Главное Свежее Вакансии   Проекты
😼
Выбор
редакции
1 480 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как объединить сервисную и продуктовую бизнес-модели и поменять стратегию развития. Опыт “Вилгуд”

Барно Турсунова, сооснователь сети умных автосервисов “Вилгуд”

Почему сеть умных автосервисов «Вилгуд» сменила стратегию развития и сфокусировалась на создании IT-продукта, доступного широкому рынку.

Мне как сооснователю «Вилгуд» очень повезло. Со мной в команде всегда был настоящий визионер и по совместительству мой супруг Шерзод Турсунов. Многие инновационные идеи, которые появлялись в нашей компании, создавались благодаря его видению. Именно Шерзод видел залог успеха «Вилгуд» в выстраивании бизнес-модели по принципу треугольника и автоматизации процессов. Он придумал, как разработать стандарты, которые мы затем зашили в умную IT-систему Wilgood IS. Он также создал наше ноу-хау — предпринимательскую систему мотивации, которая позволяет минимизировать человеческий фактор и контроль со стороны собственника. Благодаря этому нам удалось выстроить прозрачный бизнес. С 2012 года мы выросли в большую сеть с оборотом 1,8 млрд. руб.

При этом для Шерзода «Вилгуд» был не просто еще одним бизнесом. Он всегда хотел построить компанию, которая будет быстро масштабироваться и при этом никогда не терять в качестве. Поэтому когда мы столкнулись с классической для любого предпринимателя проблемой роста (чем быстрее рост, тем сложнее контролировать качество), то восприняли это болезненно. В случае с франшизной моделью ситуация осложняется тем, что какие бы жесткие стандарты и штрафы за их нарушение вы не вводили, вы работаете прежде всего с человеком и его видением развития бизнеса. А его, как известно, не переделать. Поэтому перед нами стояла задача — научиться фильтровать тех партнеров, которые действительно разделяют наш подход к качеству и ведению бизнеса при сохранении эффективности работы.

Именно поэтому в 2019 году в «Вилгуд» решили приостановить продажи франшизы и запустили продуктовое направление. Мы начали разрабатывать продукт, который был бы доступен для всего рынка.

О создании продукта


Почему IT-система

Нашу платформу Wilgood IS, которая помогает автосервисам стать более эффективными, не раз пытались скопировать (часто не очень этичным путем). В то же время любая IT-система требует определенного отношения к бизнес-процессам. Человек, который думает, что она и есть та «волшебная кнопка», на которую можно нажать и больше ничего не делать, будет разочарован. Однако для предпринимателей, осознающих, что автоматизация бизнеса — это непростой процесс, требующий определенных усилий, мы решили разработать облегченную версию нашей системы. Она объединяет в себе базовые аспекты автоматизации и оптимизации бизнес-процессов.

Как тестировали

Несмотря на то, что «Вилгуд» обычно воспринимается как сеть автосервисов, мы всегда считали себя IT-компанией. Мы управляем всего четырьмя точками, при этом более 100 партнеров используют наше ПО. Все гипотезы тестируем боем — и не на одной точке, а сразу на нескольких. В дальнейшем решение масштабируется, и появляется возможность «докрутить» предложение, чтобы закрыть потребности всех игроков. Мы проанализировали на примере наших собственных автосервисов и точек партнеров, какие процессы для предпринимателей являются наиболее критическими. Затем мы наполнили ими наш продукт, который получил название Wilgood Soft.

На чем мы сделали акцент


Дефицит профессионалов

Сейчас у автосервисов есть несколько особенно актуальных проблем. Одна из них — дефицит высококвалифицированных специалистов. Объем рынка растет, но при этом сам он медленно пополняется новыми кадрами. Молодежь нередко считает, что работать в авторемонте не так уж престижно. К примеру, в РАСТО (Региональная Ассоциация станций технического обслуживания) подсчитали, что только 5% автослесарей после выпуска идут работать по специальности.

Схожие сложности с подбором мастеров-консультантов. Чтобы эффективно работать на этой позиции, у них должны быть не только развитые навыки продаж, но и глубокие технические знания. Им необходимо разбираться в причинах поломок, необходимых комплектующих и нормах времени на автоработы с разными марками машин. Таких специалистов на рынке очень мало. Большинство мастеров-консультантов отлично продают, но недостаточно глубоко понимают устройство автомобилей. До недавнего времени мы (как и большинство игроков рынка) решали эту проблему благодаря тому, что в связке с консультантом всегда работал мастер по подбору запчастей. Однако это всегда требовало дополнительных затрат на ФОТ.

Один из способов решения этой проблемы — перекладка части функций сотрудников на IT-систему. К примеру, в Wilgood Soft мы внедрили онлайн-калькулятор авторабот и запчастей. С его помощью мастер-консультант даже без специфических знаний может самостоятельно определять объем и стоимость услуг. В результате также автоматизирован процесс заказа запчастей, а должность мастера по подбору комплектующих фактически можно упразднить. Инструменты помогают специалисту в продажах быстрее прокачать свою техническую экспертизу.

Сложности с мотивацией


Вторая глобальная проблема — мотивация сотрудников. Сейчас у большинства автосервисов система вознаграждений устроена так, что сотрудники получают одни и те же деньги за простые и сложные работы. К примеру, услуга ремонта подвески на машинах разных марок может стоить одинаково (несмотря на разницу в цене запчастей). Но для самого механика процессы могут сильно отличаться по трудоемкости. Если он получает такие же деньги за более простой заказ (который также можно закрыть быстрее), то проще отказаться от сложной работы. В результате страдает как клиент, который не может записаться в сервис, так и доход собственника.

Мы долго думали над тем, как можно решить эту проблему. В итоге мы пришли к тому, что необходим специальный коэффициент на работы, который повышает либо понижает стоимость услуги в зависимости от сложности самого ремонта. Это выгодно всем сторонам.

1. Механик справедливо получает больше денег за трудоемкие и сложные работы.

2. Клиент может сэкономить, если его машина проще в ремонте и не требуется помощь специалистов экстра-класса. Кроме того, ему не приходится ждать, когда освободится подходящий мастер. IT-система автоматически отслеживает загрузку автосервиса. Она не записывает автовладельцев на сложные работы, если высококвалифицированные механики уже загружены.

3. Выгода есть и для собственника, которому не приходится отказывать клиентам со сложным ремонтом. Предприниматель может настраивать рекламную кампанию так, чтобы в зависимости от загрузки и квалификации механиков автосервис предлагал услуги только для целевых групп клиентов.

Все системы в одном флаконе


Практически любому автосервису как сервисной компании сегодня нужны, как минимум, CRM-платформа, системы для подбора запчастей и расчета трудочасов, а также программы с подробными инструкциями по ремонту и диагностическими схемами. Большинство таких решений для автоматизации уже давно есть на рынке. Однако чаще всего они поставляются только в разрозненном виде.

Работа в нескольких программах — это, прежде всего, затратно. Для небольшой СТО расходы на приобретение и IT-сопровождение ряда систем довольно высоки. В большинстве случае доступ к такому софту предоставляется на 1-3 рабочих места. За подключение дополнительных сотрудников нужно платить отдельно. Кроме того, это не очень удобно — работникам приходится постоянно переключаться между разными окнами, тратить больше времени, да и риск ошибиться при обработке заказа тоже выше. Причем такие же сложности есть не только у автосервисов, но и у шиномонтажа, детейлинг-центров, автомоек и других игроков рынка.

Мы учли это при разработке Wilgood Soft, сделав ставку на интеграцию нескольких систем в одном решении.

Продвижение


Существует мнение, что УТП как данности больше не существует. Конкуренция на рынке настолько велика, что выигрывают те игроки, которые формируют эмоциональную связь с клиентом. Поэтому при продвижении новой системы мы ориентированы на то, чтобы дать аудитории максимум пользы. Мы проводим регулярные вебинары для заинтересованных предпринимателей, где рассказываем, как они могут оптимизировать и автоматизировать бизнес-процессы. Воспользоваться нашим решением или нет — определяют они сами.

Но в рамках таких вебинаров статистика тестовых запусков говорит сама за себя. К примеру, при тестировании на наших точках удалось добиться повышения наполняемости заказ-наряда в среднем на 30%. Это достигается за счет того, что автоматизация позволяет предлагать клиентам бОльший объем качественных услуг. Кроме того, благодаря все той же автоматизации почти в 3 раза увеличилась скорость обработки заявок.

Цели развития и стратегия

Когда-то мы поставили своей целью открытие 1000 автосервисов по франшизе, однако ряд факторов заставил нас пересмотреть путь, по которому мы движемся. Мы по-прежнему хотим сделать рынок прозрачным и честным. Только теперь у нас для этого есть инструмент, рассчитанный на более широкую аудиторию и не требующий покупки франшизы.

+1
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Первые Новые Популярные
Комментариев еще не оставлено
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.