Главное Свежее Вакансии   Проекты
Продвинуть свой проект
😼
Выбор
редакции
750 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Три ошибки стартапов: исповедь неудавшегося предпринимателя

Экс-предприниматель Джеремайя Лам проанализировал ошибки, которые потопили его стартап. Самой сложной задачей оказалось быть честным с самим собой и вовремя признаться себе, что потерпел фиаско.

b_5cbf0fda1bc5c.jpg

Проработав над стартапом NOX три года, я принял нелегкое решение уйти. Мне всегда казалось, что я смогу уйти в любой момент, если пойму, что идея не работает. Оказалось, не так уж просто покинуть дело, на строительство которого потратил столько крови, пота и слез. Необходимость признаться себе в том, что много лет потратил напрасно, раз за разом останавливала и не давала мне принять тяжелое решение.

Я боялся, что люди будут считать меня неудачником. Когда меня спрашивали о моем стартапе, ответ был всегда положительный. Я натренировался делать вид, что все идет прекрасно. На самом деле было чертовски трудно – эмоционально и финансово.

С чего все началось

Я основал NOX в 2015 году, вместе с двумя родственниками и двумя хорошими друзьями. Изначально планировалось сделать приложение для ночной жизни, позволявшее пользователям просматривать мероприятия, бронировать места и так далее. Мы привлекли 120 тыс. сингапурских долларов (около $87 тыс.) от нескольких бизнес-ангелов и готовились реализовать мечту.

Какой бы проработанный бизнес-план у вас не был, на этом пути всегда есть кочки, на которых вы споткнетесь, и ошибки, которых не избежите.

Спустя год, когда ошибки были совершены, а уроки извлечены, мы решили уйти в сторону от первоначального плана, чтобы спасти стартап. Использовав связи на алкогольном рынке, мы сделали из нашего сервиса платформу для интернет-торговли (NOX Express). В какой-то момент мы даже добились перелома, и на пике компания начала приносить серьезную выручку. И все же из-за конкуренции крупных игроков и наших ошибок мы стали скатываться.

Первая ошибка моего стартапа

Ни один из сооснователей не знал, как делать мобильное приложение и никогда не писал компьютерных программ. Мы все были из маркетинга, дизайна и финансов. Многие говорят, что хорошие основатели всегда могут нанять таких людей, которые возместят их недостаток технических навыков. В реальности такие доводы не выдерживают проверку на прочность, потому что крайне трудно нанять грамотного технического специалиста, когда у тебя нет навыков, чтобы адекватно оценить кандидатов. Именно это случилось в моем случае. Из-за этого мы не смогли выкатить несколько ключевых функций, и ушли в сторону от первоначального плана, чтобы выжить.

Вторая ошибка моего стартапа

Не поймите меня неправильно, работа с друзьями и родственниками может быть очень приятной. Но такая работа никогда не обходится без трудностей и риска испортить отношения с близкими. В какой-то момент я понял, что мне сложно честно давать оценку их работе, потому что я боялся навредить нашим отношениям. В результате некоторые ошибки подолгу игнорировались, а оперативные вопросы оставались без ответа чуть дольше, чем могли бы.

Третья ошибка моего стартапа

Думаю, для стартапа очень важно научиться контролировать скорость расходов. Никто не призывает вас голодать. Распределяя расходы стратегически, вы всегда оставляете себе пространство для маневра.

Я честно считаю, что мы не очень хорошо управляли своими финансами. Наш продукт был связан с ночной жизнью, и мы тратили тысячи долларов на нетворкинг, оправдывая это тем, что мы строим деловые отношения на своем рынке. На самом деле эта «работа» не несла для нас никакой ценности. Мы просто веселились.

Кроме того, мы отслеживали и фиксировали не все свои траты, и это не позволяло нам адекватно оценивать финансовое состояние компании. Если бы у нас была реальная картина происходящего, мы могли бы сократить расходы гораздо раньше, пока еще не было поздно.

Самолюбие, сомнения и страх

b_5cbf0fe69b735.jpg

Невероятно трудной задачей оказалось честно признаться себе и окружающим в том, что из стартапа ничего не вышло. Чтобы осмелиться и задать себе правильные вопросы, которые требовали ответов, мне пришлось преодолеть свои сомнения и самолюбие. Надо было вынести эмоции за скобки и смириться с тем, что я потерпел фиаско – не самая привычная для меня операция.

«Самолюбие – ваш самый страшный враг. Оно постоянно будет вас останавливать»

Кто-то возразит, что все это – часть игры, что нельзя прийти к успеху без настойчивости. Но в какой-то момент настойчивость превращается в упрямство, и самое сложное – признаться себе в том, что этот момент наступил. Иногда надо просто довериться своему чутью.

Как ответить на самый главный вопрос

«Пора ли уходить?» – это критически важный вопрос, на который надо дать себе верный ответ. Может, это просто кризис самооценки? Ведь сколько мы знаем историй, когда стартапы взлетали через много лет кропотливой работы. Может быть, у меня просто не хватает терпения? Возможно, успех ждет за следующим поворотом? Единственно верного ответа на эти вопросы не существует.

В какой-то момент целевые показатели оказались недоступны. Постоянно росла конкуренция, стало все сложнее удерживать конкурентное преимущество. Несмотря на доступ к деньгам инвесторов, у нас не было четкого плана масштабирования компании. Решающим фактором стала моя неготовность вывести компанию на новый уровень. Это был результат размышлений, самоанализа и предельной честности по отношению к себе.

Главный урок, который я из этого вынес – в том, что неудача это нормально: она не убьет меня, и я ее переживу. Человек может извлечь из фиаско гораздо больше уроков, чем из успеха. В итоге ты либо будешь еще более непреклонным, либо примешь, что это не твое и вернешься к пятидневке. Мне кажется, уж лучше провалиться, попробовав, чем вовсе не попытаться.

Источник

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Популярные за неделю
Показать следующие
Комментарии
Первые Новые Популярные
Комментариев еще не оставлено
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать
Комментарии