Главное Авторские колонки Вакансии Вопросы
327 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Затраты в бизнесе: что можно сократить, а на чём нельзя экономить

У любого бизнеса время от времени наступают тяжёлые времена: денег не хватает, и с этим нужно справляться. И важно чётко понимать, на чём стоит экономить, а на чём — нет.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Из-за ошибок в этой области можно лишиться либо всего бизнеса, либо его значительной части.

Расскажу, какие затраты можно сократить без вреда, а на чём ни в коем случае нельзя экономить.

Совет № 1

Экономьте на сотрудниках

Я говорю не об урезании заработных плат и сокращении персонала. Есть потрясающая возможность нанимать удалённых сотрудников. Если вы работаете в крупном городе, то можете экономить, нанимая людей из регионов. Там ниже уровень жизни и средняя зарплата, но при этом есть талантливые люди, которые не уезжают по разным причинам.

Удалённого сотрудника легко нанять, плюс вы не тратите деньги на оплату офиса и организацию рабочего места. И необязательно брать его на полный рабочий день, можно установить гибкий график. Если у вас небольшой бизнес, то вы можете взять удалённого бухгалтера на 10–15 часов в неделю. Платите ему хорошие деньги по часовой ставке, сотрудник будет доволен, а вы при этом сэкономите.

Почему отказываются от удалёнки

Большинство руководителей не работают с удалёнными сотрудниками просто потому, что это непривычно. А многие не понимают, как управлять человеком, которого ты не видишь. Но, если вы владеете инструментами управления, сложностей не будет. Лучше прокачаться в этой области, чем нанимать сотрудника в офис и не загружать его на полный рабочий день, при этом неся расходы на организацию рабочего места, зарплату и налоги. Да и сам сотрудник в таком случае мучается, потому что большую часть времени валяет дурака или выполняет низкоквалифицированные поручения.

Почему стоит удерживать сотрудников

В моменты кризиса людей сокращают, надеясь сэкономить, а потом нанять кого-то другого. Есть исследование компании PricewaterhouseCoopers. Согласно ему расходы на увольнение сотрудника, найм и введение в должность замены равны шестимесячной заработной плате. Получается, что такое увольнение вообще не имеет смысла, даже если речь идёт о рядовых сотрудниках или обслуживающем персонале.

Я не сторонник сокращения расходов путём увольнения. Я за то, чтобы постепенно наращивать количество удалённых сотрудников, постепенно увеличивать количество их рабочих часов и денежное вознаграждение в связи с расширением компании.

Совет № 2

Переведите часть функций на аутсорс

Часто компании держат собственный склад, даже если это экономически нерационально. У них такой товарооборот, что проще было бы отдать складские услуги на аутсорс, не заботясь при этом о помещении, охране, сохранности товара, найме персонала и так далее.

Многие пытаются найти топовых маркетологов на полный рабочий день, но в этом нет особой потребности, как и желания платить большую зарплату такому специалисту. Гораздо дешевле найти агентство, которое будет заниматься маркетингом, социальными сетями. То же касается и бухгалтерского учёта — для большинства бизнесов оптимальнее воспользоваться услугами такой компании. При этом у вас не будет болеть голова о найме, настройке рабочего места, контроле сотрудника.

Проанализируйте свой бизнес и найдите то, что можно отдать на аутсорс, работу на контрактной основе. Так вы всегда сможете наращивать или уменьшать количество услуг.

Совет № 3

Сократите неработающие подходы в маркетинге

Способы рекламы и продажи услуг меняются очень быстро. Но я часто вижу компании, которые каждый год ездят на одни и те же выставки, причём они не могут ответить на вопрос, зачем вообще это делают, не говоря уже о том, что выставки давно утратили актуальность.

Да, 15 лет назад это был единственный способ увидеть новое оборудование. Компании, которые его производили, платили огромные деньги за транспортировку, организацию стенда и так далее. Но это всё в прошлом: есть интернет, видеоматериалы, возможность устроить Zoom-встречу и разобраться в нюансах. А многие продолжают тратить деньги на неработающие подходы просто по инерции.

От чего можно отказаться

Проанализируйте область маркетинга в вашей компании, определите, насколько подходы соответствуют нынешним реалиям. Уверен, вы найдёте то, на чём можно сэкономить и не жечь деньги зря.

Сюда же я отношу деловые поездки, командировки и встречи, ведь большинство переговоров можно заменить Zoom-встречами. При этом сэкономите на зарплате и командировочных сотрудникам (оплате проезда, проживания и пр.). А главное — не потеряете время.

Совет № 4

Не экономьте на рекламе

Это смертельная ошибка, которую в кризис допускает большинство компаний. Есть торговая компания в сегменте B2B, за 10 лет у них появилось три тысячи постоянных клиентов. Наступает кризис — и за пару недель «в живых» остаются только полторы тысячи клиентов. То есть капитал в виде клиентов резко сокращается в два раза, но компании надо оставаться на плаву.

Как не нужно делать

И что делают «гениальные» менеджеры? Не перестают платить аренду, зарплату, налоги, а сокращают рекламу. И это смертельная ошибка! Во время кризиса расходы на рекламу надо увеличивать. В примере, который мы разбирали, именно так можно восстановить базу клиентов. Лучше отложить другие платежи: сократить расходы на офис, выплату бонусов, даже уволить часть персонала, если по-другому никак. Но расходы на рекламу нужно удерживать, так как только благодаря ей ваш бизнес сможет прорваться через кризис.

Итог

Большинство компаний недооценивают, сколько денег нужно вкладывать в маркетинг. У нас тысячи клиентов, и большинство совершает ошибку, тратя на рекламу всего 1% от оборота. Это неоптимально. Многое зависит от сферы бизнеса, но считаю, что должно уходить не менее 10% от оборота. Обычно предпринимателей эта цифра шокирует, но это важно для постоянного развития и притока новых клиентов. Я знаю компании, которые тратят 20%, и они стабильно и быстро растут. Нужно закладывать эти деньги в бюджеты, по-другому распределять, корректировать финансовую модель.

Отношение к рекламе должно быть таким, как к оплате счетов за электроэнергию. Представьте, что в вашем офисе её отключили: не работают компьютеры, оборудование, связь. У вас есть прекрасный офис и сотрудники, но отдачи от этого — ноль. Весь бизнес остановился.

Относитесь к рекламе так же: пока вы тратите на неё деньги, ваш бизнес растёт и развивается. Как только вы перестанете это делать, ваш бизнес «выключится», и все останутся без работы.

— Александр Высоцкий специально для Myfin.by

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.