Главное Свежее Вакансии   Проекты
Комментируемое:
758 1 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Закон о праве на забвение 149-ФЗ: есть ли у него юридическая сила?

Романтично звучащий закон о праве на забвение мог бы стать отличным инструментом защиты (и даже спасения) деловой репутации, но не стал. Разбираемся, в чем суть амбициозного закона о забвении, объясняем, что пошло не так, и предлагаем варианты отстаивания доброго имени.

Право на забвение: каким его замышляли


Если воспринимать буквально, закон о забвении предполагает удаление любой информации, утратившей актуальность. Вредит она кому-то или нет — совершенно неважно. Например, вы можете обратиться к поисковикам и сказать, мол, друзья, теперь я работаю не топ-менеджером «Восьмёрочки», а председателем совета директоров «Пикси», посему интервью, где я говорил о «Восьмёрочке», прошу скрыть, и тем самым получить право на забвение. Понятное дело, что на самих сайтах информация останется, но в выдаче сверкать не будет (простой пример — дело Костеха). Так что пошло не так? Разбираемся с законом о забвении, в формате вопрос/ответ докапываемся до истины.

— За что право быть забытым (right to be forgotten) в России так критикуют?


За то, что может возникнуть этический конфликт. Врач совершил роковую ошибку, из-за которой пациент погиб. Юрист халатно отнёсся к делу и не смог защитить невиновного подопечного. Руководитель завода не выплачивал зарплату сотрудникам в течение трёх месяцев. По идее, если перечисленные персонажи поменяют работу, то смогут потребовать реализации закона о праве на забвение на основании смены места занятости.

— Так кто имеет право на забвение в соответствии с законодательством? Или всё же форма права на забвение не работает совсем?


Закон о забвении работает, но с рядом оговорок. За всё время существования закона о праве на забвение Гугл и Яндекс удовлетворили лишь 26-27 % обращений (статистику можно посмотреть здесь). И это неудивительно: реализация права на забвение в России вызывает ряд затруднений. Для большей наглядности процитируем официальную позицию Яндекса: «Право на забвение закрепляет за поисковиками не свойственные им функции правоохранительных органов». Справедливо? Вполне. В ситуации, когда Петров обозвал Иванова лжецом, алкоголиком и взяточником, представителям поисковиков трудно установить истину и понять, кто неправ. Соответственно, администрация требует идти в суд и возвращаться с заключением правоохранительных органов. — Но есть же успешные случаи. Какие обращения удовлетворяют?

Простейшие случаи, когда компания переехала, а индексироваться продолжает старый адрес. Ситуации, когда ваша правота неоспорима: есть документы, фотографии, экспертные заключения невиновности.


— Нужно ли обращаться по поводу права о забвении в суд?


Можно, конечно. Но есть в этом некоторая бессмысленность. Зачем идти в суд, чтобы принести заключение поисковикам, если можно потребовать полное удаление информации с самого источника? И это не все оговорки.

— Закон о праве на забвение в интернете на моей стороне. Куда обращаться?


Право на забвение можно получить так. Заполните анкету на Google, Яндекс или Mail (в зависимости от того, где индексируется недостоверная информация). Подробно опишите конфликт и приложите свидетельства вашей правоты. Будьте внимательны: если проигнорируете какой-то пункт анкеты или обрисуете неполную картину, поисковики отклонят жалобу. Оставайтесь на связи и готовьтесь к тому, что представители администрации свяжутся с вами, чтобы подтвердить заявку и, если потребуется, задать дополнительные вопросы. Контакты в анкете должны быть актуальными.

— А есть последствия реализации закона о забвении?


Давайте мы просто покажем свежий пример. Вы всё поймёте:


Скриншот с kommersant.ru

Помните про «эффект Стрейзанд»? Вот он в действии. Скрываемая информация вызывает ещё больший интерес. А новости наподобие той, что мы показали, удалять не за что: они вообще ничего не нарушают, потому что просто констатируют факт. В итоге риск оказаться в неловкой ситуации сильно увеличивается.

Закон о забвении VS ремувинг


В отстаивании права на забвение есть кое-что, работающее гораздо эффективнее, быстрее и надёжнее. Нечто, действующее в любой ситуации. Комплекс мероприятий, дающий уверенность в том, что порочащая информация не вернётся. Это ремувинг.

Агентство «Репутация.Москва» удаляет информацию только законными методами. В основном путём переговоров. И это значительно сложнее, искуснее и тоньше, чем кажется. В чем плюсы ремувинга?

— Действуем немедленно: удалим ссылку за 21 день (или быстрее). Мы разрабатываем несколько стратегий и запускаем их одновременно, чтобы сжать сроки избавления от нежелательных данных.

— Все участники конфликта остаются в выигрыше. Значит, вероятность повторной публикации ненужных данных исключена. Мы беседуем с авторами негатива и с представителями площадки, где он размещен, чтобы найти компромисс.

— Никакой огласки, мы гарантируем полную конфиденциальность. Данные, которые вы оставляете нам, защищены шифрованием и юридически. В СМИ ничего не просочится. Можете быть спокойны.

— Работаем исключительно законными методами, без обращений к хакерам и взломов аккаунтов. Подобные способы впоследствии причинят ещё больший урон репутации, чем исходная публикация. Такие риски ничем не оправдать.

— Даём пожизненную гарантию на удаление. Основная цель работы с авторами негатива — прийти к соглашению, которое устроит обе стороны. Тогда и только тогда нежелательная информация гарантированно не вернётся. Именно этого мы и добиваемся. Если вдруг что-то пойдёт не так, удалим данные бесплатно.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Первые Новые Популярные
Vanes_Selivanov
Считаю, что услуга полезная и нужная. Но что делать, если конкуренты постоянно пытаются подмочить репутацию? Одним удалением комментов, мне кажется, не обойтись. Тут уже комплекс собственной рекламы нужно пускать.
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.