Главное Свежее Вакансии Образование
Выбор редакции:
😼
Выбор
редакции
561 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Что делать после ухода инвестора (спойлер – считать копейки)

Основатель и операционный директор компании I-Retail, предоставляющей малому розничному бизнесу онлайн-кассы, интернет-магазин и CRM-систему, Кирилл Войцехович-Казанцев рассказал, как расстался с инвестором и по-новому увидел свой бизнес

b_5bfe91294909e.jpg

Бизнесу выгоднее взять деньги у клиентов, чем у инвестора. Я всегда был сторонником работы без инвестора. Однако у каждого проекта есть своя стоимость выхода на рынок.

Проект i-Retail требовал приличных сумм. Понимая, что один не потяну, я решил привлечь инвестора. Переговоры начались в марте, на сделку вышли в сентябре. Мы опоздали с выходом на рынок на два месяца. Первая волна онлайн-фискализации к тому времени прошла. Доводы о необходимости смены стратегии развития инвестором услышаны не были.

Главный камень преткновения, возникающий у стартапов при работе с инвестором, – они не готовы к изменениям.

Для нас это обернулось расставанием. Не достигнув целевых показателей – открытие 5 тыс. магазинов за первый год, мы мирно разошлись.

Точка невозврата

Есть ли перспектива у стартапа после выхода из проекта инвестора? Это вопрос не того, с чем предприниматель остается в проекте или удачно сложившейся конъюнктуры рынка. Почти всегда – это личный выбор владельца стартапа.

Имея опыт создания более 15 бизнесов, три из которых оказались неудачными, до сих пор не могу однозначно ответить на вопрос, когда наступает точка невозврата. Финансовые аналитики рекомендуют закрывать бизнес, если за год он не вышел на необходимую траекторию роста. Думаю, что все очень индивидуально. Когда видно, что проект не взлетает, важно с самим собой договориться о конечной точке, как бы ни было жаль потраченных денег и усилий.

Приняв решение двигаться дальше, действовать приходится очень быстро. Кто живет на свои деньги, тот рассчитывает только на собственные силы.

Беспощадно сокращаются любые издержки от расходов на печенье к чаю до лишних квадратных метров. Ежедневно задавайте себе вопрос, если завтра придется сокращать 50% сотрудников, кто реально представляет ценность для бизнеса, а без кого можно обойтись?

Сокращения обычно затрагивают техподдержку, разработку, бухгалтерию. Самые большие происходят в продажах и маркетинге – это затратные направления для любого бизнеса, обеспечивающие не самый очевидный эффект.

Для i-Retail цена выживания составляла порядка 5 млн рублей в месяц. Денег не было, а платить зарплату было нужно. Я сконцентрировался на одном продукте, который к тому времени был завершен. С головой влез в продажи и маркетинг. Стояла задача максимально снизить издержки и найти точки роста.

Не бойтесь изменений

Сколько же было сделано открытий. Оказалось, рекламные агентства - это просто глашатаи, которые за ваши деньги зазывают клиентов. Их не волнует, что клиента примет менеджер, который не знает, что хотел клиент до встречи с ним или что лендинг, на который они ведут траффик, имеет низкую конверсию.

Возможности СRМ (Customer Relationship Management) в управлении взаимоотношениями с клиентами ограничены, а поддержка этой системы не дешева.

Вы удивитесь, но ваш бизнес, скорее всего, не требует большого сайта, он должен быть максимально простым.

Увеличить потенциальную аудиторию и снизить стоимость привлечения клиента в десятки раз можно за счет простых приемов. Например, микросегментации – это царь любых продаж. Простой пример. Обычная чашка может быть продана разным целевым аудиториям как чашка для чая, для кофе, чашка в подарок, чашка как сувенир, чашка для любимого.

И, главное - трафик вам нужен в последнюю очередь. Пока не готова экосистема бизнеса, вы будете просто терять клиентов.

Когда бизнес работает на деньги инвестора, мало кто задумывается об оптимизации, работая на свои - начинаешь считать каждую копейку. Затраты на зарплаты, налоги, офис, продвижение – и при этом невозможность быстрой масштабируемости бизнеса – способны привести в отчаяние.

Я начал изучать маркетинговые инструменты, вникать в каждую деталь. Как говорил Ленин, «учиться, учиться и учиться».

Вместо отдела продаж и маркетинга у нас теперь цифровой менеджер. Используем дополнительную мотивацию для онлайн обращений – заказ через чат-бота гарантирует скидку. Электронная почта, презентации, sms, таргетированная реклама – все работает на вовлечение клиента автоматически 24 часа в сутки. Отдел продаж – это два менеджера, которые выходят на связь, если видят, что клиент застрял в «воронке продаж».

Для меня второй старт этого бизнеса обернулся созданием отдельного бизнес - юнита по автоматизации отдела продаж и маркетинга "ЛидЗавод". Приобретен цифровой опыт, который можно тиражировать. Уверен, что повторю этот опыт и рекомендую его компаниям, которые находятся на перепутье. Известно, что успех многих предприятий обеспечен вниманием их владельцев к деталям развития бизнеса. Сконцентрируйтесь на том, что сможете качественно контролировать, если решили дать своему бизнесу второй шанс.

+1
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.