редакции Выбор
Что происходит в FMCG-ретейле: инновации и веяния
Ритейл меняется с потребителями
Определимся с понятием. Термин FMCG из заголовка статьи расшифровывается как fast moving consumer goods – товары повседневного спроса. Для потребителя всё просто: по пути с работы россияне идут в магазин. Там покупают хлеб, мыло, молоко, йогурты и так далее. И где здесь место для инноваций?
Одно из решений «Опен Групп» – распознавание образов. Система контролирует ассортимент товаров на полках. Фото open-com.ru
Сегодня стремительно меняются покупательские предпочтения. Речь не о том, что покупать, а как покупать. Тенденция мировая, но она стремительно развивается и в России. Потребители предъявляют к продукции новый параметр – удобство. Слово знакомое, но смысл в него вкладывается абсолютно новый. Удобный продукт прост в употреблении, доступен, от него ожидают большего. Например, если потребитель покупает снеки, то ожидание направлено на энергоэффективность продукта и качественные ингредиенты. Удобный продукт лежит на полке, но его можно приобрести и другими методами.
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации уверено: к 2025 году доля онлайн-торговли в России может вырасти до 20 %. Сегодня рынок e-commerce FMCG едва ли превышает 1 % от реального оборота в оффлайне. Цифра может показаться удручающей, но это только на первый взгляд.
Теперь рассмотрим четыре ключевые тенденции в FMCG-ретейле, по данным «Опен Групп».
Первая. Плавный переход в онлайн
Российские покупатели приучаются покупать некоторые категории товаров в интернете. Так, 35 % потребителей хотя бы раз приобретали в интернете средства по уходу за собой, а 19 % – заказывали товары для детей. 53 % покупателей хотя бы раз приобретали в интернете FMCG-товары. Значит, прецеденты есть, осталось доработать сервис и выстроить логистику.
Онлайн так или иначе используется в ретейле. Например, «Опен Групп» использует большие данные для определения лучшего места для торговой точки. Фото open-com.ru
По этому показателю Россия сильно отстаёт от США. Сейчас там около 15 % потребителей имеют минимум одну подписку на сервис доставки еды. За популяризацию формата стоит сказать спасибо Amazon.
Вторая. Перекусы в магазине
Мы привыкли к непрекращающейся экспансии фастфуда. Он растёт примерно на 5-8 % в год, его доля на рынке общепита достигла почти 50 %. На этом фоне развивается формат fast casual – его с натяжкой можно назвать премиальным фастфудом. Всё чаще такие форматы встречаются на территории FMCG-ритейла.
Отсюда следует логичный вопрос: как «впихнуть» fast casual на территорию магазина? И кто в здравом уме пожертвует прилавками ради кафе для перекуса? Пока говорим не о полноценном помещении, скорее о нескольких столиках. Так делают пекарни. Мы в «Опен Групп» уверены, что многие видели небольшие стойки в подобных заведениях. Это тоже заигрывание с форматом fast casual. Посетители покупают свежую выпечку, заказывают чай или кофе и перекусывают на месте.
Главное преимущество fast casual – база под этот формат уже есть в крупных ретейл-сетях. В условной «Ленте» продаются готовые блюда. Поставить столики, кресла – и можно вдогонку разливать клиентам кофе. Это тоже прибыль.
Третья. Доставка продуктов на дом
Пока эта ниша не развита, хоть и показывает стабильный рост. За предыдущий год российский сегмент доставки еды в офис и на дом увеличился на 20 %, в развитых регионах на все 30 %. Общий объём рынка – полтора миллиарда долларов. Потенциал налицо.
«Опен Групп» напоминает: в США и Европе мил-китами никого не удивишь. Фото cnet.com
Стоит учесть, что развивается и пока новый для России формат мил-китов (meal kit). Что это такое? Готовый набор для приготовления блюда. Заказчик получает готовые ингредиенты для приготовления супов, горячих блюд или салатов. К примеру, в США 25 % потребителей присматриваются к регулярному потреблению еды в формате мил-китов. При этом каждый десятый американский потребитель уже заказывает их на постоянной основе.
Четвёртая. Ренессанс снеков
Запрос на удобство растёт, вместе с ним – употребление так называемой быстрой пищи. По информации российского отделения агентства Nielsen, 62 % россиян периодически заменяют завтрак снеками, половина участников опроса использует их в качестве перекуса для повышения энергии.
Наряду со снеками на российском рынке прекрасно себя чувствуют спортивные напитки и протеиновые батончики. Они продвигаются по похожей схеме. Производители позиционируют их как удобное средство повышения тонуса. По сравнению с прошлым годом потребление батончиков в натуральном выражении выросло на 113 %.
Почему мы не покупаем продукты в интернете
Интернет-торговля в сфере FMCG-ретейла – вещь перспективная, но на вырост. Что же тормозит её развитие в России? Слабо развита инфраструктура, есть ощутимые проблемы с логистикой. Отметим и неготовность россиян регулярно использовать подобный формат.
Частное мнение «Опен Групп»: потребители привыкли после работы заходить в магазин, несколько раз проходить через ряды полок и выбирать подходящие продукты (вдруг что забыли). Торговая площадка в этом случае используется как шоурум, клиентам важно потрогать товар, сравнить его с аналогами. При заказе продуктов повседневного потребления в интернете придётся собирать заказы с нескольких онлайн-площадок и затем ждать доставки.
Россияне привыкли покупать продукты на короткий промежуток времени. То есть делать это регулярно, но по чуть-чуть. Традиция «закупаться» сразу на неделю появилась только в крупных городах. Получается, в интернете также придётся делать покупки каждый день, а это совсем не похоже на удобство.
«Опен Групп». Подведение итогов
1. Продукты в FMCG-ритейле стараются угодить настроениям потребителей. Вредные продукты становятся не такими вредными, появляются новые товары быстрого питания.
2. Торговля продуктами переходит в интернет. Не так быстро, как хотелось бы, но переходит.
3. FMCG-ретейл перетягивает любителей перекусов к себе. Стойки в булочных и кондитерских – проба пера в этом направлении.
4. Доставка продуктов на дом интересна россиянам, но пока они ждут совершенствования сервисов. Возможно, распространения по подписке.
5. Снеки никуда не уходят – их едят всё больше. Теперь их воспринимают как источник энергии.