А кому вы нужны? Или как мы не попали в ЦА
В этой статье не будем вдаваться в подробности о том, как придумать идею для проекта, найти на него деньги и сформировать команду. Все это с помощью должного труда и терпения достигается. Но все это не имеет ни малейшего толку, если вы не угадали с целевой аудиторией. Поэтому далее кратко расскажем нашу историю и о наших ошибках.
Мы начали работу над проектом PIXLI полтора года назад в феврале 2015 года. И была одна единственная цель, сделать простенький конструктор лэндингов и небольших сайтов для себя и наших клиентов. Это позволило бы нам сократить время на разработку простых страниц, а клиенты бы смогли легко управлять своими сайтами. Функционал должен был быть немного шире, чем у блочных конструкторов, но не сложным в обращении. И в дальнейшем после обкатки была задача выпустить данный проект в открытый доступ и привлекать пользователей из вне.
Мы прекрасно понимали, что таких сервисов очень много, но думали, что внеся небольшую изюминку, найдем свою аудиторию. И целевая аудитория в этот момент была, кажется очевидна. Это все люди, которым нужен простой сайт быстро, почти бесплатно.
Настали дни первых испытаний, на тот момент внутри редактор выглядел вот так:
Управление было достаточно простым, возможностей для дизайнеров было немного, но, по крайней мере, пользователь имел возможность легко формировать информационные блоки и задавать им свой уникальный дизайн.
Появились первые пользователи, оплата тогда не взымалась, так как сервис проходил обкатку, те клиенты, которым мы делали лендинги на данной платформе, были счастливы потому, что могли легко и гибко редактировать и изменять страницу без нашей помощи. Но раз пошел трафик, значит, пошли и пожелания, вопросы, жалобы и прочая полезная для нас, как разработчиков, информация.
Вопросы в основном касались, того, как сделать что-то в редакторе, многим была не понятна правая панель. И после того, как они в ней разбирались, начинались пожелания по функционалу, например, добавить возможностей анимации, дать возможность свободно управлять блоками за пределами конкретной области и другие вещи, которые нужны в профессиональном дизайне и верстке.
Переломный момент, глобальная ошибка и потеря потока новых пользователей.
Мы с энтузиазмом начали работу над просьбами людей и выкатили расширенную версию продукта.
И тут случилось непредвиденное. Старые пользователи были в восторге, а вот поток новых людей резко упал. Как показала дальнейшая аналитика, они просто не могли сами разобраться в возможностях редактора и пугались того объема функций, который был в нем. Обучения, online сопровождение, даже индивидуальные уроки не исправляли ситуацию. Людям просто был сложен наш продукт, и они уходили на wix, lpgenerator и другие популярные сервисы с простым, но менее функциональным редактором.
Так как за время работы появились, какие то деньги. И получилось привлечь немного материальной поддержки со стороны, было решено модернизировать старую версию. И вышла вторая версия сервиса уже с более профессиональным дизайном и функционалом, который расширял возможности пользователей. И позволял делать дизайны высокого уровня.
Это означало то, что мы решили уйти от обычных пользователей и остаться с теми, кто готов потратить время на обучения и соответственно нуждается в “серьёзном” дизайне либо для себя, либо для своего клиента.
Новая версия выглядела вот так:
Функционал ее сильно вырос, но возрос и уровень вхождения пользователя.
И вот ошибка номер два. Мы отстранились от рядового пользователя, а функционал, который нужен профессионалам, дать еще не смогли. Но, по крайней мере, появились первые проблески того, что идем правильным путем. Часть пользователей начали оплачивать сразу годовые тарифы и появились звонки от рекламных агентств и небольших студий, которым было интересно работать на нашей платформе.
Мы опять оказались, где то между обычной и профессиональной аудиторией. И соответственно не удовлетворяли ни тех, ни других.
И снова адаптируем сервис под ЦА
Денег оставалось все меньше, энтузиазм и огонь в глазах тоже угасал, но, по крайней мере, стало очевидным, что нужно дорабатывать редактор до профессионального уровня и пытаться хоть как то встать рядом с таким гигантом западного рынка, как Webflow. Так как именно этот сервис в данный момент являлся нашим эталоном, хотя некоторые вещи нам в нем не нравились, и впоследствии были переработаны, например, CSS классы. Так же мы добавили упрощенный режим, который позволял легко верстать сложные элементы и некоторый другой функционал.
Вышла следующая версия редактора, которая включала уже переработанный механизм построения элементов и еще более расширенный функционал, который давал еще большие возможности для дизайна.
Внешний вид ее мало чем изменился, но функционально редактор сильно подрос.
После этого мы почти окончательно потеряли обычных пользователей, но зато закрепились в сегменте профессиональной аудитории. Если на сервис попадал трафик по запросам “Конструктор лендингов”, “Конструктор сайтов” и тд, то из 100 посетителей мы получали в среднем 20-25 регистраций и из них оставался буквально 1, а иногда никого. Основная масса просто открывала редактор, пыталась, так что-то сделать, ничего путного не выходило, и они уходили с сервиса.
И это означало конец для старого сервиса. Теперь мы окончательно попрощались с обычной аудиторией и начали свое развитие в области профессионального сервиса для web-дизайна, студий и фриланса.
Выпустили еще одну версию (на данный момент актуальную).
Ее выход увеличил интерес профессиональной аудитории, повысил количество оплат и дал нам полезные отзывы для дальнейшего развития.
Тем не менее, сервис все еще не до конца удовлетворяет ЦА и помимо развития функционала редактора сейчас активно приходится работать над серверной частью и обучающими разделами.
Кстати одной из наших больших ошибок было в технически сложном проекте мало внимания уделять обучению пользователей. И сейчас это дается с большим трудом, так как необходимо выполнить колоссальный объем работы. Но, по крайней мере, мы окончательно определились с нашей целевой аудиторией. Единственное, что вызывает сожаление это то, что для этого нам понадобилось много времени и большое количество переделок. Если бы мы сразу верно определили ЦА, то сэкономили бы уйму средств и времени.
Немного прописных истин:
- Планируйте. Четко знайте, для кого вы и для чего делаете сервис. Не должно быть ни грамма сомнения в том, какие и главное, чьи проблемы вы решаете данным сервисом.
- Общайтесь. Общайтесь с вашими пользователями.
- Не торопитесь. Не бросайтесь выполнять все пожелания пользователей, они часто противоречат друг другу и, приближая одних, вы отдаляете других. Работайте для тех, кто вам более важен.
- Анализируйте. Если вы стоите перед выбором работать для аудитории в 100 миллионов человек или в 100 тысяч. Не торопитесь работать для большей ЦА, проанализируйте конкуренцию и проблемы. Часто гораздо проще завлечь небольшую ЦА, а в дальнейшем уже расширять ее.
- Опросы часто не работают. Много советов, которые рекомендуют проводить опросы, перед началом проекта. 60% из них, скорее всего, будут не точными. Лучший показатель это практика. Если ее нет у вас, что более вероятно, изучите рейтинги конкурентов. Если близких конкурентов нет, и вы уверены, что проблема, которую вы решаете актуально, то действуйте. Выпустите небольшой релиз и проверьте спрос. Тут же получите обратную связь и сможете поработать над ошибками.
- Не перегорайте. На каждом углу пишут, взлетает 1 проект из 10 000, да это так. Но между полным забвением и пиком популярности есть промежуточные этапы, которые вполне могут приносить неплохой доход. И таких сервисов и проектов гораздо больше. А самое главное, как правило, именно из них, при активной работе в дальнейшем получаются известные проекты. Поэтому старайтесь каждую неделю делать так, что бы получать хоть небольшую отдачу от своего детища, тогда ваша команда всегда будет в тонусе.
- Заботьтесь. Выбрав ЦА и завоевав ее доверие, постоянно “подкармливайте” ее, что бы поддерживать интерес.