редакции Выбор
Почему сайт проще арендовать, чем создать или купить
Миллениалы (поколение Y, игреки, нексты, эхо-бумеры) — те, кому сейчас 19-38 лет — это больше половины платежеспособных покупателей. У них есть деньги, они готовы тратить. Но привыкшая к нестабильной жизни молодежь тратит не так, как их родители из поколения Х. Им не интересно покупать машину — проще заказать Убер. Они арендуют квартиры, чтобы не привязываться к городам, а ищут предложения на Airbnb, лишая риелторов заработка. Они даже сайты не разрабатывают под свои нужды, а фактически — арендуют. Ведь новые потребители не хотят копить, слишком нестабильная ситуация в стране и в мире, да и обладать им недвижимостью или автомобилями — совсем не интересно. Особенно когда можно по-другому.
Покупать больше не модно и не обязательно
"Больше половины молодых людей, согласно нашим опросам, имеют сбережения и порядка трети целенаправленно копят", — говорит Дамиан Леклер, руководитель управления не кредитных продуктов Райффайзенбанка. В этом ничего удивительного, они помнят дефолт, видели мировой экономический кризис. Поэтому во всём мире фиксируют заметный спад интереса к статусным покупкам, даже недвижимость не кажется подкованным в экономике миллениалам выгодной инвестицией. Квартиры стабильно дорожали до 2014. Потом из-за очередного кризиса по данным с Dom.Ria, цена квадратного метра жилья в гривнах на конец 2018 оставалась ниже, чем в 2014 году, а стоимость хрущевок и сталинок и вовсе упала на 2-3% от уровня прошлого года. Значительно растут цены на элитную недвижимость в крупных городах – но там сумма входа делает такие инвестиции привилегией исключительно профессиональных инвесторов и компаний.
По мнению аналитиков, стоимость недвижимости в центре столиц в будущем побьет все мыслимые рекорды. Владеть такой недвижимостью смогут только очень обеспеченные люди или крупные компании. В подтверждение этого некоторые Европейские страны начали практику по скупке квартир в центре столиц (в частности, в Вене) для последующей их сдачи в аренду. Такой себе государственный бизнес, который приносит немалый доход государству и теперь этот опыт Австрии хотят использовать США и другие страны ЕС.
"Впечатления — вот цель современной молодежи, поэтому они чаще тратят деньги на развлечения, путешествия и питание вне дома — особенно те, кто живут в крупных городах", — делится мнением Ксения Самойленко, стратегический директор Mindshare Russia Group. Это объясняет высокий спрос в мире на жилье в аренду и низкий — на ипотечные кредиты.
С автомобилями та же ситуация. С появлением Убера, Бла-Бла-Кар и десятков сервисов каршеринга в городах-миллионниках, автосалоны забили тревогу. За 2017 год в Великобритании объем продаж бензиновых легковых авто снизился на 6.5%, и на первый квартал 2019 цифра еще уменьшилась. Новые ключевые потребители лучше предшественников понимают, что своя машина, если не подрабатывать в Убере, никогда не окупится. Топливо, обслуживание, техосмотры обходятся слишком дорого, как для возможности провести полдня в пробках.
Велосипеды, самокаты, одежда, техника, спортивное снаряжение, музыкальные инструменты и даже зонты от дождя – все это уже сейчас сдается в аренду. Несмотря на то, что бизнес со сдачей зонтов в аренду в Китае провалился – другие компании отчетливо понимают направление глобального тренда и спешат не отставать. Так недавно владелец бренда IKEA - Торбьерн Леф рассказал в своем интервью Financial Times о намерении сдавать офисную мебель IKEA в аренду. Аналитики компании считают, что такая бизнес-модель будет более успешной, чем обычная продажа мебели. В перспективе компания планирует сдавать в аренду любую мебель, а не только для офиса.
Бизнес подстраивается под меняющийся потребительский рынок, и здесь предприниматели-игроки переделывают всё под себя. Они не покупают коммерческую недвижимость вообще или до тех пор, пока компания не завоюет определенную долю рынка. Вклад в эту тенденцию внесли IT-парки и коворкинг-зоны. Сегодня даже «Большая четверка» предпочитает арендовать, а не покупать недвижимость, чтобы упростить управление доходностью компании.
Интернет в аренду: ожидаемая тенденция
Львиная доля поколения Y — активные интернет-пользователи. Они понимают как работает сеть, и сколько денег в ней крутится. Их они тоже хотят здесь и сейчас. Неудивительно, что тратить месяцы на разработку сайта или онлайн-магазина с нуля никто не готов. Нужно, чтобы нажал кнопку и всё заработало. И такой вариант решения задачи на рынке уже есть. Существуют конструкторы сайтов, которые позволяет создать и запустить сайт в продакшен за пару часов. При этом они обладают достаточным функционалом, чтобы созданные на их основе сайты были не просто красивыми картинками, а полноценными сайтами генерирующими продажи.
По данным Google Trends, за последние 5 лет популярность CMS с открытым кодом постепенно снижается, а спрос на конструкторы сайтов стабильно растёт.
Анализируя данные видно, что запросы: WordPress, Joomla, Magento и др. – имеют нисходящий тренд. В тоже время онлайн-конструкторы: Wix, Shopify – наоборот набирают популярность.
График запросов в Гугл Трендс
В начале 2000-х конструкторы сайтов воспринимали как средство для бюджетной разработки. Народ.ру и его аналоги были слишком простыми для бизнесменов, помнящих эхо пафосных 90-х. За последние 5 лет конструкторы “научились” гибкости и стали функциональны настолько, что ими всерьез заинтересовались экономные эхо-бумеры.
Платформу Shopify используют топовые интернет-магазины в США с оборотом свыше $1 млн в месяц. В России и Украине в бизнес-среде популярен конструктор Tilda. На нем за вечер реально создать посадочную страницу под продажу товаров или услуг, и запустить интернет-бизнес за 10-20 долларов в месяц. При этом это будет достаточно хорошо проработанный лендинг. Умножьте результат на время потраченное на его создание и вы поймете почему такие платформы становятся все популярнее и популярнее.
Разработка с нуля и в виде плагинов под Wordpress или Джумлу каких-то модулей, которые есть у конструкторов сайтов, стоит тысячи долларов. Сложные проекты пока еще выгодно писать с нуля, и то только после тщательного анализа рынка. Разработка на стандартных CMS тоже окупится, но нужно время. А если вы не открываете новый Фейсбук, то низкий старт с шаблонного одностраничника — дешевле, быстрее и главное - менее рискованно.
Но как быть с настоящей арендой сайтов? Не удивительно, что взять в аренду готовый сайт скоро станет так же просто, как авто в любом крупном городе или мотороллер на Пхукете. Больше того, это уже иногда практикуется. Правда, преимущественно среди представителей малого бизнеса. Они арендуют главные страницы трафиковых сайтов в своей нише: находят блоги со своей целевой аудиторией, договариваются с автором, и брендируют страницы под продвижение своего продукта. В массовом сегменте эта практика неплохо работает.
Сайты на конструкторе как аренда помещения в торговом центре
Конструкторы сайтов, которые работают по модели SaaS, идеальны для быстрого запуска проекта без существенных затрат на его изначальную разработку. Простой лендинг в нем делается в браузере за пару часов, затем при минимальных вложениях запускается за один вечер. Это круто, потому что в эпоху технологий выигрывает тот, кто делал, пока другие думали.
За удобство и простоту тоже нужно платить, хоть и меньше, чем за работу команды веб-разработчиков. Базовый набор функций и модулей, как правило, бесплатный, сервис-конструктор окупает встраиваемой в free-проекты собственной рекламой. Платные пакеты опций активируют дополнительные возможности и, можно сказать, являются арендной платой за пользование собранным из готовых блоков сайтом.
Не будем углубляться в технические моменты. Если совсем просто, pro-тарифы в конструкторах сайтов — плата за пользование программой, в которой хранятся ваши данные. Это как аренда площади под магазин в ТЦ: можно оформить под свой товар, составить супер-скрипт для консультантов, но стоит задержать оплату, как вас попросят освободить помещение. В интернете обычно происходит лояльнее: обычно на free-тарифе какие-то возможности урезают, но сайт продолжает работать и остаётся доступен посетителям.
Плюсы конструкторов сайтов
- Низкая стоимость на этапе запуска проекта за счет отсутствия трат на разработчика, верстальщика, дизайнера и необходимости координировать их работу.
- Простой интерфейс и обилие инструкций. Та же Tilda популярна у стартаперов потому, что позволяет без навыков программирования и дизайна сделать полноценный сайт: всё понятно, что непонятно находится в FAQ либо гуглится.
- Тарифы “всё включено”, куда входит техподдержка, хостинг, плагины. Платите, пока выгодно, и отказываетесь, как только ресурс заканчивает жизненный цикл или перестает приносить прибыль.
- Можно вообще не платить. Free-пакетов или совсем бесплатной платформы “Гугл Сайты” часто достаточно для выхода на рынок с не специализированным товаром или услугой, известной и понятной целевой аудитории.
- И антивирус не нужен. Раскрученные SaaS-платформы надежно защищены от ddos и прочих интернет-неприятностей силами штатных программистов и ПО на стороне провайдера услуги.
Ключевой недостаток сайтов на конструкторе — привязка к провайдеру. Если он прикроет площадку или плохо следит за безопасностью, есть риск потерять данные. Но в обозримом будущем едва ли закроются Тильда, Wix, 1C-UMI и другие успешные SaaS-конструкторы, а в случае технического или программного сбоя они быстро всё восстановят из резервных копий.
Объемы долевой экономики (sharing economy) по прогнозам экспертов скоро вырастут минимум в 20 раз: с 15 млрд долларов в 2017 до 300 млрд в 2025. Не удивительно, что за рубежом website builders уже ищут чаще, чем WordPress, Joomla и подрядчиков на разработку сайта с нуля. У нас пока наоборот, но к нам мировые тренды всегда проникают с опозданием.