Главное Свежее Вакансии Образование
Выбор редакции:
11 034 6 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

​Психология простоты

Почему всё простое сделать правильно так сложно? Несмотря на то, что концепция «простоты» всем понятна, дать ей точное определение кажется обманчиво сложным. Разбираемся с простотой вместе с shubalab.com

Хотя мы и «осознаем её, когда видим», за простотой стоит гораздо больше, чем интуиция, – то, благодаря чему продукт, книга или веб-сайт кажется нам простым и лёгким для восприятия.

Согласно словам Стива Джобса,

«Простое может быть "сложнее" сложного: нужно очень постараться, чтобы достичь ясности вашего мышления для создания простого. Но оно, в конце концов, того стоит, потому что как только вы этого достигнете, вы сможете свернуть горы».

Так если в создании простых вещей лежит такой потенциал, почему же многие из нас упускают этот момент из виду?

b_55ace97fa20e6.jpg

Почему всё простое является таким сложным?

Как и в случае с большинством других вещей в жизни, здесь присутствует нечто большее, чем просто поверхностная привлекательность простоты. Рассмотрим, как наш мозг воспринимает новую информацию. Почему некоторые вещи кажутся проще других, и как вы можете использовать эти идеи в вашем следующем проекте.

Когнитивная беглость и предпочтение шаблонов

b_55acea8421686.jpg

В своем выступлении на конференции TED Наука простоты, профессор Гарварда Джордж Уайтсайдз выделяет три характеристики «простых вещей»:

  • они предсказуемы;
  • они доступны для восприятия;
  • они служат в качестве строительных блоков.

Проще всего начать с предсказуемости. Мы любим простые вещи, потому что наш мозг их легко воспринимает (так как ему не приходится прилагать особые усилия для их понимания). Что несомненно хорошо, ведь наш разум работает в очень быстром темпе.

Наши суждения возникают так быстро, что часто представляются нам скорее инстинктивными и эмоциональными выводами, нежели результатами умственного процесса.

Но все эти суждения на самом деле формируются нашим мозгом. Просто не вполне осознанным для нас способом.

Люди генетически запрограммированы на принятие быстрых решений. То, что развивалось как часть, так называемого, механизма «бей или беги» (в целях нашего спасения от хищников в условиях дикой природы, спасибо эволюции), продолжает оказывать значительное влияние на наши первые впечатления от новых раздражителей. Чтобы помочь нам в принятии этих самых быстрых решений, наш мозг создаёт ярлыки на основании наших ожиданий или шаблонов, исходя из предыдущего опыта.

Вот простой пример: если бы у вас спросили, какой цвет ассоциируется с мальчиками, большинство из вас бы мгновенно представили голубой цвет (а розовый для девочек). Вам не приходится активно думать над ответом. Ответ уже есть. Ваш мозг уже столько раз производил эту связь, что теперь он просто создает ярлык. Ассоциация «мальчик = голубой цвет» стала шаблоном.

b_55acec291c502.jpg

Психологи называют это предпочтение нашего мозга к шаблонам когнитивной беглостью, которая в значительной степени влияет на то, кажется ли нам что-нибудь «простым».

Когнитивная беглость – это то, каким мы ощущаем восприятие новой информации. Это субъективный опыт простоты или сложности выполнения умственной задачи.

Если что-то кажется простым (как знание о том, что голубой цвет соотносится с мальчиками), мы считаем, что оно и является простым. Именно поэтому, Хармут Эслинген, немецкий дизайнер, принимавший участие в разработке иконок для продуктов фирмы Apple в 1980-х гг., придерживался основополагающего принципа, гласящего,что «форма следует за эмоцией».

Давайте возьмем вебсайт в качестве примера. Когда вы заходите на сайт впервые, вы ожидаете увидеть там определенные шаблонные элементы: такие как, например, панель навигации вверху или сбоку для перемещения по сайту или корзину в верхнем правом углу для e-commerce сайта. Каждый «тип» сайта, от интернет-магазина до fashion-блога, имеет подобные элементы.

Если же сайт не соответствует этим ожиданиям, нашему мозгу сложнее его декодировать, и мы почти автоматически оценим его либо как слишком сложный, либо как плохо свёрстанный.

Изучая язык простоты

b_55acee411ef1c.jpg

Помимо предпочтения к шаблонам, свою роль играют и другие факторы, особенно - насколько привлекателен дизайн.

Начиная с 1960-х гг. ученые изучают эффект узнаваемости – идею, согласно которой количество просмотров определенных раздражителей влияет на то, насколько позитивно мы воспринимаем эти раздражители. Это одна из тех концепций, которые так любят использовать рекламщики (просто вспомните ужасный продакт-плейсмент в фильмах «Назад в будущее» или «Трансформерах»), потому как вам и не обязательно сознавать, что вы уже видели эти раздражители раннее.

В рамках одного исследования в 2013 г. итальянские психологи Стефано Руггьери и Стефано Бока разделили 78 старшеклассников на две группы и продемонстрировали им фрагменты популярных кинофильмов. Одна из групп смотрела версии, в которых были видны названия товаров, в то время как другой группе была показана версия, в которой любые идентификаторы продуктов были скрыты. После этого участники обеих групп должны были ответить на вопросы о фильме и о своих предпочтениях к определённым брэндам.

Группа, которой были показаны эпизоды продакт-плейсмента, продемонстрировала по сравнению со второй контрольной группой повышенное предпочтение к использованным брэндам, даже если они не распознали их в фильме.

b_55aced3291bf5.jpg

Тем не менее, не только узнаваемость отдельных элементов влияет на наши ощущения. Еще один феномен – эффект красоты-в-усредненном - показал, что нас также больше привлекают раздражители, включающие несколько общих элементов. Многочисленные исследования подтверждают, что изображения лиц обычно становятся более привлекательными, если их соединить (путем компьютерной обработки) с другими лицами или же отредактировать до усредненного вида.

Сочетание знакомых, шаблонных элементов является для нашего мозга более привлекательным и легким для понимания, чем нечто совершенно уникальное.

Простота – это сочетание красоты и функциональности

b_55acf0206bb7d.jpg

Если процесс создания простых вещей начинается с когнитивной беглости, то заканчивается он обеспечением легкости в использовании и доступности для восприятия.

Когда мы производим активные манипуляции с информацией, например, изучая новый веб-сайт или разбираясь, как пользоваться новым продуктом, мы задействуем так называемую краткосрочную память. Единственная проблема в том, что наша краткосрочная память – вещь довольно капризная. Как может подтвердить любой из тех людей, кому сложно удерживать сосредоточенность своего внимания, непрерывно думать сразу над несколькими объемными блоками информации - довольно сложное занятие. Фактически же психологи обнаружили, что обычно лимит нашей краткосрочной памяти составляет около 7 информационных «объектов».

Применение этих знаний в вашем проекте может очень помочь вам в том, чтобы сделать его дизайн максимально простым в работе.

Возьмем такой пример:

b_55acef4c27003.jpg

Когда в компании Apple работали над первым iPod, Стив Джобс применял строгий тест: если он хотел перейти к какой-либо песне или функции, он должен был иметь возможность сделать это в три клика. И при этом он требовал, чтобы все три клика были интуитивными.

Несмотря на всю внутреннюю сложность iPod Джобс знал, что для того, чтобы потребители сразу почувствовали удобство в использовании данного устройства, оно должно быть безумно простым. То есть быть знакомым и с виду, и в работе (даже если мы его никогда раньше не видели). Не только чтобы колесико ClickWheel казалось простым ввиду шаблонности самого действия, но и использование интерфейса iPod совершенно не загружало нашу оперативную память.

Простые вещи психологически имеют низкий входной барьер. Мы способны пользоваться ими безо всякой подготовки.

Как использовать потенциал простоты в своих целях

Понять, каким образом наш мозг признает что-то простым, - значит сделать большой шаг вперед. Но как еще можно убедиться, что плоды ваших трудов будут восприниматься просто?

1. Обратитесь к прошлому

Как уже стало ясно, шаблонные элементы являются основой простоты. Это означает, что у вас должно быть глубокое понимание того, каковы ожидания ваших пользователей.

Взгляните на продукты или веб-сайты ваших конкурентов. Каковы их общие элементы? Что люди ожидают увидеть (прочитать, услышать), когда он заходят к вам? Определите эти элементы и примените их должным образом для того, чтобы ваш продукт сразу казался знакомым и легким для восприятия.

2. Создайте свой продакт-плейсмент

Все, что вы делаете, от вашего веб-сайта до вашего логотипа или фона вашего Twitter-аккаунта, сообщает определенную информацию о вас или о вашем брэнде. Каждый из этих элементов также является для вас уникальной возможностью визуально познакомить аудиторию с вашей компанией (вы ведь помните о эффекте узнаваемости?).

Используйте майндмэп для создания стилистики вашего дизайна. Используйте одни и те же изображения во всех ваших постах и на всех веб-сайтах. Создайте цветовую коллекцию, которую вы будете использовать во всех информационных каналах.

Но чтобы вы ни делали, держите в уме, что чем более знакомыми вы станете для вашей аудитории, тем проще и привлекательней им будут казаться ваши продукты.

3. Будьте «таким же, как все, но другим»

Быть «таким же, как все, но другим» означает быть довольно похожим на что-то, чего вы хотите (или к чему привыкли), но иметь свои собственные уникальные преимущества. В отношении простоты это означает, что вам нужно использовать самые важные шаблонные элементы, но, в то же время, добавлять новизну и уникальность, чтобы ваша версия выделялась среди других. Небольшое отклонение от общей массы может быть очень полезно.

Заголовок первой маркетинговой брошюры Apple в 1977 г. гласил: «Простота - высшая степень утонченности». Но мы думаем что, они немного неправы.

Простота – это не обязательно утонченность, скорее это удобство и комфортность. Это как единственный друг на званом ужине. Как сосиски в тесте среди изысканных закусок. Это те мелочи, которые мгновенно позволяют вам почувствовать себя в своей тарелке.

Найдите способ воспользоваться преимуществами простоты и предоставьте мгновенный комфорт вашим пользователям или аудитории. Подумайте, каковы их ожидания и как вы можете задействовать ярлыки их сознания, для того чтобы создать что-то простое и красивое, которое будет «таким же, как все, но другим».

Если вам понравилась эта статья − пожалуйста поделитесь ей в своих социальных сетях! А так же присоединяйтесь на нам на facebook и twitter. А для ценителей дизайнерского юмора у нас есть сообщество вконтакте

+7
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Автоматизация бизнеса.
Разработка ПО на платформе 1С:Предприятие
Нагибович Константин
Спасибо. Очень интересный и актуальный материал, особенно для аудитории спарка.
Ответить
MonoChat
Агрегатор сообщений из мессенджеров. Для службы поддержки и отдела продаж.
Алекс Шуб
Спасибо, мы рады, что вы нашли материал интересным
Ответить
Nalanga
Глобальная революция в образовании
Siarhei Nekhaichyk
Статья понравилась, но не очень понятно, что такое "майндмэп для создания стилистики вашего дизайна", может есть какие либо примеры?
Ответить
MonoChat
Агрегатор сообщений из мессенджеров. Для службы поддержки и отдела продаж.
Алекс Шуб
Добрый день, Сергей!

Вот описание методологии майндмэппинга http://perevodik.net/ru/posts/31/. Логотип вашей компании должен быть в центре. Переходными ячейками - будут носители, а на последнем уровне будут графические элементы, изображения и конкретные графические решения.

Один раз составив такой майндмэп вы упростите себе жизнь в дальнейшем.
Ответить
Nalanga
Глобальная революция в образовании
Siarhei Nekhaichyk
Спасибо. Попробую на практике в ближайшее время, если будут вопросы, еще раз задам. Я правильно понимаю, что мы делаем карту описания нашего стиля, на разных площадках. Нарпимер: FB, VK .... Выдерживая один стиль. А карта нам нужна как католог решений которые мы использовали для той или иной площадки?
Ответить
MonoChat
Агрегатор сообщений из мессенджеров. Для службы поддержки и отдела продаж.
Алекс Шуб
Все верно, но можно не ограничиваться площадками.
Таким образом можно описать весь фирменный стиль компании, начиная от фирменного бланка, заканчивая стилем размещения постов в социальных сетях
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.