редакции Выбор
Ваши права потребителя нарушены — руководство к действию
Нарушения прав потребителей происходят в самых обычных, на первый взгляд, жизненных ситуациях.
Обманул туроператор, сервисный центр плохо обслужил автомобиль или отказал в гарантийном ремонте, купленная техника оказалась бракованной, а продавец отказался вернуть деньги… Подобные ситуации случались со всеми нами и нашими друзьями или родственниками, но лишь в 50% случаев причиненный ущерб был возмещен.
Чаще всего продавцы не стремятся идти навстречу клиентам и возмещать ущерб по своей воле, а потребители недостаточно осведомлены о возможностях защиты своих прав. Ниже пять вопросов, ответы на которые послужат для вас руководством к действию в подобных ситуациях.
Что можно потребовать от продавца в случае нарушения ваших потребительских прав?
В соответствии с российским законодательством, если товар оказался бракованным, а услуга некачественной, потребитель имеет право предъявить к продавцу или исполнителю работ (услуг) следующие требования:
- заменить некачественный товар качественным;
- устранить недостатки товара, работ или услуг, или возместить расходы на их устранение;
- расторгнуть договор и возвратить уплаченную сумму;
- уменьшить цену;
- возместить убытки;
- уплатить неустойку;
- компенсировать моральный вред.
Сразу в суд?
Перед подачей иска о защите прав потребителей в суд желательно пройти претензионный порядок, который заключается в подаче самой претензии на имя ответчика.
Претензия должна содержать дату инцидента, краткое описание конфликта сторон, описание недостатка оказанной услуги или наименование и количество товара ненадлежащего качества. Также должен быть указан временной интервал для устранения недостатков.
Если по истечению установленного в претензии срока нарушение не устранено, то можно подавать иск в суд.
Как выбрать суд?
Исковое заявление подается в суд:
- по месту жительства или пребывания истца;
- по месту нахождения организации ответчика;
- по месту заключения или исполнения договора.
Если сумма иска по защите прав потребителей меньше 1 млн. руб., гражданин освобождается от уплаты государственной пошлины и может предъявить иск в один из судов на свой выбор.
Как подать исковое заявление?
Иск можно отправить по почте или через приемную суда. Обратите внимание, что при подаче документов в суд отправлять лучше копии, оригиналы оставьте у себя и принесите их уже на заседание. По почте заявление стоит отправить ценным письмом с уведомлением о вручении.
Куда обращаться? В мировой или в районный суд?
При цене иска менее 50 000 рублей необходимо обращаться к мировому судье. Если сумма иска свыше 50 000 рублей, исковое заявление нужно подавать в районный суд. Следует отметить, что сумма компенсации морального вреда не учитывается при определении цены иска.
Подача судебных исков по защите прав потребителей и участие в судебных заседаниях забирают много ресурсов у истцов — время, деньги, нервы и энергию. На западе уже давно можно обратиться в специальные фонды, которые возьмут на себя сбор средств на финансирование судебного процесса.
В России же только сейчас появился первый такой сервис – «Право требования». Пока сервис «Право требования» работает с исками по защите прав потребителей. При использовании сервиса вы получите 10% от суммы иска сразу как аванс, который останется у вас на руках независимо от исхода дела. В случае выигрыша дела вы получите большую часть от взысканной суммы. Это должно помочь не просто в отдельных случаях, но и изменить в целом отношение людей к защите своих прав.