редакции Выбор
Малый бизнес в России VS за рубежом: изобретательность против последовательности
В 2019 году Россия занимает 31 место в рейтинге Doing Business, который ежегодно публикует Всемирный банк. По условиям ведения бизнеса страна переместилась на 4 строчки вверх за последний год.
Высокий рейтинг легкости ведения бизнеса значит, что нормативно-правовые условия благоприятны для того, чтобы открывать свое дело. Эксперты оценивают такие показатели, как соблюдение условий контракта, легкость начала бизнеса и регистрации собственности, банкротство, уплата налогов и другие.
В первой тройке лидеров рейтинга — Новая Зеландия, Сингапур и Дания, на строчку выше нашей страны — Испания, ниже ― Франция. В 2012 году Россия занимала 120 место ― прогресс очевиден.
Тем не менее, малый и средний бизнес России развивается гораздо медленнее, чем в Европе или Америке. Доля малого и среднего бизнеса в российской экономике ― всего 21,9% по данным Росстата. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП развитых стран ― 50–60%. Например, в Великобритании это 51%, в Германии — 53%, в Финляндии — 60%, в Нидерландах — 63% (по данным Института экономики роста).
Отношение к деньгам
Причины разного количества предпринимателей у нас и за рубежом не только в препонах со стороны государства, но и в менталитете.
Американцы очень проактивны с точки зрения продаж, и в чем-то даже циничны. Они отлично понимают ценность денег, и умеют видеть возможности. В США даже есть выражение «Don’t leave money on the table». То есть если видишь возможность заработать, используй ее! Их логика такая: какие шаги я могу предпринять, чтобы достичь ценного результата? Они предприимчивы: их не нужно убеждать в том, что зарабатывать ― хорошо. Они знают: тот, кто зарабатывает, ― молодец ― он создает ценность для других людей, создает рабочие места.
В нашей стране часто нужно доказывать, что иметь свой бизнес ― нормально. То есть только когда я на сто процентов убежден, что прав и что это не противоречит моральным принципам, я начну действовать.
Планирование
Положительная черта европейцев — последовательность. Они умеют мыслить столетними итерациями. То есть тестируют конкретные инструменты много раз, передавая опыт ведения бизнеса из поклонения в поколение, постепенно наращивая его ценность.
Негативная черта русских предпринимателей ― отсутствие стратегии и последовательного движения вперед. Есть два базовых варианта: или ничего не делаю, или начинаю резко и рьяно.
Мы все время находимся в состоянии переписывания истории: начинаем заново. Попытки все стереть и начать с чистого листа ― это плохо. Отсутствует постепенное эволюционное наращивания предпринимательского опыта.
Дедлайны
Русский человек больше, чем другие, откладывает всё на последний день, но в этот последний день он совершает героическое чудо и преодоление, которое недоступно ни одному из западных коллег. То есть мы реально умеем делать, когда прижмет. Проблема в том, что начинаем ждать таких ситуаций, внешних угроз, которые должны нас мобилизовать. Русский народ всегда мобилизуется в момент войны или в момент какой-то большой цели, которую кто-то ставит.
Эту особенность нужно компенсировать постановкой целей, больших и маленьких дедлайнов.
Изобретательность
Большая положительная черта русских ― невероятная изобретательность ― уникальная и самая сильная среди всех народов мира.
Если русский человек действительно погрузился в работу, он выполнит ее очень хорошо.
Неудивительно, что многие изобретения созданы в нашей стране. Мы смогли создать радио, телевидение, но не смогли превратить это в бизнес и монетизировать. То есть мы народ, который придумывает, но не умеет донести продукт до потребителя, часто безответственно относится к этому, считая, что продавать «низко», «неудобно». Мы склонны обесценивать. Из-за этого не занимаем большие доли в рынках, кроме автомата или водки, например.
Важная задача поколения ― научиться монетизировать и создать такие бренды, которые заняли бы место в мировой истории.
Бизнес-образование
Количество бизнес школ тоже влияет на развитие предпринимательства. Если взять Нидерланды, то там самое большое количество бизнес-консультантов на 10 тысяч населения. Специалистов по развитию бизнеса больше, тренингов больше, бизнес школ ― больше. Эта индустрия намного более развита и занимает другой уровень.
Поэтому, когда сегодня говорят, что развелось много бизнес-тренеров ― много только по сравнению с тем, что было 20 лет назад. Сегодняшний тренд — это микро-организации, которые проводят тренинги, часто это тренер в одном лице. И это очень хорошо: чем выше конкуренция, тем более качественные продукты люди делают в рамках одного рынка.