Главное Свежее Вакансии Образование
😼
Выбор
редакции
864 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Деньги — не главное: что действительно важно для запуска стартапа

Старший консультант компании Odgers Berndtson Ксения Попова написала для Spark колонку: если у стартапа есть бизнес-план и команда, то и инвестиции найдутся

Деньги есть

За первое полугодие 2018 года мировые инвестиции в рынок финтеха достигли 58 млрд долларов. Что касается России, то здесь, по данным консалтинговой компании Accenture, в 2017 году совокупный объем инвестиций в сектор технологических финансовых стартапов составил $27,4 млрд, что на 18% больше, чем за прошлый аналогичный период.

Безусловно, рост количества финтех-стартапов в России это хороший знак. Тренд дошел и до нас. Государство заговорило о необходимости поддерживать такие проекты, а российские компании, особенно в банковском секторе, внимательно начали приглядываться к нетривиальным идеям. Финтех-стартапами заинтересовались даже в большом ритейле. Например, «Кораблик», «Детский мир» и даже «Бургер Кинг» устремились к сотрудничеству со стартаперами, несмотря на то, что пока этот опыт был не самым успешным.

Пройдет еще много лет, прежде чем эта сфера достигнет уровня развития западных стран. А пока стартаперы сосредоточены на поиске инвестиций, забывая о главном идеях и команде.

Идеи есть, реализация хромает

Кто-то скажет, что с идеями у российских стартаперов сегодня проблем нет. Тем более, что на актуальном уровне развития успешно работает простое копирование западных проектов. В свое время Оскар Хартман так запустил большое количество copycat-проектов, которые прижились и успешны до сих пор (KupiVIP, Aktivo, и CarPrice).

Тем не менее, даже если у вас есть хорошая идея, она ничего не стоит, пока не будет качественно реализована. Неотъемлемой частью старта любого проекта должен быть бизнес-план, в котором должны быть прописаны мельчайшие детали и шаги на ближайшие месяцы и годы. Именно по этому бизнес-плану вас будут оценивать инвесторы зачем, почему и сколько нужно инвестировать в ваш проект и какие у него перспективы.

А команда? С командой в российских финтех-стартапах уже сложнее. Опытные стартаперы говорят, как важно собрать команду единомышленников, которые будут объединены общей идеей и верой в успех. Эти люди должны работать не только потому, что вы им платите (хотя это тоже важно), а потому что они часть проекта, часть команды, вовлечены в процесс и заинтересованы в результате.

Именно этого не хватило, например, стартапу Workle.ru. Сервис для поиска удаленной работы быстро привлек внимание крупных государственных лиц и сразу получил большой бюджет. Но стартап так и не смог привлечь в достаточной степени квалифицированную команду. В результате, постоянная смена инвесторов не позволила реализовать амбициозные планы основателей.

Что такое сильная команда для стартапа?

Выбирая в сотрудники между IT-шником или финансистом, фаундер отдаст предпочтение хорошему человеку. По словам создателей стартапов, они ищут кандидатов с гибким умом и широким кругозором. Важен симбиоз инноватора и финансиста с хорошими навыками управления проектом, а также ответственность, осознанность и целеустремленность.

В поиске компаньонов не стоит пренебрегать выпускниками технических и финансово-экономических зарубежных или российских вузов. Вариант, при котором основатель финтех стартапа захочет видеть в своей команде экспертов из корпоративного бизнеса, тоже вполне вероятен. Однако, тут нужно понять, как эффективно замотивировать, чтобы переманить к себе такого сотрудника. По объективным причинам не получится сразу предложить большую зарплату или высокую должность. В данном случае есть смысл мотивировать на долгосрочный результат, предлагать стать акционером и вырастить совместными усилиями из компании «единорога».

Действительно, важный инструмент для мотивации команды на достижение общего успеха это включение опционов в компенсационный пакет. У стартапов на этапе становления компании может не быть возможностей предложить высокие зарплаты, зато можно предложить сотруднику стать миноритарным акционером: если компания «выстрелит» и станет миллиардной, он станет миллионером.

Вспомним Gett (ex-GetTaxi), история которой началась в 2010 году. Выходя на российский рынок, компания представляла собой классический стартап и мотивировала топ-менеджеровопционами в структуре компенсации. Топ-команда была заряжена на успех, являясь со-акционерами. Виталий Крылов, который возглавлял компанию в 20142016 гг., даже покинув ее и создав свой стартап PapaJobs, по-прежнему остается владельцем пакета акций Gett и, по его словам, надеется его однажды монетизировать.

Так значит не в инвестициях сила?

На первых парах точно нет. Для начальных шагов хватит скопленных сбережений (которые обязательно должны быть). А по мере развития стартапа, уже придет инвестор, способный предложить деньги в обмен на долю компании. Важно сосредоточиться на главном, а инвесторы грамотную идею и профессиональную команду не упустят.

Кстати, еще один слагаемый успеха умело распорядиться привлеченными деньгами.

Анти-пример это история стартапа «Островок.ру», который стартовал в 2011 и уже в 2013 стал самым громким скандалом на рынке российских венчурных инвестиций. После привлечения первых 25 млн долларов от иностранных инвесторов в марте 2013 года основатели компании «сожгли» их в топке гонки за лидерством и наращиванием доли рынка. «Островок» агрессивно нанимал людей, «перекупая» их у текущих работодателей с двух- и трехкратным увеличением компенсаций. Кроме того, были допущены ошибки при масштабной и весьма бездумной закупке рекламы.

В итоге разногласия инвесторов и фаундеров вылились во взаимное недовольство, скандал, и последующий выход инвесторов из проекта. Компания стала самым громким раздражителем на рынке российских венчурных инвестиций. В списке обвинений: прожигание инвестиций, заоблачные зарплаты, сомнительные методы продвижения.

К счастью спустя некоторое время «Островок.ру» смог привлечь новый раунд инвестиций, вышел в сегмент B2B и наладил работу с корпоративными клиентами. К 2018 году компания стала второй в сегменте «гостеприимство» на рынке России (по версии SimilarWeb) и в октябре 2018 стала официальным партнером «Аэрофлота» по программе лояльности «Аэрофлот Бонус».

Вот и еще один важный совет: неудача в начале пути это всего лишь урок для фаундеров. Никто не застрахован от ошибок. Главное сделать выводы и идти дальше к своей цели.

+1
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.