Лучшие статьи и кейсы стартапов
Включить уведомления
Дадим сигнал, когда появится
что-то суперстоящее.
Спасибо, не надо
Вопросы Проекты Вакансии
Объединяем медиа и бизнес с помощью контента
Рекомендуем
Продвинуть свой проект
Лучшие проекты за неделю
28
Битрикс24

Битрикс24

www.bitrix24.ru

20
Отследить-посылку

Отследить-посылку

B2B-сервис трекинга посылок

16
myPreza

myPreza

mypreza.ru

13
WebResidentTeam

WebResidentTeam

webresident.agency

12
Perezvoni.com

Perezvoni.com

perezvoni.com

11
Expresso

Expresso

www.expresso.today

9
Reader

Reader

Интернет-журнал о современных технологиях.

7
ADN Digital Studio

ADN Digital Studio

adn.agency

7
Frutra

Frutra

design.frutra.ru

Показать следующие
Рейтинг проектов
Подписывайтесь на Спарк во ВКонтакте

Эволюция бизнеса: от первой идеи до своего агентства

186 2 В избранное Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
При создании стартапа чаще всего на выходе получается совсем не то, что задумали основатели. Сегодня мы расскажем о том, как с течением времени менялся наш проект.

b_55657cb698b3a.jpg

Этап 1: Не все модное перспективно

В этом году студии исполнится три года, а началось все еще раньше с моего личного блога на тему работы с соцсетями и контент-маркетинга. К тому моменту я уже успел поработать в отделе маркетинга одной крупной ИТ-компании, а также блогером-фрилансером и изучал различные инструменты для взаимодействия с аудиторией.

В тот момент отличным и крайне перспективным на рынке рунета средством Twitter. Интересной выглядела и идея создания системы по раскрутке аккаунтов в сервисе микроблогов, которая привлекала бы только релевантных подписчиков (и по большей части живых людей, а не ботов-масфоловеров). В своем личном блоге я описывал эксперименты в этой области, которые вызывали определенный интерес.

Сразу можно сказать, что создать подобную систему нам не удалось, да и Twitter в Рунете пока еще не вышел на те позиции, какие казалось он просто обязан занять. Однако положительный отклик со стороны аудитории подстегнул меня и второго сооснователя студии Дмитрия к дальнейшим экспериментам — мы стали изучать другие соцсети, например, Pinterest.

В какой-то момент блог с рассказами о наших экспериментах привлек нашего первого клиента — основатель известной на рынке UX-компании загорелся идеей представления в различных соцсетях. Однако, ему был нужен не простой SMM, а еще и ведение блога на Хабре — для продвижения экспертизы компании.

Мы являлись довольно активными пользователями этого ресурса и периодически размещали там материалы о своих прошлых проектах, так что решили поработать с ним профессионально.

В ходе дальнейшего проекта стало понятно, что создание собственного контента для блога — это то, что дает реальный результат, а «обвязка» из нескольких страниц в социальных сетях является лишь еще одним каналом распространения информации — причем значительно менее эффективным.

Когда это стало ясно, было решено попробовать разнообразить типы контента — к тексту добавилось аудио, был запущен профессиональный подкаст на тему юзабилити и UX. Это подпроект показал себя крайне успешно — шоу стабильно находилось в топе ИТ-подкастов в iTunes. Кроме того, из расшифровок шоу получались отличные посты для того же блога на Хабре — эффект усиливался. До студии в ее нынешнем виде еще было очень далеко.

Этап 2: Стартапы — не лучшие клиенты агентства

Когда наш подход к созданию контента показал свою эффективность мы решили масштабировать бизнес и привлекать новых клиентов (этому процессу и разным испробованным способам посвящен отдельный материал). Выяснилось, что потребность в уникальном специализированном контенте у клиентов значительно выше, чем в работе с соцсетями, поэтому мы сконцентрировались именно на этой работе. Также были разработаны наши первые тарифы, которые содержали варианты, подходившие средним компаниям и стартапам.

При этом мы сами — гики и технари, инженеры по образованию, поэтому решено было не делать «еще одно агентство», а заняться созданием нишевой контент-студии, которая бы помогала ИТ-компаниям и технологическим стартапам. Этот подход с одной с показал свою эффективность — у ИТ-компаний есть деньги и им есть о чем рассказать аудитории (архитектура проекта, различные ноу-хау, используемые технологии и т.п.)

С другой стороны — стартапы проявили себя не лучшими клиентами. В лучших традициях агентского бизнеса и в соответствии с принципом Парето самые малоприбыльные клиенты (то есть как раз стартапы), «сидящие» на самом дешевом тарифе, требовали к себе повышенного внимания. В итоге периодически стали возникать ситуации, когда мы были вынуждены по своей инициативе расставаться с неконструктивным клиентом.

Решение отказаться от тарифа для стартапов оказалось достаточно тяжелым — именно он, что логично, привлекал основную массу потенциальных клиентов, плюс позволял наполнять портфолио интересными и разноплановыми проектами. Но в конечном итоге трудозатраты на работу в таком формате стали слишком высокими, что стало угрожать конкурентоспособности компании.

Этап 3: Никогда не говори «нет»

До создания своей студии я работал не только маркетологом, но и журналистом в различных сетевых СМИ (в том числе довольно популярных). В результате этой работы сформировалось достаточно специфическое отношение к пиарщикам, то есть людям, которые помогают компаниям «засветиться» в СМИ. Они постоянно теребят журналистов, предлагают им разные инфоповоды (как правило, скучные, с точки зрения работников медиа).

Поэтому мы решили максимально дистанцироваться от сферы пиара — время от времени нас просили помочь с размещением материалов в СМИ, но мы отказывались, потому что считали это не самой привлекательной работой.

Однако впоследствии стало понятно, что это было неправильное поведение — наоборот, опыт работы по обе стороны баррикад позволяет нам создавать контент, который будет интересен журналистам, а наличие связей в этой среде облегчает его публикацию. Таким образом, выходит, что мы можем работать эффективнее соответствующих сотрудников в штате и даже специализированных агентств. Не воспользоваться этим было бы глупо, мы признали ошибку и больше не говорим о том, что «мы этим не занимаемся».

Этап 4: Нельзя держать яйца в одной корзине

Во время описанных ранее этапов основной деятельностью студии было написание постов для корпоративных блогов на Хабрахабре — именно это было наиболее востребовано компаниями. Однако целый ряд событий, в числе которых и внезапное разделение этой площадки сначала на две, а затем и на три без всякого предупреждения платящих за блоги клиентов и обсуждения с ними последствий такого шага (которые заключались, например, в том, что целые блоги могли просто переехать с одного посещаемого Хабра на малопосещаемый поначалу «Мегамозг»), показали опасность хранения всех яиц в одной корзине — рассчитывать только на работу с одной площадкой просто нельзя.

Конечно, у нас были небольшие проекты на других площадках, но именно после этого случая мы интенсифицировали работу со Spark.ru (начав с собственного блога), Medium.com и другими площадками (например, корпоративными сайтами), полностью вынеся на них некоторых клиентов. Хотя и «отпочковавшиеся» от Хабрахабра ресурсы забрасывать не стали — все это, вкупе с началом оказания некоторых PR-услуг, позволило нам получить куда более предсказуемый набор площадок, который позволит студии не умереть, если одна или несколько из них вдруг просто исчезнут.

Этап 5: Одной страны мало

Пока в нашем сознании шел процесс осознания важности диверсификации, жизнь преподнесла еще один сюрприз — стремительное ослабление рубля. По счастью, незадолго до незабвенного «черного вторника» у нас появился первый иностранный клиент — проект, основанный нашими бывшими соотечественниками, живущими ныне в США.

Платежи в валюте, пусть не полностью, но позволили студии скомпенсировать потери от обвала рубля (все остальные доходы компании были исключительно рублевыми). После этого стало понятно, что закрываться на одном домашнем рынке слишком рискованно, и мы начали искать новых клиентов за рубежом. Этот процесс оказался не столь легким, как привлечение клиентов внутри России, однако дал определенные результаты (например, мы начали работать с одной компанией из Сингапура). Из приятных бонусов такого положения вещей, помимо диверсификации бизнеса, можно отметить, к примеру, возможность эффективнее проводить май с его праздниками.

Заключение

Ведение бизнеса можно сравнить со сплавом по бурной горной реке — никогда не знаешь, какое препятствие возникнет на пути в следующий момент. Пройти путь до конца можно только если сохранить предельную концентрацию и не бояться отклоняться от первоначального курса.

За три года развития собственного бизнеса наш проект претерпел значительные изменения, необходимость которых часто удивляла нас. За небольшое время мы прошли путь от небольшого заказа от одного клиента до сотрудничества с более 20 самыми разными организациями из множества отраслей: от разработчиков софта и до брокеров на бирже, от хостинг-компаний до телеком-операторов.

Сегодня у нашей студии в работе ежедневно находится 10-12 контент-проектов на самых разных площадках. Мы запустили новые направления деятельности (например, свое веб-радио), начали помогать ИТ-компаниям создавать контент для размещения в СМИ, разработали тарифы, самый популярный из которых стоит 70 тыс. рублей в месяц, запустили свою email-рассылку о создании контента.

Пройдя через разные повороты, теперь мы понимаем, что еще через три года наш проект может выглядеть совсем по-другому, потому что все вокруг постоянно меняется. И чтобы оказывать клиентам максимально качественные услуги и не вылететь из бизнеса, нужно успевать реагировать на эти изменения.

+2
Первые Новые Популярные
GreenRed brand studio
разработка логотипа за 99$
Панченко Андрей
В нашей стране "со сплавом по бурной горной реке" — подмечено на все 100% Стабильности нет нихуху...
Ответить
RockinRobin
Объединяем медиа и бизнес с помощью контента
Alexander Lashkov
И вроде все всегда об это говорят, но когда сам начинаешь делать, все равно неожиданно :)
Ответить
Выбрать файл
Читайте далее
Загружаем…
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать