Главное Свежее Вакансии Образование
😼
Выбор
редакции
2 337 1 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Продала квартиру и чуть не потеряла бизнес: на какие грабли я наступила с упаковкой франшизы

У сети «Единого Визового Центра» сегодня девять офисов и 75 представительств в России и СНГ. Гендиректор компании Алина Гафурова рассказала о тех трудностях, с которыми она столкнулась, развивая этот бизнес по модели франшизы.

Алина Гафурова

Автор: Алина Гафурова, генеральный директор сети «Единый Визовый Центр»

От путевок к визам


В 2014 году в Краснодаре я с мужем руководила туристическим агентством. Помимо продаж путевок в компании работал отдел оформления виз. Состоятельные клиенты часто обращались к нам, чтобы сэкономить время и нервы на составление документов и передачи в консульства. Постепенно отдел сформировался в отдельную компанию «Единый Визовый Центр», позже ставшую основным бизнесом.

Кризис на туристическом рынке изменил отношение людей к путешествиям. Бывшие клиенты туристических агентств чаще решались на самостоятельное планирование поездок. Пять лет назад я наблюдала, как спрос на получение виз превышал продажи туристических пакетов. Было важно быстро масштабировать новый бизнес. В то время единицы предоставляли услугу получения виз отдельно от продаж путевок в туристических агентствах.

Почему франшиза


Сразу после открытия первого офиса в Краснодаре, мы вложили деньги во второй в Ростове. Расширение бизнеса собственными силами невероятно затратно, как по деньгам, так и по времени. Масштабироваться нужно было срочно, но времени и сил не хватало. В итоге, идею о быстром росте пришлось оставить до неожиданного случая.

В офис позвонила женщина с конкретным вопросом — продаем ли мы франшизу. Тогда я наконец увидела приемлемый и быстрый вариант масштабирования бизнеса. В 2014 году немногие предлагали услуги «упаковки» франшизы. Хорошие знакомые порекомендовали обратиться в казанскую фирму. Название опущу, обозначив их, как «упаковщиками». Тогда я еще не понимала, что доверяться друзьям — неправильный подход. Конечно, выбор подрядчиков был не так велик, как сегодня, но это не оправдывает отсутствие анализа с моей стороны.

Компания предложила оформить франшизу за 600 тысяч рублей. После открытия второго офиса у меня почти не оставалось лишних средств. Тем не менее, я понимала, что затраты на еще одно помещение собственными усилиями будут гораздо выше. Ничего не оставалось, кроме риска. Так, я продала квартиру и часть денег инвестировала в создание будущего бренда.

Работа с «упаковщиком»


В пакет услуг компании «упаковщиков» входили регистрация товарного знака, составление бренда и лицензионного договора, создание презентаций и построение финансовой модели. Также по техническому заданию компания обязана создать сайт и логотип. Однако наши пожелания, как клиента, были проигнорированы. Штатный дизайнер не учел даже самые простые пункты в выборе цвета. Осуждать и требовать перерисовки я не стала. Возможно, мое видение компании не совпадало с решениями специалиста.

Не дожидаясь альтернативных вариантов, я уже искала дизайнера на замену. Сегодня работают десятки сайтов для поиска талантливого подрядчика. Это и биржи фрилансеров, как Fl.ru или витрины дизайнеров типа Dribbble. Тогда я разместила на одном из подобных сайтов конкурс. После определения бюджета и пожелания, получила с полсотни вариантов оформления сайта и логотипа. На поиск дизайнера мечты ушла неделя и около 60 тысяч рублей.

Однако упаковка франшизы — это не только внешний вид сайта. Оформив все документы, подготовив презентацию и зашив договора в папку, компания связала нас с собственным отделом продаж. Работать с франшизой предложили по системе 60/40. Не имея опыта работы в таком ключе, я быстро согласилась. Позже мы договорились делить деньги от продаж поровну.

Несмотря на все будущие конфликты, компания помогла быстро стартовать. Ребятам удалось быстро продать 20 франшиз по цене от 150 до 450 тысяч рублей. Так я смогла окупить потраченные деньги уже за первые два месяца, не вникая, как это удается отделу продаж.

Кражи и обещания


Осознание проблем впервые пришло после звонков недовольных франчайзи. Люди ссылались на обещания отдела продаж. Компания обещала «золотые горы» и игнорировала просьбы о поддержке. Пришлось быстро вникать в каждый пункт договоров, нюансы каждого клиента, проверять офисы.

Позже я узнала, что шаблонными оказались не только договоры для франчайзи, но и для нас. Однако винить в этом было некого, кроме себя. Единственное, что я могла, — остановить этот поток бессмысленных продаж. Конечно, команде «упаковщиков» это не понравилось. Скрипя зубами, отдел продаж смирился и стал отправлять каждого покупателя на наше утверждение, но скоро количество желающих войти в бизнес заметно снизилось.

Причину падения популярности франшизы удалось выяснить случайно. Доброжелатель позвонил в наш офис и рассказал, что в отделе продаж ему предложили стать франчайзи другой компании «с похожим названием». Зайдя на сайт двойника, я побледнела. Название, дизайн, бизнес-концепция — все было скопировано с нашей сети.

Я сильно пожалела, что доверилась подрядчику, рассказав слишком много о собственном бизнесе. Этого бы ни случилось с правильно составленными договорами коммерческой концессии, патента и «коммерческой тайны». По факту, из-за безграмотно прописанных документов любой франчайзи мог стать конкурентом.

Перешагивая грабли


Расставшись с «упаковщиками», я пригласила юристов для переоформления каждого документа. Было переписано все — от договора коммерческой концессии, до презентаций. Наша команда провела консультации каждому франчайзи и назначила кураторов для дальнейшей помощи. Постепенно в нашей компании образовался собственный отдел работы с франшизами. В штате сети «Единый Визовый Центр» работает дизайнер, маркетолог, таргетолог, команда кураторов и менеджеров. Сегодня мы сами предлагаем услугу упаковки и продажи франшизы.

Опыт работы с внешними «упаковщиками» нельзя назвать отрицательным. Бизнес быстро масштабировался, а полученные знания не пропали зря. Говорят, умный учится на чужих ошибках. Если вы задумались оформлять франшизу, проверьте себя заранее:

1. Внимательно прочитайте каждый договор. «Упаковщики» любят подсовывать шаблонные бумаги, которые могут похоронить ваш бизнес. Если не уверены в компетентности, наймите юриста;

2. Не рассказывайте подробно о бизнес-процессах до подписания «договора о коммерческой тайне»;

3. Следите за обещаниями отдела продаж. Если вы пользуетесь услугами внешних специалистов, то контролируйте, не обещают ли менеджеры «золотые горы» будущим франчайзи.

4. Откажитесь от оформления франшизы, если не готовы делегировать полномочия. Бизнес вокруг одного человека создает высокие риски для всей сети. Вы рискуете не только подвести франчайзи, но и оказаться в суде;

Тщательно выбирайте «упаковщиков». Франшиза так же быстро масштабирует ваш бизнес, как и прибавит вам конкурентов.

+5
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Валентин Петров
Компания выехала исключительно за счет серого SEO
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.