показывает практика, это работает, потому что из наших 4 топ-менеджеров 3 выросли с начальных позиций.

  • Финансы.

Убедить инвесторов в том, что «простой детский садик и школа» могут стать отличным объектом для инвестиций, сложно. К тому же, мы НКО, а это – стоп-лист для кредитования в любых банках.

Мы не надеялись, что наши вложения быстро окупятся. В таком бизнесе 2–3 года – это минимальный рубеж, который дает понимание, в правильную ли сторону идем. Поэтому здесь нельзя торопиться и бежать за объемом. Необходим жесткий контроль качества. И если инвесторы просят более агрессивного роста и развития, то это значит, что они просто не понимают специфики бизнеса.

Ориентиры для тех, кто планирует открыть свое образовательное учреждение

  1. Каждый член команды должен четко понимать, к какому результату стремится компания и что необходимо для того, чтобы этого достичь.
  2. Контроль затрат и качества клиентского сервиса должен быть на первом месте.
  3. Необходима собственная выстроенная система подбора, обучения и контроля работы персонала.
  4. Потребуется налаженная обратная связь с клиентами для быстрого реагирования на возникающие сложности.
  5. Уделите внимание формализации и автоматизации бизнес-процессов.
  6. Оставьте иллюзии про красивых и классных маркетологов/рекламщиков, которые вам приведут клиентов за 3 копейки, – ваше участие потребуется, и огромное!

+2
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
MTT Forum
Главное бизнес-событие осени
Николай Гришин
Спасибо, интересно. Про Комаровского поподробнее бы, что не поделили?
Ответить
ОАНО Дари Детям Добро
Сеть частных детских садов «My Sadik» и школа «Дари Детям Добро»–это лицензирова
ОАНО Дари Детям Добро
Да, у нас были некоторые разногласия с доктором Комаровским по поводу ведения бизнеса. Несмотря на это, как к доктору-педиатру, мы по-прежнему хорошо к нему относимся. Но профессиональная этика не позволяет рассказывать все подробности.
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.