Как скоро появятся дроны-курьеры в России?
Все чаще в развитых странах стали использовать роботов и дронов для доставки разного рода грузов. Ранее мы уже писали о роботах-курьерах компании Marble и Starship, и нам стало интересно, как относятся к таким инновациям представители служб доставки.
Андрей Лукашевич
Управляющий директор Delivery Club
- Идея доставки с помощью роботов уже давно обсуждается многими компаниями. Некоторые даже устраивают показательные «запуски», но всё это — не более чем попытка привлечь к себе внимание. Организация доставки роботами в настоящее время невозможна ни в России, ни в большинстве других стран, в том числе в США.
Самое главное препятствие — это отсутствие законодательной базы, определяющей статус робота и регламентирующей ответственность в случае какого-либо происшествия. Например, с этими вопросами вплотную столкнулись разработчики Tesla после нескольких аварий во время использования автопилота. И, конечно же, это актуально для любого робота, который выходит на улицу и взаимодействует с людьми. Кстати, в этом плане Россия существенно продвинулась и не исключено, что будет первой страной, узаконившей роботов — в декабре председатель совета директоров Mail.Ru Group Дмитрий Гришин разработал концепцию закона о робототехнике, которая может стать основой для внесения изменений в Гражданский кодекс.
Второй вопрос, который возникает в связи с использованием роботов, — это обеспечение их безопасности, так как вандализм и хулиганство ещё никто не отменял. Но это забота производителей, и я думаю, что они легко справятся с этой задачей.
Кроме того, я вижу проблемы, связанные с инфраструктурой городов. И в первую очередь это касается России. В Москве сейчас робот на колёсах не сможет проехать из точки А в точку Б даже в пределах Садового кольца, так как тротуары у нас без съездов, а большинство входов в здания и подъезды не оборудованы пандусами.
Поэтому запуск доставки с помощью роботов — конечно, дело ближайшего будущего, но случится это не завтра, а, скорее, через несколько лет.
Юрий Шевченко
Вице-президент по операционной деятельности DHL Express в России
- В прошлом году в DHL прошло успешное тестирование экспресс-доставки с помощью дронов DHL третьего поколения. Дрон Parcelcopter проходил испытания с января по март, доставляя грузы из немецкой общины Райт-им-Винкль (расположена на плато на высоте 1200 метров над уровнем моря).
На полет от точки старта до горного плато нашему беспилотнику требовалось всего 8 минут, в то время как автомобиль преодолевает этот путь по дороге за 30 минут.
За все время тестирования дрон сделал около 130 успешных поставок и доказал свою эффективность. Беспилотники не заменяют традиционные виды доставки, но станут удачным решением для ее осуществления в отдаленные населенные пункты.
В России широкое применение беспилотников начнется с опозданием, поскольку наша страна более консервативна в таких вопросах. Допустим, в некоторых государствах на законодательном уровне разрешено использование беспилотных автомобилей. Россия в их число пока не входит. Я считаю, что это неплохо. Новое нужно сначала опробовать, а затем – привносить в жизнь.
Кроме того, в некоторых подразделениях DHL уже используются роботы в качестве помощников в некоторых видах складских работ. Разработанные специально для нашей компании, они выполняют самые простые поручения по упаковке и передвижению грузов в пределах склада. Дальнейшее развитие технологий должно позволить активнее использовать рабочую силу роботов, чтобы освободить человеческие ресурсы для выполнения более квалифицированных работ.
Таким образом, мы видим, что первые шаги к появлению роботов-курьеров в России уже сделаны, но пока существует очень много препятствий для развития этого направления — как юридических, так и технических. К тому же стоит отметить, что не все компании видят в этом необходимость.
А как считаете вы: скоро ли на наших улицах можно будет наблюдать всевозможных роботов и квадрокоптеров, доставляющих посылку или любимую многими пиццу?