Главное Свежее Вакансии Образование
Выбор редакции:
😼
Выбор
редакции
2 154 6 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

​Бизнес на самокатах: в чем ошиблись преподаватели известной бизнес-школы

В 2014 году преподаватели бельгийской бизнес-школы не увидели перспективы самокатов как транспортного средства, но Василий Быков стал развивать проект вопреки их мнению. Основатель компании Samocat Sharing вспоминает, с какими трудностями столкнулся, развивая свой бизнес.

b_5cd979d77a49a.jpg

На фото: Василий Быков, основатель и гендиректор компании Samocat Sharing

Менторы в ведущей международной бизнес-школе мою идею не приняли. На семинаре мы, ученики, должны были объединиться в команды, каждая из которых разрабатывала собственный бизнес-проект. Своей команде я предложил подготовить бизнес-план компании, которая занималась бы прокатом самокатов. Причем речь шла о создании автоматических транспортных станций, которые работали бы без участия человека. Вся группа загорелась, а когда проект был готов, преподаватели сочли идею нежизнеспособной и поставили всем нам двойки.

Преподаватели престижной бизнес-школы Vlerick в Бельгии (входит в топ-10 в Европе), где я учился в 2014 году, еще не знали, что всего через несколько лет самокаты станут довольно популярным транспортом, а три стартапа из США по их прокату — Bird, LimeBike и Spin — превратятся в «единорогов». Не догадывались они и о том, что сегодня проект, за который когда-то поставили двойки, превратится в сеть из 700 станций в 7 странах мира. Сейчас мы думаем о том, как открыть к 2021 году уже 50 тысяч станций проката самокатов. Правда, ради своей идеи мне не раз пришлось идти против мнения большинства и ломать стереотипы.

Как у Илона Маска

Услышав мнение преподавателей бизнес-школы, я решил действовать вопреки и сразу после окончания учебы в 2015 году взялся за развитие проекта. У меня был план, как у Илона Маска, рассчитанный на очень короткие сроки. SpaceX работает быстро: первую ступень ракеты делают пару месяцев, потом также быстро изготавливают камеру сгорания, площадку — и через 9 месяцев готовы к старту.

Я намеревался уложиться с запуском бизнеса в год-полтора. В реальности времени ушло в два раза больше.

План был в том, чтобы реализовать прокат самокатов с помощью автоматических станций по типу городского велопроката. С 2005 по 2009 год я развивал в Калининграде сеть вендинговой торговли — продажу через автоматы напитков, игрушек, бытовых товаров. И шеринг самокатов должен был происходить без участия людей: человек подходит к станции, через приложение оплачивает доступ к ней, берет самокат, катается и возвращает в любой другой пункт проката.

Речь идет не только о том, чтобы покататься где-то в парке или центре города.

Суть проекта заключается в создании транспортной сети для преодоления последней мили.

К примеру, от метро до офиса или торгового центра идти 15 минут, но если взять самокат напрокат, можно добраться до пункта назначения намного быстрее. Казалось бы, мысль лежит на поверхности, но в 2015 году она оказалась абсолютно новой, поэтому все пришлось разрабатывать с нуля.

От прототипа на салфетке до разработки приложения

Прототип станции я нарисовал на салфетке и отправился искать специалиста, который доведет идею до ума. Эскиз дизайн-концепта обошелся в 500 долларов. Далее требовалось отыскать единомышленников, которые помогут создать сами станции, адаптировать под них самокаты, сделать их антивандальными, защищенными от угона, найти разработчиков IT-платформы для управления станциями и мобильного приложения.

С бизнес-партнерами долго не везло. В тот момент я жил с семьей во Франции, куда переехал из Калининграда. Там я занимался общественными проектами и организацией молодежный форумов, но не бизнесом. С французами я так и не смог сработаться. Другие язык, культура, общение не складывалось.

Стало понятно: хочешь собрать команду — поезжай обратно в Россию.

Весной 2015 года я приехал в Москву, где познакомился со своими будущими компаньонами Денисом Медведевым и Сергеем Писаренко. Партнеры зарегистрировали компанию Samocat Sharing и взялись за работу. На заводе в Калининграде (мой родной город) изготовили первую тестовую станцию из металлоконструкций — нужно было сделать ее максимально антивандальной. В качестве основной модели самоката взяли французскую Oxelo Town. Разработку мобильного приложения отдали на аутсорс команде, когда-то создавшей сервис обучения языкам LinguaLeo.

Не по плану

Дело застопорилось на электронике. Мы пошли в самые известные российские институты, которые занимаются космическими технологиями. Но эти организации совершенно не приспособлены для работы со стартапами. У нас не было четкого понимания, что нам нужно, мы понадеялись на компетенцию подрядчика. В этом был просчет: оказывается, создать что-либо, не опираясь на существующий аналог на рынке, таким учреждениям очень сложно. Они привыкли работать с точным техзаданием корпоративного заказчика.

В итоге электронику нам сделали неработающую, а потом еще и попросили удвоить бюджет. Пришлось отказываться, закрывать контракт и искать других инженеров. Решение было трудное, ведь на эту часть стартап потратил почти две трети средств, на которые рассчитывал запуститься.

Наши собственные вложения в проект к этому моменту уже достигли $100 тыс. Но денег на разработку именно рабочей автоматической станции катастрофически не хватало.

Партнерам нужно было искать инвестиции… Это не входило в изначальные планы и представлялось весьма непростой задачей.

Первые инвестиции и пилотные проекты

Иногда, чтобы найти инвестиции, нужно просто зайти в интернет и воспользоваться поисковиками. Совершенно случайно в сети я наткнулся на акселерационную программу американского фонда Urban X и подумал, почему бы не отправить заявку?

Все оказалось несложно, послали заявку, получили ответ, что прошли отбор.

Дальше была поездка в Нью-Йорк, где стартап получил инвестиции от Urban X в размере $110 тыс. в обмен на 7%-ную долю в капитале.

Интерес американских менторов заставил нас подумать о том, почему бы не выйти на рынок глобальный? Поэтому мы решили представить свою разработку на выставке Slush в Финляндии (крупнейшая технологическая выставка в Северной Европе, которая собирает стартапы со всего мира). Там мы с партнерами и познакомились с финской организацией Helsinki Business Hub, которая ищет по всему миру инновации, чтобы внедрить их в Финляндии, формируя у страны соответствующий имидж. А уже с подачи Helsinki Business Hub сервисом заинтересовалась мэрия финского города Эспоо. При ее содействии компания поставила для тестирования 8 прокатных станций для Университета Аалто.

Параллельно шла пилотная обкатка шеринговой системы в Москве, три первые станции удалось установить в Сколково. Эти два пилота позволили нам собрать множество данных о проблемах с электроникой и поломках самих самокатов. Мы обнаружили технологические недочеты и усовершенствовали сервис.

Первые контракты и конкуренты

Работа над ошибками позволила на следующий год получить контракт на установку станций уже в Хельсинки. К лету этого года мы планируем открыть в финской столице 36 автоматических станций, на которых будет припарковано 150 электрических и 150 механических самокатов.

Вместе с первыми большими заказами у нас появились и конкуренты. В конце 2017 года рынок встряхнула калифорнийская компания Bird, правда, она занялась прокатом исключительно электросамокатов. Рынок взорвался. Стало понятно, что люди катаются, появились подтвержденные цифрами показатели доходности этого бизнеса. Нас стали воспринимать совсем по-другому, пошел трафик пользователей. Компания стала продавать автоматические станции и самокаты партнерам, развиваясь по франшизе.

Трудности масштабирования

Чтобы удовлетворить спрос, Samocat Sharing нужно было перейти от производства 10–15 станций в месяц к сотням и тысячам. Чтобы найти надежных поставщиков железа и различных компонентов, потребовалось протестировать несколько десятков компаний. Выбирали только тех, чьи решения выдержали многочисленные антивандальные тесты. В России в Калининграде сейчас производятся только прокатные станции, сами самокаты делают в Китае.

Все средства компания направляет на расширение производства, цель — выйти на мощность 10 тыс. станций в месяц. Сейчас в Калининграде их производится уже около 200 в месяц. По данным компании, в среднем каждая из них приносит месячную выручку от 30 до 180 тыс. рублей.

Растет и сеть франчайзи. Станции Samocat Sharing работают в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Сочи, Краснодаре, Ставрополе, Казани и других городах. Самокаты заказали партнеры из Испании, Армении, Грузии, Франции, Кипра. Средняя цена станции на 10 самокатов — 350–400 тыс. рублей, а за пользование IT-платформой франчайзи платят комиссию 20% от стоимости поездок. Этой весной в Москве уже заработали 20 станций Samocat Sharing, к лету их число должно увеличиться до 100. Первые 5 станций появились в Ставрополе, Казани и Геленджике (в ближайшее время их число должно удвоиться). Должны вот-вот открыться пункты проката самокатов в Геленджике и некоторых других городах. И это, я думаю, лишь начало большой истории…

+3
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Avdeev Mikhail
Спасибо за материал! Мне был очень интересен данный кейс! Как зовут автора? ))) И как Василий оказался в Бельгии? Почему такое мнение было у основателей бельгийской бизнес-школы?
Ответить
Филипп Алексенко
Михаил, добрый день, спасибо! Василий сейчас в Финляндии устанавливает станции. Он продал в России сеть вендинговых платежных автоматов и уехал с семьей жить в Европу, жил во Франции и Бельгии. Переезд не был связан с его бизнесом.

А преподаватели крупных ведущих бизнес-школ ориентированы на более крупные и инвестиционно емкие проекты и, вероятно, менее рискованные.
Ответить
MTT Forum
Главное бизнес-событие осени
Николай Гришин
Вот Василий заметку писал еще, но судьба московских (сколковских) станций и там не раскрыта, а интересно https://spark.ru/user/104244/blog/46204/kak-otkrit-svoyu-stantsiyu-prokata-samokatov
Ответить
Филипп Алексенко
В Москве в апреле запустили 15 станций вдоль Садового, к лету планируется еще 100
Ответить
Троцан Семён
Привет землякам!

Даже и не знал, что тут ваше производство...

Вопрос по профилю. А как рекламируетесь и в каких каналах?
Ответить
Филипп Алексенко
Василий говорил, что рекламы особой нет. Компания сейчас все ресурсы бросает на производство, потому что идет много заказов, особенно от партнеров, которые развивают сеть в Казани, Ставрополе, Сочи и других городах
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.