Главное Свежее Вакансии Образование
😼
Выбор
редакции
887 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

География российских инноваций: взгляд частной компании

Гендиректор и партнер Global Venture Alliance Замир Шухов проанализировал распространение инновационных инициатив по стране.

Замир Шухов

Стартапы в принципе в России появились с появлением интернета, то есть формирование российского рынка началось более 15 лет назад. Но зачастую российский стартап — это лишь авторы технологий, которые не понимают особенностей работы с рынком и не знают, как удовлетворить потребности клиентов.

Личный опыт


В 2011–2013 годах я активно занимался организацией мероприятий в инновационной среде, одним из которых был большой ивент — Russian Startup Tour. Инициатором стартап-тура выступал Зворыкинский проект, который при поддержке Росмолодежи организовывал конкурс инновационных проектов и отвечал за молодых инноваторов. Одной из главных идей Russian Startup Tour было объединение всех ключевых институтов развития. Таким образом, организаторами проекта выступили Росмолодежь и Зворыкинский проект, «Сколково», РВК и «Роснано», позже к ним присоединился Фонд Бортника. Во время прохождения тура стало очевидно, что в регионах есть огромный потенциал и большое количество талантов.

Путешествуя по всем российским городам — от Калининграда до Владивостока, мы увидели важную проблему: инновационные стартапы, создаваемые в этих регионах, были, к сожалению, достаточно слабо «упакованы» и с бизнесовой точки зрения не имели внутри команд необходимых компетенций. То есть чаще всего в основе интересного продукта лежала либо хорошая научная разработка, либо сильное IT-решение и хорошая команда, но компетенций в сфере маркетинга, продаж, продвижения и привлечения инвестиций, увы, не было совсем. Поэтому желанием институтов развития было научить стартапы правильно пользоваться теми услугами, грантами, возможностями поддержки и льготами, которые институты предлагали на разных этапах развития стартап-команд.

Москва — столица российских инноваций


Исторически сложилось так, что большинство российских стартапов все равно появляются, рождаются, развиваются и умирают в Москве, потому что этот огромный мегаполис сконцентрировал в себе несколько ключевых факторов такого развития.

В первую очередь — это огромный пул талантов. Здесь расположены ведущие российские вузы, сюда со всей страны стекаются самые умные ребята для того, чтобы учиться в этих вузах, а далее, выходя в свободное плавание, идти работать в лучших российских отраслевых компаниях, основные офисы которых также базируются в Москве. Получив в этих компаниях релевантный опыт, будущие предприниматели принимают решение о создании своего стартапа.

Следующим фактором, который также позволяет Москве быть лидером и «эпицентром» инноваций, является наличие институтов развития. Я говорю сейчас о государственных организациях, таких как «Сколково», РВК, Фонд Бортника или Фонд поддержки инноваций — Агентство стратегических инициатив. Крупные посевные фонды и фонды более поздних стадий также находятся в столице.

Не стоит забывать и об инфраструктуре, которую может предложить Москва, от обычных офисных пространств, коворкингов или инкубаторов до мощных лабораторий, RnD-центров, где стартапы могут получить все необходимое оборудование и экспертизу для развития своего продукта.

Пожалуй, еще одним важным фактором является обилие активных профессиональных бизнес-ангелов в столице, которые оказывают поддержку стартапам.

Что происходит в регионах?


Помимо столицы, есть еще несколько инновационных региональных «эпицентров». Один из них — Санкт-Петербург, где присутствует достаточно хорошая экосистема стартапов. Второй после Санкт-Петербурга я бы назвал экосистему Казани и Татарстана в целом. Там базируется Иннополис, крупный университет и казанский IT-парк, которые служат хорошим магнитом для талантливых предпринимателей. Я бы также назвал Екатеринбург одним из очень продуктивных городов, который рождает сильных программистов с очень интересными и нестандартными решениями. Самара тоже выбивается в топ благодаря присутствию сильного регионального игрока с собственным инкубатором, акселератором и венчурным фондом.

Мне хотелось бы отметить Владивосток и расположенный в нем ДВФУ как еще одну точку растущей экосистемы. Она еще не очень активная, но, по моему мнению, наличие Дальневосточного федерального университета и большого фонда инновационной поддержки и развития Дальнего Востока через пару лет начнет показывать хорошие результаты.

Текущая ситуация на российском рынке


Сейчас российская венчурная отрасль восстанавливается после резкого спада 2014 года, но пока еще объем инвестиций не вышел на тот уровень, который был ранее. К сожалению, происходящие геополитические процессы не способствуют приходу зарубежных инвесторов или крупных инвестиционных организаций в Россию, а отток зарубежных инвестиций в прошлом году был примерно в 2 раза меньше этих инвестиций в венчурный рынок. Российский венчурный инвестиционный рынок становится все более государственным.

С нашей точки зрения (частной компании), венчурный рынок должен состоять процентов на 90 из частных игроков, а в российских реалиях это с точностью до наоборот: более 90% рынка принадлежит государству, управляется им и использует государственные ресурсы и бюджетные средства. Это сильно сдерживает скорость развития системы.

На рынке с такой высокой долей государственного участия сложнее работать и самим стартапам. Получив сначала поддержку от государства и живя в защищенной «тепличной» экосистеме государственного института развития, стартапы после выхода на открытый рынок сталкиваются с жесткой конкуренцией и оказываются не готовы к этому, поэтому держание стартапа за руку слишком долго, к сожалению, негативно сказывается на его способности выживать в реальных рыночных условиях.

Отсутствие достаточного количества частных игроков, фондов, частных акселераторов различных структур, поддерживающих стартапы на следующих раундах, создает некую «долину смерти» — gap, то есть пропасть между этапом старта первых продаж (где помогали государственные институты развития) и моментом, когда стартап должен масштабироваться на глобальный рынок. В этом промежутке у него крайне мало поддержки, а для венчурного стартапа это сравнимо с мучительной смертью, так как собственные средства могут закончиться еще до того, как он сумеет построить бизнес и масштабировать то, что он делал локально или научился продавать единично.

Кроме того, в связи со сложившейся ситуацией на фоне эпидемии коронавируса на российском рынке и мировом рынке в целом идет серьезное падение и заморозка большого количества активностей. В мире стартапов большим драйвером являются мероприятия, где собираются вместе инвесторы, стартапы, корпорации и институты развития. Большая часть этих мероприятий была отменена, и сейчас идет обсуждение перехода этих мероприятий в онлайн. К сожалению, мы прекрасно понимаем, что эффект от таких ивентов будет совсем другой, нежели на физических площадках.

Несмотря на текущую стагнацию, мы надеемся, что через три месяца инновационный рынок начнет восстанавливаться, а стартапам и корпорациям придется за оставшиеся полгода наверстать все то, что не получилось сделать в начале года.

Проблема среднего рынка


Российский рынок потребления инновационной продукции (технологий) не такой маленький, как, например, в Израиле (где стартапы по большей части изначально ориентированы на продажи и расширение за пределы страны) или Швейцарии, но при этом не такой большой, как, например, в Китае, Индии или США.

Проблема среднего рынка заключается в том, что у стартапов часто недостаточно глобальных амбиций, поэтому мы видим их желание покорить сначала местный рынок, а потом только начинать задумываться о выходе на зарубежные просторы. Происходит фокусировка на локального клиента, который зачастую сильно отличается от зарубежного. Стартап тратит большое количество времени, ресурсов и энергии на то, чтобы закрепиться на российском рынке и конкурировать с игроками здесь, хотя на самом деле большая игра происходит в глобальном формате за границами нашей страны. В рыночных условиях стартапы на российском рынке ведут себя, наверное, корректно и правильно, выбивая каждый последний рубль и борясь за каждого нового клиента, но если мы говорим о зарубежных глобальных рынках, то здесь пока у российских стартапов — большие проблемы.

Стремление выйти на зарубежные рынки не означает «отток мозгов» или перетекание бизнеса полностью за рубеж. За рубежом появляются сателлиты, дочерние компании, партнерские схемы или joint venture, которые позволяют стартапам продавать свой продукт на зарубежном рынке, разрабатывая его здесь. Сейчас, учитывая девальвацию рубля и курс рубля по отношению к мировым валютам, наши стартапы имеют колоссальное преимущество, имея под боком очень хороших сильных программистов, которые обойдутся намного дешевле, чем в Кремниевой долине или в Европе.

Вместо заключения


Как и в других странах, развитие российского инновационного рынка началось с крупных городов. На текущий момент они все еще являются наиболее крупными инновационными хабами, но стоит отметить, что рынок не стоит на месте. По моему мнению, география в ближайшее время будет постепенно выравниваться благодаря работе институтов развития, открытию частных индустриальных и технопарков, росту количества частных акселераторов и акселераторов при университетах, которые в своих регионах будут поддерживать стартапы на самых ранних стадиях. Кроме того, создается множество региональных инвестиционных фондов поддержки инноваций, нацеленных на поддержку экосистемы в конкретных регионах. Все эти факторы, безусловно, повлияют на географию нашей инновационной экосистемы и сделают ее более равномерной и сбалансированной в ближайшие пару лет.

Читайте также:

Как небольшая компания из России помогает армии США, Google и UEFA моделировать реальный мир

Как обычная подмосковная шаурма стала легендарной, выросла в сеть и уперлась в тупик

Как IKEA научилась зарабатывать на российских хрущевках

Как питерские программисты сделали приложение для оценки шаурмы, которое купила «Додо пицца»

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.