Главное Свежее Вакансии   Проекты
😼
Выбор
редакции
620 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как не испортить свою первую закупку

Первые закупки — это всегда стресс и суматоха, в которой легко упустить какую-то деталь, а вместе с ней и контракт. Как избежать ошибок, которые чаще всего встречаются у начинающих участников торгов, расскажет эксперт Контура по закупкам Елена Ежова.

Подготовка заявки


Читайте документацию закупки

Многих проблем с участием в закупке и исполнением контракта можно избежать, если внимательно прочитать все — абсолютно все — документы закупки.

— Техзадание поможет понять особенности товара или работ, которые нужны заказчику. Поставщик сможет оценить, получится ли у него выполнить контракт или его товар чем-то не подходит заказчику.

— Если упустить детали техзадания, то можно выиграть закупку, которая окажется убыточной. Например, автосервис выиграл контракт по 44-ФЗ на обслуживание автомобилей. Но только после победы заметил, что заказчику нужен был аттестованный сервисный центр. Победитель аттестации не имел. В итоге поставщику пришлось выбирать: отказаться заключать контракт и попасть в РНП или привлечь к выполнению контракта сервисный центр. Он выбрал второй вариант: забирал автомобили у заказчика, за свой счет отвозил их в сервисный центр. Контракт вышел убыточным.

— Инструкция по заполнению заявки расскажет, как правильно прочитать требования техзадания и оформить заявку. Объяснит фразу «не более 5 метров» — включает она в себя число пять или нет.

Прикладывайте актуальные документы

В составе заявки заказчики просят приложить лицензии и разрешения на работу, уставные документы, копию паспорта руководителя. Все они должны быть актуальны на момент подачи заявки.

Частая ошибка на этом этапе — название или адрес организации не соответствуют выписке из ЕГРЮЛ. Это случается, если название организации обновили, но новые данные не внесли в ЕГРЮЛ или еще не прошло достаточно времени, чтобы данные обновились в реестре. Поэтому советуем как можно скорее регистрировать новые данные и только потом участвовать в закупках. Это же действует для ситуаций, когда в Устав организации вносились изменения — обязательно прикладывайте к заявке актуальную версию документа.

Если на момент подачи заявки истек срок действий полномочий руководителя, то к решению о назначении руководителя приложите протокол о продлении полномочий. Если скоро истечет срок действия лицензии или разрешений, необходимых для работы, можно приложить к нему письмо о том, что сейчас находитесь в процессе получения новой лицензии.

Отслеживайте изменения в извещении

В аукционе и конкурсе заказчик может менять документацию уже после того, как опубликует закупку на площадке и в ЕИС. Но об изменениях никто не уведомляет — советуем следить за ними самостоятельно. Если есть обновления, проверьте подходит ли ваша заявка под новые требования, при необходимости отзовите старую и подайте заявку с изменениями.

Если заказчик что-то меняет в документации, то продлевает срок приема заявок — на 7 или 15 дней, зависит от цены закупки. Поэтому у вас будет время, чтобы поправить заявку.

Анализ контракта


Перед тем, как участвовать в закупке, важно детально изучить проект контракта. Он покажет окончательный список работ, количество поставок товара. Поможет понять входит ли доставка товара в цену закупки или оплачивается отдельно, какая ответственность грозит за нарушение контракта. А также позволит оценить рентабельность закупки и возможные риски. Помните, что подписывая контракт, вы соглашаетесь со всеми его условиями.

Место исполнения контракта

Также важно обратить внимание на место выполнения контракта. Встречаются закупки, когда выполнить работы нужно в закрытых городах. Тогда нужно разобраться, как получить пропуска на сотрудников и получится ли это сделать, не нарушив сроки исполнения контракта.

Срок исполнения контракта

Обязательно просчитайте, успеете ли вы выполнить все действия, которые описаны в контракте, к нужному сроку. Возможно, заказчик прописал, что после завершения работ нужно в течение одного дня вывезти строительный мусор, который возник при выполнении контракта. Однако это физически невозможно — вывезти мусор можно было только за пять дней.

В таком случае необходимо до окончания подачи заявок направить заказчику запрос на разъяснение. Возможно, он просто не знает специфику работы и срок написал навскидку.

Документы при поставке товара

При приемке товара заказчик потребует все документы, которые нужно приложить к товару. Поэтому заранее подготовьте необходимые сертификаты соответствия, декларации и паспорта изделий.

Сроки


Соблюдайте срок подачи заявки и подписания контракта

В госзакупках срок каждого этапа тендера прописан в законе и автоматизированы электронной торговой площадкой — она в конкретное время закрывает возможность подавать заявки или подписывать контракт.

Не только дата, но и время

Время, до которого можно подать заявку, — не всегда конец дня (00:00). Электронная площадка рассчитывает сутки от момента, когда заказчик разместил закупку, например, в 15:00. Тогда отправить заявку в 15:01 уже не получится.

Заранее готовьте обеспечение.

Заранее открывайте спецсчет для обеспечения заявки. На открытие спецсчета уходит 1-5 дней. Учитывайте этот срок при подготовке к закупке — можно не успеть открыть счет вовремя и не перечислить обеспечение заявки. Тогда к участию в закупке вас не допустят.

То же правило действует для банковской гарантии — обычно ее можно получить в течение 1-5 дней. Плюс всегда лучше заложить несколько дней на проверку данных в гарантии и ее замену, если банк вдруг допустить опечатку в сумме гарантии или наименовании организации.

Проверьте, что суммы обеспечения достаточно

Бывает, что в момент подачи заявки на спецсчете не хватает нескольких рублей — банк снял комиссию за открытие счета. Но эти несколько рублей могут быть критичными для поставщика, если сумма обеспечения заявки будет неполной, то заявку отклонят.

Другая ошибка случается в закупках, где действуют антидемпинговые меры — цена закупки снижена на 25% и больше. В таких тендерах победителю нужно предоставить обеспечение в увеличенном в 1,5 раза размере. Если предоставить обычное обеспечение, то заказчик не сможет его принять и должен будет передать сведения о поставщике в ФАС для включения в Реестр недобросовестных поставщиков.

Защита прав


Запрос на разъяснение

Неоднозначные требования в документации могут навредить поставщику при выполнении контракта. Если встречаете их в закупке — пишите запрос на разъяснение. В запросе вы можете уточнить любую информацию о закупке у заказчика. Подавать его нужно через ЭТП и за несколько дней до окончания подачи заявок — точное количество дней для каждого вида закупок прописано в 44-ФЗ.

Например, в закупке на уборку территории заказчик четко не прописал срок, в течение которого требуются услуги. В извещении и контракте четкой информации не было, но в «Обосновании цены» было видно, что потенциальные поставщики рассчитывают цену за три месяца работ. Победитель закупки предложил цену за месячную уборку и был вынужден два месяца работать бесплатно, чтобы не попасть в РНП. Да, в этой ситуации неправ заказчик, но ее можно было избежать, если до проведения закупки подать запрос на разъяснения.

Независимый регистратор

Плагин «Независимый регистратор» устанавливается в браузер и записывает все, что происходит на экране компьютера во время закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Он зафиксирует, когда поставщик заходит в личный кабинет ЭТП, подает цену, а также технические неполадки на площадках.

Эта информация поможет доказать, что подписать контракт в срок помешала ошибка ЭТП или указать на сговор поставщиков или заказчика. Кроме того, сейчас ФАС в качестве доказательств принимает только записи регистратора, а не скрины.

Заседания ФАС

Если вышло так, что вам нужно доказать свою правоту перед ФАС, то готовьтесь к заседаниям и посещайте их. В качестве доказательств недобросовестности заказчика можно привести электронную и официальную переписку с ним. Также вы можете привести комиссии судебную практику в свою пользу. Для этого изучите аналогичные дела, которые рассматривала ФАС на сайте br.fas.gov.ru.

С трудностями в закупках сталкиваются все, кто только начинает участвовать. Избежать неудач позволит только опыт и знание правил закупок. Прокачаться в торгах помогут эксперты Контура — они разберут эти и другие ошибки поставщиков на онлайн-марафоне «Закупки для начинающих».

Марафон пройдет с 30 ноября по 25 декабря. Эксперты расскажут о правилах закупок, помогут найти тендер и подготовить заявку. Участников ждут домашние задания, которые научат анализировать документацию, и обратная связь от экспертов. К концу марафона участники смогут сами выстроить стратегию участия в торгах.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Первые Новые Популярные
Комментариев еще не оставлено
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.