Главное Свежее Вакансии   Проекты
Продвинуть свой проект
😼
Выбор
редакции
400 6 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Что происходит в FMCG-ретейле: инновации и веяния

Компания «Опен Групп» (Open group) внедряет современные digital-решения в российский ретейл. Этот бизнес только со стороны кажется консервативным и отторгающим всё новое. В реальности там применяются большие данные, нейросети и обучающиеся алгоритмы. «Опен Групп» собрали интересные тренды отрасли. Читайте внимательно – скоро изменения почувствуем все мы.

Ритейл меняется с потребителями

Определимся с понятием. Термин FMCG из заголовка статьи расшифровывается как fast moving consumer goods – товары повседневного спроса. Для потребителя всё просто: по пути с работы россияне идут в магазин. Там покупают хлеб, мыло, молоко, йогурты и так далее. И где здесь место для инноваций?

b_5bfbf541b4dff.jpg

Одно из решений «Опен Групп» – распознавание образов. Система контролирует ассортимент товаров на полках. Фото open-com.ru

Сегодня стремительно меняются покупательские предпочтения. Речь не о том, что покупать, а как покупать. Тенденция мировая, но она стремительно развивается и в России. Потребители предъявляют к продукции новый параметр – удобство. Слово знакомое, но смысл в него вкладывается абсолютно новый. Удобный продукт прост в употреблении, доступен, от него ожидают большего. Например, если потребитель покупает снеки, то ожидание направлено на энергоэффективность продукта и качественные ингредиенты. Удобный продукт лежит на полке, но его можно приобрести и другими методами.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации уверено: к 2025 году доля онлайн-торговли в России может вырасти до 20 %. Сегодня рынок e-commerce FMCG едва ли превышает 1 % от реального оборота в оффлайне. Цифра может показаться удручающей, но это только на первый взгляд.

Теперь рассмотрим четыре ключевые тенденции в FMCG-ретейле, по данным «Опен Групп».

Первая. Плавный переход в онлайн

Российские покупатели приучаются покупать некоторые категории товаров в интернете. Так, 35 % потребителей хотя бы раз приобретали в интернете средства по уходу за собой, а 19 % – заказывали товары для детей. 53 % покупателей хотя бы раз приобретали в интернете FMCG-товары. Значит, прецеденты есть, осталось доработать сервис и выстроить логистику.

b_5bfbf574944ca.jpg

Онлайн так или иначе используется в ретейле. Например, «Опен Групп» использует большие данные для определения лучшего места для торговой точки. Фото open-com.ru

По этому показателю Россия сильно отстаёт от США. Сейчас там около 15 % потребителей имеют минимум одну подписку на сервис доставки еды. За популяризацию формата стоит сказать спасибо Amazon.

Вторая. Перекусы в магазине

Мы привыкли к непрекращающейся экспансии фастфуда. Он растёт примерно на 5-8 % в год, его доля на рынке общепита достигла почти 50 %. На этом фоне развивается формат fast casual – его с натяжкой можно назвать премиальным фастфудом. Всё чаще такие форматы встречаются на территории FMCG-ритейла.

Отсюда следует логичный вопрос: как «впихнуть» fast casual на территорию магазина? И кто в здравом уме пожертвует прилавками ради кафе для перекуса? Пока говорим не о полноценном помещении, скорее о нескольких столиках. Так делают пекарни. Мы в «Опен Групп» уверены, что многие видели небольшие стойки в подобных заведениях. Это тоже заигрывание с форматом fast casual. Посетители покупают свежую выпечку, заказывают чай или кофе и перекусывают на месте.

Главное преимущество fast casual – база под этот формат уже есть в крупных ретейл-сетях. В условной «Ленте» продаются готовые блюда. Поставить столики, кресла – и можно вдогонку разливать клиентам кофе. Это тоже прибыль.

Третья. Доставка продуктов на дом

Пока эта ниша не развита, хоть и показывает стабильный рост. За предыдущий год российский сегмент доставки еды в офис и на дом увеличился на 20 %, в развитых регионах на все 30 %. Общий объём рынка – полтора миллиарда долларов. Потенциал налицо.

b_5bfbf58e5fd59.jpg

«Опен Групп» напоминает: в США и Европе мил-китами никого не удивишь. Фото cnet.com

Стоит учесть, что развивается и пока новый для России формат мил-китов (meal kit). Что это такое? Готовый набор для приготовления блюда. Заказчик получает готовые ингредиенты для приготовления супов, горячих блюд или салатов. К примеру, в США 25 % потребителей присматриваются к регулярному потреблению еды в формате мил-китов. При этом каждый десятый американский потребитель уже заказывает их на постоянной основе.

Четвёртая. Ренессанс снеков

Запрос на удобство растёт, вместе с ним – употребление так называемой быстрой пищи. По информации российского отделения агентства Nielsen, 62 % россиян периодически заменяют завтрак снеками, половина участников опроса использует их в качестве перекуса для повышения энергии.

Наряду со снеками на российском рынке прекрасно себя чувствуют спортивные напитки и протеиновые батончики. Они продвигаются по похожей схеме. Производители позиционируют их как удобное средство повышения тонуса. По сравнению с прошлым годом потребление батончиков в натуральном выражении выросло на 113 %.

Почему мы не покупаем продукты в интернете

Интернет-торговля в сфере FMCG-ретейла – вещь перспективная, но на вырост. Что же тормозит её развитие в России? Слабо развита инфраструктура, есть ощутимые проблемы с логистикой. Отметим и неготовность россиян регулярно использовать подобный формат.

Частное мнение «Опен Групп»: потребители привыкли после работы заходить в магазин, несколько раз проходить через ряды полок и выбирать подходящие продукты (вдруг что забыли). Торговая площадка в этом случае используется как шоурум, клиентам важно потрогать товар, сравнить его с аналогами. При заказе продуктов повседневного потребления в интернете придётся собирать заказы с нескольких онлайн-площадок и затем ждать доставки.

Россияне привыкли покупать продукты на короткий промежуток времени. То есть делать это регулярно, но по чуть-чуть. Традиция «закупаться» сразу на неделю появилась только в крупных городах. Получается, в интернете также придётся делать покупки каждый день, а это совсем не похоже на удобство.

«Опен Групп». Подведение итогов

1. Продукты в FMCG-ритейле стараются угодить настроениям потребителей. Вредные продукты становятся не такими вредными, появляются новые товары быстрого питания.

2. Торговля продуктами переходит в интернет. Не так быстро, как хотелось бы, но переходит.

3. FMCG-ретейл перетягивает любителей перекусов к себе. Стойки в булочных и кондитерских – проба пера в этом направлении.

4. Доставка продуктов на дом интересна россиянам, но пока они ждут совершенствования сервисов. Возможно, распространения по подписке.

5. Снеки никуда не уходят – их едят всё больше. Теперь их воспринимают как источник энергии.

+1
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Популярные за неделю
Показать следующие
Комментарии
Первые Новые Популярные
Багаткин Алексей
Статья интересная, любопытная. В больших городах эти тренды в ритейле уже заметны простому потребителю. Хотя лично я уже давно заказываю все через интернет, в том числе и еду. Молодежь быстрее втягивается, понимает, что где удобнее и выгоднее покупать
Ответить
Олег Евгенич
Я ждал в статье инфу про те самые инновации, про которые говорилось в начале, но не дождался. Я так понял опен групп типа исследования провели и это некий подытог ситуации на рынке FMCG?
Ответить
Дмитрий Ижаковский
Тут не про инновационность, а просто про нововведения. Сейчас начнут уходить в прошлое походы по магазинам, будет развиваться онлайн-торговля. Мы с женой начали уже заказывать еду на пару недель онлайн. Но мы все равно не отказались полностью от обычных походов в магазин. Есть товары, которые отлично можно брать с запасом, но есть то, что нужно покупать свежим - хлеб, фрукты, овощи.
Ответить
Алексей Веденкин
Видел рекламу компании, которая предлагает эти мил-киты. По мне какая-то непонятная тема... Ладно доставка готовой еды, которую приготовили за вас, но в чем прикол заказывать продукты втридорога??
Ответить
Алексей Бровинский
Фишка в том, что в таких китах уже все нужные ингредиенты в нужном количестве и пропорциях и не надо думать, искать, покупать в разных местах и тд. Упрощается процесс. Ну и не сказать что в тридорога, вполне себе нормальные цены там.
Ответить
Алексей Веденкин
Хм, ну с этой точки зрения возможно вы правы, но для меня это как-то странно все равно. Правы опен-групп отстаем мы от мира в этом плане)
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать
Комментарии