Главное Свежее Вакансии Образование
Выбор редакции:
456 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Мнения: как отразился на бизнесе уход иностранных компаний

В СМИ, в правительстве, на мероприятиях бытуют разные мнения о том, как на российском бизнесе и обществе отразился «уход» иностранных компаний с российского рынка. Мы обратились к его представителям, чтобы узнать реальные мнения.

В 2022 году более 500 иностранных компаний решили приостановить деятельность или вовсе уйти из России — около 5000 торговых марок и проектов станут недоступны. В 2023 году, под влиянием иностранного лобби и активистов, «уход» иностранных компаний продолжился.

Это значит, многие российские предприятия потеряли часть поставщиков и должны были перестраивать работу — временно или постоянно. К чему это привело?

Елена Фролова Коммерческий директор Промышленная группа ВЕКПРОМ:

В условиях новой реальности нам удается не просто адаптироваться к новым условиям, а развиваться.
На данный момент осуществляем совместную работу с ведущими азиатскими производителями разработки металлообрабатывающей техники. В ней принимали участие российские инженеры, хорошо знающие нашу специфику и требования. В результате мы выпустили на отечественный рынок несколько собственных марок, например — Eizn и АТТА, в настоящее время ведем работы по написанию собственного ПО для ЧПУ и планируем постепенно полностью локализовать производство в России. Использовали собственные конструкторские наработки для запуска производства в Китае. Со временем, в горизонте 3–5 лет, планируем перенести выпуск оборудования и оснастки в Россию.
В компании с недавнего времени появилась технологическая лаборатория, которая внедрена на базе сервисного центра. В настоящий момент там проводится комплекс экспериментов по развитию технологии лазерной обработки. Данная работа касается в первую очередь сварки и чистки лазером. В ближайшем будущем функционал лаборатории будет расширен. Буде работа не только с излучением и оптическими системами, но и с приводной составляющей оборудования, работа с ЛПК.
За 15 лет существования Промышленной группы Векпром в портфеле накопились сотни инжиниринговых проектов для различных компаний и задач. В частности активно ведется работа над станком для обработки высокопрочных толстостенных труб из жаропрочной нержавейки. Стандартная компановка оборудования не позволяет выполнить некоторые элементы обработки этих деталей. Поэтому, на базе серийного образца собирается совершенно новое оборудование путем доработки конструкции и дооснащения дополнительными узлами.

Есть мнение представителя рекламного рынка Андрей Куриловича:

Я как представитель рекламного рынка могу обозначить влияние ухода иностранных кампаний с нескольких сторон: со стороны агентского бизнеса что это значило и что это значит для клиентов.

Рекламный инструментарий. Ушли Google Ads и YouTube, Facebook и Instagram и казалось бы возможности сократились. Это не совсем так. YouTube и Instagram по-прежнему можно закупать через блогеров. Это, конечно не дает тех возможностей таргетирования и точности размещений, что были раньше, но все же.

Активно растет Telegram в том числе как рекламная площадка. Тут нет проработанного инструментария для таргетирования — можно выбрать канал для закупки поста, но другие характеристики недоступны. В том числе недоступны и форматы оплаты, например, за целевое действие. Если говорить не про блогеров, а про рекламную платформу Telegram Ads, то она имеет больше минусов и ограничений, нежели реального полезного инструментария. Сейчас там можно выбрать язык канала, желаемые тематики каналов. Формат — простое текстовое объявление до 160 символов. Надеяться на то, что Telegram Ads станет полноценной рекламной платформой не стоит, у мессенджера нет данных, которые можно было бы использовать для таргетинга. Может быть, со временем добавят возможность указывать внешний URl в качестве рекламного объекта и это станет уже более интересным инструментом, так как сейчас можно рекламировать только какую-то сущность внутри Telegram (например, свой канал).

То есть с точки зрения инструментов для рекламного агентства работы прибавилось, так как все ручные закупки у блогеров требуют времени, чеки выросли. Так как из поисковых рекламных инструментов остался только Яндекс, то и медиаинфляция за год сильно выросла (в некоторых тематиках до 30%), а так как агентства получают комиссию, то средний доход с одного клиента вырос.

Для рекламодателей трафик стало сложнее привлекать и дороже.

Для небольших бизнесов трафик стал недоступен, так как для некоторых ниш только реклама в Instagram давала клиентов, но аналогов нет.

С точки зрения ухода части клиентов как рекламодателей из России — это значимый удар. В прошлом марте мы потеряли 30% портфеля клиентов.

Алексей Болдырев поделился мнением о ситуации на рынке системных интеграторов:

Системные интеграторы — это компании, которые традиционно предоставляли своим клиентам лучшие решения на рынке информационных технологий. Конечно, многие клиенты ранее предпочитали ИТ-решения от международных компаний, мировых лидеров — по разным причинам: у кого-то комплект решений давно сложился, и перестраиваться не хотелось, у кого-то специалисты были обучены именно на международных программах и оборудовании, а кому-то важно было внедрить иностранное решение для, например, демонстрации инвесторам перед IPO — причины были разные.
Разрыв иностранцев с российским ИТ-рынком был резким и совершено не культурным. Испугавшиеся запретов и санкций международные «гранды» бежали в один момент, бросив клиентов, не вернув им предоплату за оборудование и программное обеспечение, прекратив оказывать услуги по заранее предоплаченным контрактам и отказавшись от гарантии на своё оборудование. Они даже перестали брать трубки телефона и отвечать на электронные письма. Сначала трудно было поверить, что всё это творят те же самые люди, которые десятилетиями вдохновенно рассказывали российским партнёрам о культуре ведения бизнеса, учили строгому соблюдению своих обязательств и необходимости ставить клиента на первое место в своём бизнесе.
Из более чем сорока зарубежных компаний, чьими партнёрами мы были, в нормальном режиме не осталась работать ни одна (вот прямо совсем ни одна) иностранная компания. Даже громко не заявившие о своём уходе молча ушли в тень и перестали принимать заказы. К счастью, ещё несколько лет назад мы стали заранее отслеживать, какие российские команды появились на ИТ-рынке и стали налаживать сотрудничество с отечественными производителями, заранее стали продвигать их своим клиентам. Российских производителей пока недостаточно для ёмкого рынка нашей страны, поэтому пока обороты компании упали, а цены на ИТ-решения сильно выросли, но «дорогу осилит идущий».
Знаем, что есть на рынке и организации, которые могут поставлять иностранное оборудование и без формальных связей с иностранными производителями, но не понимаем, как можно доверять инфраструктуру своего предприятия вендорам, которые могут «кинуть» своего клиента в любой момент, как только запахло угрозой.

О ситуации на рынке малого бизнеса рассказала Полина Евсеева, основатель компании по фитодизайну Botanicals:

Год 2022 стал временем вызовов для многих российских компаний. Западные санкции не обошли стороной и рынок фитодизайна: прекратились прямые поставки растений из Голландии и некоторых коллекций кашпо. Локальные производители не смогли предложить альтернативу, поэтому мы ее сделали сами.

Наша задача была восполнить рынок качественной и экологичной продукцией. Под свои проекты мы запустили производство металлических кашпо с автополивом — эта разработка считается уникальной для российского фитодизайна. Это дает сильное преимущество: мы больше не привязаны к заводским моделям, а можем сами заказывать форму и дизайн в нужном количестве.

От цветов из Голландии отказаться сложнее. Есть попытки в отрасли наладить собственное выращивание растений, но есть много нюансов: нужны определённые погодные условия, качество земли. На это требуется большие инвестиции. Существуют малые агро-теплицы: в них выращиваются преимущественно цветы для домохозяйств и в небольшом количестве. Для наших масштабных проектов как озеленение аэропортов, торговых центров или фуд-холлов нужен большой объем растений различных сортов и форматов в идеальном состоянии. Поэтому мы вынуждены продолжать работу с зарубежными партнерами.

Экономическая ситуация изменилась, но спрос на создание well-being пространств и зеленых оазисов в коммерческих помещениях продолжает расти. А вместе с этим масштабируется и сам бизнес — с июня будет доступна франшиза по озеленению недвижимости во всех регионах России.

Аналитики ЦБ отметили, что российские потребители «испытали влияние» оттока крупных зарубежных игроков из сфер общепита, а также ретейлеров одежды, мебели и бытовых товаров. Уход компаний также негативно сказался на рынке коммерческой недвижимости.

По словам экономистов, в новых условиях санкционного давления на Россию такие сделки могут вызывать «всплески волатильности на валютном рынке». Продажи активов иностранными инвесторами провоцируют повышенный спрос на валюту на внутреннем рынке России и оказывают давление на рубль. Пока этот фактор не является ключевым для курса рубля, но до конца года его значимость может усилиться, предупредил ЦБ.

Михаил Умаров, генеральный директор, управляющий партнер PR-агентства Comunica, прокомментировал тему, рассказав о появившихся проблемах в агентстве после ухода иностранных клиентов. Компания потеряла 12 важных партнеров и просела в доходности на 25-30%.

Прогнозы были не самые утешительные, но затем произошло постепенное замещение всех «ушельцев». Были примеры, когда бренды просто возвращались после периода заморозки, кто-то возвращался под другим, уже российским именем после ребрендинга и передачи бизнеса российским партнерам.
Был случай, когда ушедший иностранный бренд вернулся к нам для работы в странах СНГ. Штаб-квартира решила, что проверенную команду агентства можно использовать для координации работы на других рынках. И мы до сих пор работаем с нашим клиентом по этой схеме.
Пришли российские бренды, которые активно, а то и агрессивно стали замещать иностранцев. То есть эти бренды и раньше были на рынке, просто стали активнее использовать PR в своем арсенале для того, чтобы громко заявить о себе и своих амбициях. Здесь сложно выделить какие-то направления бизнеса: очень активны российские IT-компании, производители продуктов питания, весь ритейл.
Был пример прихода российской компании, выкупившей акции иностранного производителя молочных продуктов. Закрытая до этого семейная компания стала более публичной и осознала необходимость коммуникации со своими целевыми аудиториями.
И, наконец, пришли китайские заказчики, которые сейчас активно наращивают позиции на рынке. Среди них можно выделить автомобильный бизнес — только в этом году мы принимали участие в тендерах пяти китайских автомобильных брендов. Активны производители смартфонов и бытовой электроники, а также спортивных товаров.
В итоге за год мы не просто заместили уход иностранцев, но даже показали небольшой рост,

— рассказал Михаил.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.