Главное Свежее Вакансии Образование
😼
Выбор
редакции
930 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Инвестиции в российский edtech: что с ними будет в 2023 году?

В 2022 году инвестиционная активность упала на всех рынках, главная причина понятна — это непрогнозируемая экономическая ситуация.

Но стоит сказать, что признаки оттока были заметны еще в 2021 году, причем не только в РФ, но и в других странах, включая снижение на 71% объема сделок edtech-сегмента в США. У нас же в сферу онлайн-образования вложили около $27 млн, что примерно в пять раз меньше показателей 2021 года.

Почему в edtech вложили меньше?


Может показаться, что в стране произошёл критический отток капитала, но это не так. Начнем с того, что рынок онлайн-образования, который еще недавно бил все рекорды по вложениям средств, сейчас потерял часть своей привлекательности как направление для инвестиций.

Во всем мире рост EdTech замедляется по объективным причинам: пандемия закончилась, дети и студенты вернулись на очные формы, у взрослых людей снова нет необходимости сидеть дома. А ведь еще недавно именно нокдауны вызвали популярность онлайн-образования. Кроме того, усилятся государственная регуляция. К примеру, в Китае ужесточение регулирования школьного дополнительного образования подорвало стоимость многих технологических компаний, да и вовсе поставило под вопрос будущее EdTech на этом рынке.

Конечно, это не значит, что сфера больше не пользуется популярностью, просто ажиотаж спал, а инвесторы стали более избирательны, тщательнее выбирая продукт для вложений.

Ключевые сделки прошлого года


Инвестиции в edtech-рынок в I квартале 2022 года составили 1,5 млрд рублей, II квартал — около 650 млн. Но несмотря на нехватку инвестиционных вложений, рынок живет и развивается. В конце 2022 года компании показали рост по сравнению с III кварталом на 33%, а суммарная годовая выручка сотни крупнейших игроков оказалась на 17% больше показателей 2021-го и составила около 87 млрд рублей.

В начале года онлайн-школа программирования для детей Kodland привлекла инвестиции от группы фондов — общая сумма составляет $9 млн. «ВИМ Инвестиции» поучаствовали в раунде А в пользу компании Think24. Фонд получил долю в перспективном EdTech-проекте, помогающем школьникам готовиться к ЕГЭ и ОГЭ. Образовательный холдинг Ultimate Education привлек 500 млн рублей, часть из которых направили на развитие и M&A-сделки, например, в конце года холдинг приобрел 65% уставного капитала Moscow Digital School.

Часть проектов, например, Solvery, сервис поиска менторов в диджитал-профессиях, предпочли не раскрывать сумму инвестиций. Сервис TutGood, специализирующийся на занятиях с репетиторами, на 94% выкупила компания «Профи», а соцсеть для родительских чатов Memfer закрыла раунд на 10 млн рублей благодаря бизнес-ангелам.

Тем не менее, эксперты склоняются к мнению, что edtech-бизнесу лучше не полагаться полностью на поиск инвестора, а выбирать максимально рентабельные бизнес-модели.

Привлекательные для инвесторов edtech-направления


Посмотрим на ситуацию на рынке. Особой популярностью у клиентов пользуются дополнительное профессиональное образование и детское образование особенно в части IT-профессий. Согласно отчету Smart Ranking, рост востребованности дополнительного профессионального образования в II квартале составил 23,47%, а детского — 22% год к году.

В текущем году у них сохранится устойчивый рост. В прошлом году миллионам специалистов требовалось повышение квалификации или перепрофилирование, что не входит в традиционную систему образования. Эта тенденция сохранится и в дальнейшем, поддерживая популярность онлайн-платформ.

Но и среди этого стабильного направления инвесторы выбирают только определенные проекты. Если раньше компании искали финансы для выхода на международные рынки, сейчас шансы выше у тех, кто специализируется именно на российскую аудиторию. Важно понимать, что инвесторы, готовые вкладываться в компании с российской и иностранной выручкой, — это разные инвесторы, которые не пересекаются. Кроме того, высокотехнологичные продукты на стадии MVP больше не кажутся привлекательными для вложений, в приоритете тот бизнес, который уже работает и показывает стабильный результат.

Давайте обратим внимание на свежие показатели. С начала 2023 года несколько российских отраслей уже получили внушительные объемы господдержки. Это транспортная, лесопромышленная, строительная сферы, информационные технологии и агропромышленный комплекс. Перспектива развития этих направлений огромна, поэтому большую инвестиционную привлекательность получат те проекты онлайн-образования, которые напрямую или косвенно связаны с этими сферами. И тут мы переходим к одному из EdTech-трендов: новой аудиторией онлайн-образования становятся сотрудники компаний, где идет постоянное обучение и повышение квалификации. Это может привести к слиянию HR-Tech и EdTech в ближайшем будущем и уже сейчас показывает большие перспективы корпоративного обучения, наставничества и консультирования.

Очевидно, что прошлый год показал нашим соотечественникам привлекательность IT-профессий в сегменте детского онлайн образования. Ставка на развитие четко сформулированного навыка (например, «разработчик игр») работает, так как родители школьников более точно понимают, что их дети получат от обучения. В большинстве, несмотря на кризис в экономике, родители не готовы отказываться от образования своих детей. А где точно есть клиенты и гарантирована прибыль, там и инвесторы найдутся.

Что происходит с венчурными инвестициями


Нельзя сказать, что еще недавно все было хорошо, а тут в 2022 году резко изменилось. На мировой арене инвестировать в российские стартапы не хотели уже с 2014 года. Прецеденты были, но подобные сделки были редкими, а прогнозы по ним давали не самые положительные.

Тем не менее, до 2022 года возникал тренд глобализации. Некий фонд венчурных инвестиций с российскими корнями мог поддерживать выход отечественных компаний на международные рынки при наличии подтвержденной прибыли на родине и хороших прогнозов. Сейчас эта модель, можно сказать, стоит на паузе. Зато набирает обороты модель дивидендная.

На смену венчурным инвестициям все чаще приходит более предсказуемый механизм получения прибыли. Сферы, находящиеся под санкциями, получают большие вливания капиталов — государственных и частных, конкуренция на рынке становится меньше за счет ушедших компаний и освободившихся ниш, стартапы при этом могут продавать свои продукты крупным заказчикам из поддерживаемых сейчас отраслей — если успеть вовремя вложиться, можно получать дивиденды на регулярной основе.

Приведем пример: вы edtech-стартап, ваша идея: платформы корпоративного обучения и повышения квалификации сотрудников агропромышленного комплекса. Вы прорабатываете модель, показываете ее потенциальным инвесторам, разрабатываете продукт. Компании АПК активно развиваются и обладают средствами, поэтому вы продаете продукт нескольким крупным заказчикам, получаете деньги за поддержку этих заказчиков, а ваш инвестор получает дивиденды.

Как бизнесу адаптироваться?


С одной стороны, кажется, что стартапы и небольшие компании обречены. Но эксперты не согласны с этим: такие игроки являются более гибкими и могут быстрее подстроиться под происходящее. У таких сохраняется потенциал если и не в поиске бизнес-ангелов, но для M&A-активности по слияниям и поглощениям. Словом, чем выше прибыль компании без инвестиций, тем вероятнее, что она эти инвестиции сможет найти.

Сейчас все еще важна перестройка процессов: локализация активов, смена каналов привлечения аудитории, изучение новых поведенческих паттернов у пользователя, ведь кризис снижает уровень спонтанных покупок.

Если до конца года изменится обстановка в мире, мы сможем быстро увидеть признаки восстановления инвестиционной активности: возврат частного капитала и фондов, а также привлечение внешних инвесторов, вероятнее из Азии.

Кроме того, нельзя сказать, что все международные продвижения остановлены. Сразу несколько проектов рассматривают для международного развития страны Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.

Перечислим еще раз тренды: корпоративное обучение, особенно в отраслях, поддерживаемых государством, обучение онлайн-профессиям и IT, консультации и наставничество — эти направления в этом году будут более привлекательны для российских инвесторов.

«Черные лебеди» — можно ли на них заработать


Всем нам хотелось бы жить в мире «единорогов», а приходится мириться с «черными лебедями». Можно бесконечно строить прогнозы и пытаться угадать модели инвестиций в edtech, но сейчас все чаще происходят события, кардинально меняющие ситуацию в российском и мировом бизнесе. Как шутили еще в прошлом году: горизонт планирования сузился до 10 минут.

Тем не менее можно выделить три утверждения, которые с наибольшей вероятностью сбудутся:

• Международные инвесторы не захотят вкладываться в проекты с российскими корнями;

• Edtech-компаниям придется выбрать между российским и международным рынками, совмещать будет практически невозможно;

• Венчурные инвестиции для стартапов могут дать другие стартапы, а тренд на слияние будет набирать обороты.

Но есть и хорошая новость: капитал в России есть. Как частный, так и государственный. В кризисное и непредсказуемое время инвесторы могут соглашаться на меньшую доходность, если снижается риск. А все потому, что многие пути вложения денег закрыты: на счет в зарубежном банке не положишь, вложения в недвижимость стали менее привлекательны. И пока традиционные инструменты недоступны, потенциальные инвесторы ищут, куда бы направить свои средства. Дайте им бизнес-план, который сработает, даже если экономику накроет очередной «черный лебедь».

Дарья Рыжкова, основатель исследовательского агентства Smart Ranking

"Я думаю, что в этом году не стоит ожидать возобновления инвестиций на российском рынке, в том числе и в edtech-отрасль. Даже если геополитическая ситуация нормализуется, понадобится гораздо больше времени на восстановление доверия со стороны инвесторов. В этих условиях более устойчивыми, разумеется, окажутся бизнес-модели, ориентированные на рост за счет собственной прибыли.

Но мы по-прежнему считаем, что edtech — одна из самых перспективных отраслей. Это показывают и результаты нашего рейтинга по итогам года: после падения во втором квартале рост восстановился, несмотря на санкции и другие негативные факторы.

При этом мы не исключаем инвестиций (в первую очередь поглощений) со стороны крупных российских корпораций, таких как ВЭБ, Сбер, ВТБ, Ростелеком, VK и подобных"

Александр Киселев, CEO и генеральный директор Rebotica

"Даже в такое сложное время бизнес в сфере онлайн-образования может привлекать деньги от непрофильных инвесторов, как и раньше. Самые высокие шансы у зрелых, прибыльных, растущих проектов, сфокусированных на рынке РФ. В таких случаях возможно найти инвестиции от российских венчурных фондов. Существуют и варианты с государственным участием, но в таких случаях нужно отдавать себе отчет, что это накладывает определенные обязательства, к примеру, вряд ли вы сможете искать клиентов в запрещенных социальных сетях.

Ключевой фактор, на который обращают внимание — куда проект движется. Если развивать проект на внутреннем рынке, то привлекать российских инвесторов; если нужны инвестиции для выхода на международный рынок — поиск будет гораздо сложнее, а привлечь международных инвесторов в текущей ситуации практически невозможно.

Труднее всего приходится тем, чей проект в принципе не может существовать без инвестиций. Когда проект способен существовать без внешнего финансирование, но ищет средства для развития, здесь приходится определяться — расти строго внутри страны или обеспечивать рост за счет международного рынка, но вряд ли какой-то инвестор сейчас возьмет на себя такие риски. Зато хорошо себя чувствовать будут рентабельные проекты с продуманной бизнес-моделью, где возможно реинвестирования чистой прибыли.

Думаю, что в 2023 году все зависит от обстановки в мире: будут изменения — появятся и возможности"

Марианна Снигирева, СЕО образовательной платформы «Нетология»

На рынке EdTech инвест активность снижается. Неуверенность в перспективах рынка, непонимание серьезности и долгосрочности влияния геополитических и экономических факторов — все это не способствует оптимизму инвесторов. Рынок взрослого ДПО показал свою зависимость от происходящего в стране: спрос на обучение снизился, соответственно, эта грядка уже не выглядит как очень плодородная. Кроме того, на рынке EdTech по-прежнему важна маркетинговая опора, а значит инвестор будет вкладываться в бренд и привлечение трафика, чтобы быть успешным в конкуренции с лидерами сегмента.

При этом, по моим ощущениям, количество предложений о продаже бизнеса на рынке в 2022 году увеличилось. Но речь, конечно, о малом и среднем бизнесе. Владельцы таких компаний столкнулись со сложностями роста без подпитки маркетинга, либо решили покинуть Россию и сфокусировать на развитии бизнеса за ее пределами. Стоимость их активов в России при этом снизилось, но неуверенность инвесторов в рынке, по моему мнению, перевесила возможные дисконты.

Думаю что в 2023 году будет больше сделок M&А. Компании немного адаптировались к происходящему. К концу года стало известно, что некоторые крупные компании начали или возобновили диалоги о возможных сделках. Те, у кого EdTech является частью стратегии, будут ждать окно возможностей для входа на рынок и входить по приемлемой для них цене.

Инвестор в EdTech в 2023 году детально смотрит на финансовые характеристики компании. Прежде всего, на срок окупаемости — я бы смотрела максимум на 3 года. Кроме того, важен объем инвестиций, а также отклонение параметров проекта от рыночных. Если бизнес планирует расти более агрессивно, чем рынок, занижая, например, САС или завышая чек, это несет риски для успешной реализации проекта. Также смотреть как менеджмент компании попадает в собственные планы и свои прошлые прогнозы.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.