Главное Свежее Вакансии Образование
1 131 4 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

6 причин, почему AR — всё еще технология «завтрашнего дня»

​Может показаться, что AR — технология уже вполне сегодняшнего дня, однако весь медийный шум вокруг нее создает довольно обманчивое впечатление. Для пользователей сейчас — это игрушка, которая надоедает через несколько дней, а для разработчиков — крупномасштабное поле деятельности. Почему так?

Взрыв интереса к дополненной реальности пришелся на лето 2016 — после релиза многопользовательской игры Pokemon Go. Следующий важный шаг сделала компания Apple, показавшая на презентации этой осенью ARKit — важный в первую очередь потому, что Apple известна не столько изобретением технологий, сколько их популяризацией. Ее очень быстро догнали в Microsoft: на днях компания выпустила Windows 10 Fall Creators Update — обновление с редактором Mixed Reality, который позволяет добавлять виртуальные 3D-объекты на реальные снимки и видеоролики.

Быстрее всех тренд осваивают две индустрии — рекламная и игровая. Для пользователей существуют целые подборки игр с использованием дополненной реальности, которые постоянно обновляются. Бренды же применяют технологию, естественно, в маркетинговых целях — для демонстрации продуктов: вспомнить хотя бы компанию IKEA, которая выпустила приложение «IKEA Place»: с его помощью пользователь может виртуально «примерить», как будет смотреться мебель марки в интерьерах его жилища.

Но проблема в том, что сегодня технология не обеспечивает качественный скачок в комфорте, в развлечениях или рабочей деятельности человека. Причина в том, что технология сама по себе недостаточно развита:

  1. Разрешение, используемое для отображения AR, слишком маленькое, что мешает расположению достаточного для комфортного использования объема информации.
  2. Управление интерфейсом слишком сложное, не интуитивное, и часто его нужно выполнять с помощью неудобных девайсов. Попробуйте с первого раза попасть указателем на кнопку в Hololens.
  3. Неприспособленность текущих устройств к сложным условиям эксплуатации — в местах с повышенной влажностью, с высокой или низкой температурой; в условиях, где требуется ударопрочность, защита от пыли и вредных веществ, или даже хотя бы соленой воды.
  4. Довольно большая стоимость оборудования. Да, смартфон есть почти у каждого. Но его производительности хватит только на «игрушечную» AR, как она есть сейчас. Нужна большая производительность вычислений, добавление новых датчиков — например, дальномера и тепловизора, усиление и увеличение количества видеокамер. При позиционировании внутри помещений потребуется установка в помещениях дополнительного оборудования — например, разложить iBeacon’ы, хотя лучше что-нибудь поинтереснее. :) Настройка оборудования для конкретного помещения индивидуальна, а значит, это удовольствие — дорогое.
  5. Необходимо оцифровать практически всё вокруг нас. Т.е. понадобятся 3D-модели всего, что нас окружает — для начала хотя бы зданий и помещений. Если использовать для этого современные средства — будет долго и дорого, и чаще всего требуется ручная доработка 3D-моделей. А после того, как мы получим 3D-модель — реальный объект меняется: поставили стол, начали ремонт в музее, поставили ширму, в больнице перенесли операционную из одного крыла здания в другое и т.д. Т.е. 3D-модели должны быть синхронизированы с реальными объектами, которые они представляют.
  6. Позиционирование объекта, с которым вам нужно работать или играть, ваше собственное позиционирование на местности или в помещении, а также распознавание объектов, с которыми вы собираетесь взаимодействовать. Это огромная проблема. Достаточно поменять освещение в комнате, передвинуть стул, положить пальто на стол — и AR уже не сможет понять, в какой комнате она находится. Если же вы собираетесь работать, например, с двигателем автомобиля, то малейшее изменение в конструкции (например, по-другому лег какой-то шланг) — и AR не узнает двигатель. Это уже не говоря о том, когда у вас перед глазами новая модификация этого же двигателя. AR требует точной информации об объектах вокруг, их взаимном расположении и т.д. А в нашем мире всё очень быстро меняется: незначительное изменение — и AR теряется.

Первые четыре проблемы легко разрешатся в ближайшее время. По сути — это увеличение производительности процессоров, разрешения камер и экранов, а также повышение надежности и безопасности устройств. Данный вопрос будет закрыт в ближайшее время — на горизонте пяти лет, т.е. ориентировочно до 2022 года.

А вот автоматизация построения 3D-моделей — это серьезный вызов. Но в целом — это тоже интенсивный путь. Увеличение мощностей компьютеров и датчиков для снятия моделей — здесь встанет больше вопрос стоимости и актуализации 3D-моделей с реальными объектами. Думаю, что на приемлемую стоимость мы выйдем через 3 года, и далее цена будет падать, а количество оцифрованных объектов на нашей планете будет неуклонно расти. Обновление моделей будет происходить почти автоматически — когда любой человек будет оцифровывать реальность вокруг себя с помощью носимой электроники. Достал смартфон что-то посмотреть, а он заодно и оцифровал всё вокруг, или гарнитура будет выполнять это в реальном времени и передавать в какой-то общий банк данных. Давайте оцифруем наш мир вместе!:)

Последняя проблема потребует серьезного напряжения серого вещества нескольких сотен ученых и инженеров всего мира. Распознавание по точкам, предсказание местоположения исходя из предыдущего точно определенного положения, использования геопозиции и позиционирования внутри помещений, учет прошлого опыта. Подумайте о том, как компьютер может отличить два пакета молока разных производителей, где форма и размеры практически одинаковые, и различаются они только изображением на упаковке (при этом может быть полусумрак, взгляд на них может быть вскользь и т.д.)? И вообще — это пакеты молока, или это упаковка вина? Человек распознает это, не задумываясь. Почему? Хотя бы потому, что в молочном отделе продуктового магазина странно на полке встретить пакет вина, т.е. его уже и не надо сравнивать. Пакеты сгруппированы, стоят рядом, и человек различает издалека не один пакет, а группы разных пакетов.

Это простейшие размышления о том, что это непростая задача. Сколько времени уйдет на её решение? Практически уверен, что через 5-7 лет мы сможем распознавать предметы в конкретных, четко указанных условиях и ограничениях.

Возникает вопрос, а с чем конкурирует AR? Лист бумаги, бумажный справочник или экран сотового телефона с нужным в данный момент приложением. Когда же вам нужен совет, как что-то сделать руками, а советчик находится далеко от вас, то гарнитура сотового телефона — лучшее решение, чтобы получать советы эксперта, проговаривая голосом то, что вы видите.

Как только AR позволит сделать качественное изменение в жизни и трудовой деятельности людей, он станет повсеместным, как сотовый телефон.

И еще один важный вопрос. Готово ли общество к применению данных технологий? Думаю, полностью. Здесь, в отличие от планшетов, можно сказать, что люди уже прекрасно понимают области применения технологии, и озвучить сценарий, где это было бы удобно, может практически каждый — если ему правильно вопрос задать. А не просто: «Как AR может быть полезна в вашей жизни». Технология отстает от ожиданий людей — но спасибо фантастическим фильмам и книгам, которые освещают нам путь вперед!

Автор: Максим Гладков, технический директор Rate&Goods

+5
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Концептовский 78499
Настоящая дополненная реальность, это результат медиабомбардировки - люди ходят потом и верят в ту ересь которая им вещалась из телека или из уст людей. Например в существание доброго хозяина, который придет и наведет порядок вместо плохого нынешнего. Мое любимое, это вера людей в то, что образование в высших учебках, это обучение.

PS: не все поймут мои глубоки мысли, но постарайтесь.
Ответить
Михаил Шитиков
Единственная реальная проблема VR /AR - это железо, для всего остального есть MasterCard. Нужны хай-рез камеры? Пожалуйста! У Сони этого добра в их проф решениях навалом, хоть и дорого. Нужны модели? Ну... всем прекрасно известно где взять пару миллионов рабочих за гроши)
А вот с вычислительным железом проблема мастеркардом не решится. Хотя и Nvidia и AMD демонстрируют не плохой рост производительности в новых поколениях, они достигают этого за счёт уменьшения тех процесса, а не за счёт переработки всей архитектуры. Сегодня они предлагают решения в 14-12 нанометра, на следующий год заявлены 7-6 нм. А после них идёт тупик. Ибо чтобы сократить шаг техпроцесса ещё в двое нужно справится с квадратичным ростом производственной сложности. Они, конечно могут пойти и другим путём - интеграцией малых и средних систем в мультикристальную конструкцию (GPU в отличии от CPU к подобному относится куда лояльные), но о портативности и энерго-эффективности тогда можно забыть, а вместе с ними и о носимых AR девайсах. Ибо таскать у себя на спине киловаттный вычислительный блок ради 20 минут работы AR/VR - такое себе удовольствие.
Ответить
Kirill Pankin
По-моему, настоящая проблема AR в том, что кроется в первой букве — "augmented", "дополненная".
До сих пор не существует удобных в обращении технических средств дополнения наблюдаемой реальности качественной бинокулярной цифровой картинкой.
Уже много лет разнообразные шумные ребята обещают, что вот-вот будут выпущены AR-очки, по удобству не сильно уступающие обычным солнцезащитным очкам или даже очкам для коррекции зрения (в смысле, полностью прозрачным). Но до сих пор ничего такого не случилось. До серийного или полусерийного вида дошли только Google Glass (монокулярный, что существенно) и MS Holo Lens.
(да, есть ещё Magic Leap, которые что-то мутят и привлекли уже 4 олимпиарда денег, но ничего живого они так и не показали, а демо-видео от Weta Studios как-то не очень годится в качестве пруфа)
Ответить
Иван Благовещенский
Конечно, на телефонах не возможно создать идеальную картинку - железо, сенсоры, оптика, много ограничений для полноценной и дополненной. Мы с 2012 года много разрабатывали любопытных проектов в связке vuforia+unity, занимались исследованиями, пробовали разные технологии. И проблема я думаю не в железе, не в технологиях, а в отсутствии ощутимой добавленной стоимости у технологии, сиюминутная радость быстро проходит и весь вложенный труд по рисованию 3D-моделей, отработке физики выбрасываются.
Подержали в руках ms hololens, точность и плавность хороши, но и у них проблема с поиском ниши, где все это добро применить и здоровью не навредить.
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.