Главное Свежее Вакансии Образование
151 1 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Итоги INSPACE FORUM 2016

В Москве состоялся первый бизнес-форум и выставка по коммерческой космонавтике INSPACE FORUM 2016. Цель форума – привлечение внимания государства и венчурных фондов к российской частной космонавтике и ее развитие.

b_56f196f3347d0.jpg

3-4 марта в КВЦ «Сокольники» состоялся первый бизнес-форум и выставка по коммерческой космонавтике INSPACE FORUM 2016. Организатором события выступила выставочная компания Smile-Expo при партнерской поддержке кластера космических технологий и телекоммуникаций Фонда «Сколково», ассоциации «Глонасс/ГНСС Форум», компании «Спутникс» и НП «Глонасс».

Цель форума – привлечение внимания государства и венчурных фондов к российской частной космонавтике и ее развитие.

Основная программа – панельные дискуссии

В рамках основной программы форума в течение двух дней были проведены панельные дискуссии, в рамках которых обсудили актуальные вопросы и проблемы в сфере частной космонавтики, поговорили о развитии государственно-частного партнерства, инновациях в сфере спутникостроения и ракетостроения, популяризации космоса в России, космическом туризме, импортозамещении и международной кооперации, инвестиционной поддержке, пилотируемых орбитальных комплексах и перспективах для бизнеса, а также развитии студенческих проектов и интеграции их в космический бизнес.

b_56f1972f6db32.jpg

В ходе дискуссии «Большой Роскосмос и молодая частная космонавтика: друзья или соперники?» рассмотрели вопросы поддержки частных компаний со стороны государства.

В обсуждении приняли участие: Андрей Ионин (НП «ГЛОНАСС»), Игорь Буренков (Роскосмос), Михаил Цыганков (Фонд «Сколково»), Сергей Жуков (Московский космический клуб), Сергей Иванов (Dauria Aerospace), Валентин Уваров (ОРКК), Иван Моисеев (Институт космической политики).

Директор по коммуникациям ГК «Роскосмос» Игорь Буренков сообщил, что перед корпорацией стоит задача развития государственно-частного партнёрства. Он отметил, что частный бизнес должен брать на себя риски, связанные с созданием и первым этапом развития. Государство же поддержит тех, кто вложил в это направление существенную сумму и получил результат.

В ходе дискуссии «Больше ракет. Больше спутников» рассмотрели темы, касающиеся инноваций в сфере спутникостроения и ракетостроения, а также подняли вопрос инвестиций и развития бизнеса.

В обсуждении приняли участие: Сергей Жуков (Московский космический клуб), Николай Севастьянов (ОАО «Газпром космические системы»), Дмитрий Пайсон (ОРКК), Андрей Потапов (ОOО «Спутникс»), Павел Пушкин (ООО «КосмоКурс»), Николай Дзись-Войнаровский («Лин Индастриал»).

Андрей Потапов (генеральный директор компании «Спутникс») рассказал об инновациях в сфере спутникостроения. Он отметил, что сейчас делается акцент на микроспутниковые технологии и стремление к созданию многоспутниковых систем. Это касается и дистанционного зондирования Земли, и систем связи. Поэтому компания «Спутникс» планирует в ближайшие 10–15 лет занять свое место в этом сегменте.

Недорогой и удобный запуск малых спутников будет готова предоставить отечественная компания «Лин Индастриал», которая работает над созданием сверхлегких ракет.

Николай Дзись-Войнаровский (главный менеджер по интеграции «Лин Индастриал») отметил: «Мы работаем над созданием ракеты-носителя, которая могла бы выводить спутники на низкие орбиты. Наши ракеты рассчитаны на запуск малых спутников. Предполагается, что их будут запускать всё больше, и не всегда заказчику подойдёт кластерный запуск на большой ракете, потому что его долго придётся ждать. А мы сможем вывести спутник на орбиту очень оперативно».

По мере развития технологий меняются требования и к космическому объекту.

Николай Севастьянов (главный конструктор «Газпром космические системы») отметил, что в основе эффективной деятельности любой компании лежит ориентация на потребителя. Надо понимать, кто является потребителем и что он у тебя будет приобретать: «Клиент не использует спутник, ему нужны наши услуги. И мы должны разобраться, какие требования предъявляются к спутнику для получения нужных услуг, при помощи каких технологий это достигается. И дальше идёт очень важный этап получения инвестиций. Когда мы создавали первый свой спутник «Ямал-100», перед нами стояла задача сделать его на уровне мировых образцов. А значит – применить новые технологии. Мы должны были обеспечить большой ресурс его работы. И весь проект был реализован полностью на стартапах. Мы добились невысокой себестоимости, и проект стал самоокупаемым».

В России действуют несколько коммерческих спутниковых компаний, среди которых «Газпром космические системы», «Спутникс» и «Дауриа Аэроспейс».

По словам генерального директора компании «КосмоКурс» Павла Пушкина, компании борются за коммерческий рынок, но при этом были бы рады получить и государственные контракты.

Это нормальная практика для всех стран, включая США, где самые крупные корпорации стараются полагаться на государственные заказы и получают господдержку.

Однако облик такого сотрудничества продолжает формироваться.

В ходе дискуссии «Как заработать на космосе? Кто заработает на космосе?» участники обменялись мнением касательно технологий и рынков, которые могут стать «белыми лебедями» для сферы космических услуг. Также обсудили способы и возможности применения в России западного опыта поддержки венчурными инвесторами стартапов в сфере космических услуг.

В дискуссии приняли участие: Андрей Ионин (НП «ГЛОНАСС»), Илья Голубович (I2BF Global Ventures), Валерия Комиссарова (Grishin Robotics), Вадим Тепляков (Yaliny), Владимир Гершензон (ИТЦ «Сканэкс»), Михаил Болсуновский («Совзонд»).

b_56f1974210209.jpg

Объем венчурного финансирования в космический сектор значительно вырос за последние несколько лет, особенно в 2015 году, отметила Валерия Комиссарова, директор по развитию Grishin Robotics). Этот фонд уже имеет в своем портфеле 2 компании в сфере космических услуг и планирует дальше активно следить за этим направлением.

В связи с развитием рынка спутниковых технологий и снижением стоимости запуска венчурный фонд I2BF Global Ventures проявляет большой интерес к инвестированию сегмента спутниковых технологий, отметил его основатель и управляющий партнер Илья Голубович.

В портфеле фонда уже есть несколько компаний в сфере космических услуг, одна из них – Dauria Aerospace, одна из первых в России частных космических компаний, разработчик и производитель бюджетных спутников.

Компания Yaliny также видит перспективу в производстве бюджетных спутников и планирует создать новую систему спутниковой связи, которая должна будет обеспечить абонентов дешевым Интернетом.

Ее основатель Вадим Тепляков отметил: «Мы начали делать низкоорбитальные спутники связи для того, чтобы создать дешёвую и доступную мобильную связь. Сначала мы занимались технологиями, которые лежат в основе эффективности нашей системы. Мы поняли, что наш бизнес — сложный и капиталоёмкий, особенно в российских условиях. И надо зарабатывать в ближайшие годы, чтобы продолжать делать свои проекты, а не тогда, когда мы запустим свои спутники. И мы начали создавать наземный продукт с использованием технологий, разработанных нами в первые 1,5–2 года со времени образования компании. Сейчас у нас есть два стратегических направления. Это базовые станции нового поколения и, собственно, космическая продукция. Первые тестовые запуски спутников мы планируем провести в следующем году. А дальше начнём масштабировать систему в сотрудничестве с международными компаниями».

В ходе дискуссии «Космонавтика: как разжечь затухающий огонь?» участники отметили, что в последние десятилетия интерес к космонавтике существенно снизился и это в некоторой степени тормозит инновационное развитие сферы. Поэтому сейчас нужно определить, какие государственные инструменты можно задействовать для того, чтобы вернуть интерес молодежи к космонавтике в России, и какие космические проекты здесь имели бы максимальный пропагандистский эффект.

В дискуссии приняли участие: Виталий Егоров (Dauria Aerospace), Андрей Ионин (НП «ГЛОНАСС»), Евгений Степанов (Роскосмос), Дмитрий Шишкин (ОРКК), Игорь Маринин («Новости космонавтики»), Александр Шаенко (Университет машиностроения), Федор Шкуров (МИИГАиК), Иван Чеберко («Известия»).

В завершение основной программы на площадке форума прошла дискуссия «Российская космонавтика: импортозамещение к натуральному хозяйству? Или в поиске стратегических партнеров?», на которой участники обменялись мнением касательно тех сегментов космического рынка, где мы можем и должны развивать собственное производство оборудования для использования в космической сфере на замену импортному. Эксперты также обсудили перспективные направления для международной кооперации в нынешних условиях рынка.

В дискуссии приняли участие: Александр Бауров (ОРКК), Дмитрий Баканов (ОАО «Спутниковая система «Гонец»), Денис Вотоновский (ОРКК), Андрей Ионин (НП «ГЛОНАСС»), Михаил Болсуновский («Совзонд»).

Второй день форума прошел в формате докладов и ограничился двумя панельными дискуссиями.

В ходе первой дискуссии – «Пилотируемые орбитальные лаборатории: перспективы для бизнеса» – эксперты обсудили современные подходы коммерциализации космических экспериментов, а также речь шла об орбитальных лабораториях и новых возможностях для компаний в различных отраслях промышленности.

В дискуссии приняли участие: Вячеслав Турышев (Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе), Валентин Уваров (ОРКК), Максим Черемисин (РКК «Энергия»).

В ходе второй дискуссии – «Студенческие проекты – трамплин для частной космонавтики» – участники поделились опытом касательно создания собственных проектов с нуля и сбора денег на их реализацию.

В обсуждении приняли участие: Станислав Карпенко («Спутникс»), Михаил Щербаков (СГАУ), Михаил Панасюк (МГУ), Сергей Фирсюк (МАИ), Александр Шаенко (МАМИ), Виталий Егоров (Dauria Aerospace), Евгений Гаврилин (Boomstarter).

Основатель отечественной каудфандинговой платформы Boomstarter Евгений Гаврилин рассказал о роли краудфандинга для проектов в космической индустрии, а также поделился секретами, которые нужно знать для того, чтобы гарантированно собрать денег. В пример можно привести краудфандинговый опыт Виталия Егорова и Александра Шаенко, у которых получилось собрать более миллиона рублей на реализацию своих проектов.

Выставочная экспозиция

На территории форума в течение двух дней была представлена выставочная экспозиция, состоящая из стендов производителей спутников и комплектующих, ракетно-космической техники, программного обеспечения, БПЛА, устройств для 3D-печати, а также представителей проектов образовательных учреждений.

Всего в рамках выставки были представлены 14 участников:

  • «Даурия Аэроспейс»
  • «Спутникс»
  • «Лин Индастриал»
  • NSTR
  • Softlab-nsk
  • «Гаскол»
  • «Азмерит»
  • СГАУ
  • Космический спутник «Маяк»
  • Лаборатория космического питания
  • «Инжинити»
  • «Анизопринт»
  • iSense
  • СТЛ

Один из главных выводов мероприятия: частная космонавтика в России есть, и, несмотря на существующие препятствия, она развивается.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
AgriChain
AgriChain - комплексная онлайн система IT-решений для управления агробизнесом
Панченко Андрей
Побольше бы таких мероприятий...
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.