Главное Свежее Вакансии   Проекты
😼
Выбор
редакции
634 1 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Анализ сайта конкурентов: как сделать самостоятельно

Цель анализа конкурентов. Анализ сайта конкурентов: подходы и инструменты.План анализа сайтов конкурентов.

Мы в Rezart Agency начинаем каждый проект с аудита и анализа: будь это сайт, воронка или реклама в социальных сетях. Один из важных аспектов — анализ сайта конкурентов. Сегодня расскажем, что и как делать, чтобы усилить свою стратегию, избежать лишних расходов, «докрутить» продукт и сделать настоящий рывок.

Цель анализа конкурентов: что искать


В силу разных стереотипов предприниматели и руководители часто не видят смысла в анализе сайта конкурентов или делают ошибки в самом подходе.

Какие нюансы мы встречаем на практике чаще всего:

Неправильные конкуренты. Кажется, что вот они 2-3 известных компании, на которые вы равняетесь, их сайты и нужно анализировать. В действительности, конкурировать в поисковой выдаче и социальных сетях придется совсем с другими компаниями.

Анализируем и копируем. Слепо копируя конкурентов есть риск повторить их ошибки, никак не выделиться для целевой аудитории и упустить собственные преимущества.

Смотрим только на дизайн, текст, кнопочки. Недостаточно просто изучить несколько сайтов, чтобы делать выводы и строить собственную стратегию.

Эти 3 стереотипа могут только навредить, потому что они не учитывают цель анализа конкурентов. А цели могут быть такими:

  1. анализ ниши, направления — когда запускаете новый продукт или услугу, нужен «фундамент»;
  2. поиск идей и деталей, чтобы сформулировать сильное УТП — когда знаете обо всех преимуществах и недостатках конкурентов, можно от них отстроиться и сформулировать четкое: «Почему мы другие»;
  3. внедрение новых инструментов и проверка гипотез — вряд ли конкурент просто так постоянно запускает рекламу в Instagram или активно размещает рекламу на 2-3 профильных порталах и СМИ, это можно использовать в свою пользу.

Нет гарантий, что конкуренты в чем-то ошибаются или не упускают какую-либо возможность. Именно анализ сайта конкурентов позволяет найти все эти упущения, учесть ошибки, перенять лучшие практики и улучшить собственную стратегию.


Анализ сайта конкурентов: подходы и инструменты


Цели поставили, от стереотипов избавились, пора браться за дело. Мы стараемся придерживаться такого алгоритма:

  1. Формируем список из явных лидеров рынка, прямых конкурентов из поисковой выдачи. Можно брать 2-3 конкурента, чьи объявления показывают в контекстной рекламе и 2-3 первых результата из органической выдачи.
  2. Анализируем сайты визуально: дизайн, удобство с мобильных, юзабилити, навигация.
  3. Анализируем контент: УТП, акценты, преимущества, отзывы, наличие социального доказательства.
  4. Смотрим на маркетинговые инструменты и сервисы: обратный звонок, онлайн-чат, всплывающие окна, интересные предложения, интерактивные фишки (калькулятор, конструктор и т.д.).
  5. Проводим анализ трафика сайта конкурента через сервисы.
  6. Изучаем источники трафика конкурентов.
  7. Проходим путь пользователя в качестве потенциального клиента конкурента — оставить заявку, подписаться на рассылку, сделать заказ и т.д.

Чтобы всё было понятно и наглядно, давайте пройдем этот путь к экспресс-режиме.

У Андрея и Маши своя студия дизайна интерьера. Уже 5 лет они работают на себя, получают проекты через сарафанное радио: личные рекомендации, форумы, отзывы. Они достигли потолка и хотят превратиться из «Андрея и Маша — дизайнеры интерьера» в сильный бренд, студию. Создать сайт, заняться социальными сетями, расширить команду, стремительно расти и делать интересные проекты. Возьмем наш алгоритм и проведем анализ сайта конкурентов для этой ниши.

Возьмем наш алгоритм и проведем анализ сайта конкурентов для этой ниши.

Шаг 1. Определяем конкурентов — кого анализируем


Маша и Андрей делают ставку на небольшие дизайн-студии, у которых еще нет громких проектов и международных наград. Поэтому будут анализировать тех, кто вверху поисковых систем, а не профильных рейтингов.


Смотрим на результаты выдачи в блоке рекламы.

Дополнительно смотрим еще 2-3 конкурента из органической выдачи — ниже блока рекламы.

Чтобы удобно анализировать всю информацию, создайте отдельную Google Таблицу. Добавьте в неё колонки: Конкурент, Сайт, Социальные сети, Преимущества, Недостатки, Примечания.

Формируем таблицу с конкурентами: 5-7 компаний. Затем переходим к следующему шагу.

Шаг 2. Делаем визуальный анализ сайта конкурентов


На этом этапе нужно обратить внимание на несколько важных моментов:

  1. Понятно ли с первого экрана, что это за компания, какую услугу можно получить?
  2. Удобная ли навигация на сайте: меню, телефоны в шапке, ссылки на социальные сети, переход по разделам и т.д.
  3. Какие визуальные приемы, дизайнерские решения можно использовать для своей компании.

Так, например, на сайте компании U-Design не ясно, что это за компания. Меню спрятано, нет никаких подсказок для пользователя.


Главный экран сайта U-Design

А вот у других конкурентов эти пояснения есть.


Главный экран студии Ксении Братковой. Есть заголовок, цитата, меню, телефоны и даже видео с отзывом, чтобы понять подход к работе.


Главный экран компании TICO DIM — понятное меню, заголовок, кнопка с призывом получить просчет проекта.

В работе студии дизайна-интерьера один из ключевых факторов в принятии решения — портфолио, примеры выполненных работ. Проводим анализ по этому аспекту и находим интересные решения.

Примеры работ на сайте Ксении Братковой. Удачная реализация с кратким описанием проекта и галереей, можно сразу посмотреть разные аспекты работы.


А у компании U-Design другой подход — 1 изображение, длинная история и кнопка, по которой уже открывается большая галерея с качественными фото готового проекта.


По такому принципу мы можем анализировать разные блоки, сохранять себе интересные моменты, приемы, визуальные эффекты. Всё заносим в таблицу, детали по дизайну можно отмечать в поле «Примечание».

Шаг 3. Анализируем контент на сайте конкурентов


Здесь стоит ориентироваться на такие критерии:

  1. Текст должен быть понятным для целевой аудитории (не дизайнеров) — простые слова, понятные формулировки.
  2. Насколько понятны преимущества работы с компанией — в чем конкретно выгоды для клиента, как это показано на сайте.
  3. Что особенного в контенте на сайте — необычные призывы, оригинальные формулировки, наоборот — отсутствие конкретики, общие фразы, ошибки или манипуляции.


Так, например, на сайте Ксении Братковой, со второго экрана сразу понятно, что человек получает, какие особенности в работе её студии. Дополнительный фактор доверия — фото дизайнера, основательницы студии.

А на сайте TICO DIM со 2 экрана сразу понятно, какие конкретные услуги оказывает компания. Они быстро считываются визуально и дают понять, насколько потенциальный клиент пришел «по адресу».


По такому принципу стоит проанализировать контент сайта конкурентов по всем важным блокам: отзывы, заголовки, описания проектов, описание преимуществ, наличие или отсутствие какой-либо информации.

Отдельно обращайте внимание на призывы, формы обратной связи и кнопки на сайтах.


Хороший пример — заголовок + описание простоты и выгоды + небанальная кнопка «Рассчитать стоимость».

Шаг 4. Анализ инструментов, сервисов и фишек конкурента


На этом этапе мы смотрим на разные инструменты для лидогенерации, удержания клиентов, коммуникации.

На одном из сайтов, которые мы рассмотрели, есть возможность заказать обратный звонок. Это простая кнопка в меню, но она есть.

Другое интересное решение — всплывающее окно, которое появляется, если просмотреть не меньше 50% страницы сайта.


Пример всплывающего окна на сайте.

Запишите все такие инструменты, обратите внимание на виджеты, онлайн-чаты, формы, калькуляторы. Занесите все данные в таблицу.

Шаг 5. Анализ трафика конкурентов


Получить детальные данные по чужому сайту практически невозможно. Есть некоторые платные решения, но для базового анализа достаточно и бесплатных решений. Например, можно воспользоваться SimilarWeb — данных из бесплатного тарифа вам вполне хватит для анализа сайта конкурентов.

Открываете сервис, вводите адрес сайта конкурента и получаете данные по разным категориям.


Анализ трафика сайта конкурентов в SimilarWeb

На этом графике показывается доля разных источников трафика. Здесь видно, что у сайта основная аудитория приходит из поисковых систем.

Но важно понимать, что в категорию Search включены как органический поиск (зависит от оптимизации сайта, его позиций по ключевым словам), так и категория Платного трафика (контекстная реклама). У другого конкурента доля поискового трафика 49%, но практически весь он — платный. Это видно в другом разделе анализа от SimilarWeb.


Анализ поискового трафика конкурентов в SimilarWeb

Еще один интересный для нас раздел — Social. Если у сайта есть аудитория из социальных сетей, вы увидите распределение по трафику — откуда приходят больше всего. В этом примере у нас лидирует Pinterest, но у других конкурентов ключевые социальные сети — Facebook и Instagram.


Проанализировав каждый из сайтов, вы сможете делать разные выводы по привлечению пользователей:

  1. какие соцсети уже используют конкуренты;
  2. из каких социальных сетей получают больше всего трафика;
  3. какие каналы они не используют, не развивают — в нашем примере никто не использовать email-маркетинг;
  4. используют ли они контекстную рекламу, какая у них доля платного трафика.

Если хотите изучить все досконально и пойти еще дальше, нужно пройти путь потенциального клиента. Позвонить, оставить заявку, посмотреть, как быстро связываются и что «дают» в предварительной консультации и т.д. Так вы поймете еще и процесс коммуникации с потенциальным клиентом.

План анализа конкурентов


Теперь вы можете легко использовать эту инструкцию, чтобы сделать аудит или поручить анализ своей команде. Можно использовать детальный план анализа конкурентов.

  1. Выписать всех явных конкурентов, которых знаете лично, слышали от клиентов, находили в рейтингах и СМИ.
  2. Добавить к списку 2-3 сайта, которые показываются в контекстной рекламе по ключевым запросам из вашей сферы.
  3. Добавить к списку 2-3 сайта, которые находятся на 1 странице органической выдачи (ниже рекламы).
  4. Подготовить единую таблицу в Excel или Google Таблицах, включить в неё все важные для вашего бизнеса столбцы для заполнения. Базово можно брать: Компания, Сайт, Социальные сети, Удобство сайта, Контент, Преимущества, Недостатки, Интересные инструменты, УТП, Примечания.
  5. Проанализировать все сайты конкурентов по визуальной части — дизайн, цвета, удобство, мобильная версия, шрифты, анимация, качество фото и видео.
  6. Проанализировать контент и тексты на сайте: простота и доступность текста, насколько легко читается, выделены ли преимущества, как сформированы УТП, какие призыве, какие есть недостатки и ошибки в подаче информации.
  7. Проанализировать ключевые блоки: преимущества, как мы работаем, отзывы, гарантии, вопросы и ответы, примеры работ или кейсы.
  8. Провести анализ трафика с помощью SimilarWeb или аналогичных сервисов. Включить в таблицу информацию по трафику: какие каналы, социальные сети, платный и органический трафик.
  9. Выписать список всех сервисов, инструментов, которые помогают получать заявки: обратный звонок, онлайн-чат, всплывающие окна, калькуляторы, конструкторы и т.д.
  10. Пройти путь пользователя — оставить заявку, задать вопросы, узнать про гарантии. Определить, как быстро реагируют на заявку, о чем говорят, в чем есть недостатки.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Первые Новые Популярные
Тучев Роман
Спасибо за хорошую статью, только вы и блог Экзитерры помог мне разобраться и выработать правильный подход. Кстати, рекомендую ознакомиться еще и с этим https://exiterra.com/blog/servisy/top-3-instrumenta-dlya-analiza-konkurentov-v-internete/
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.