Главное Свежее Вакансии Образование
3 972 15 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Мемасики в соцсетях: использовать или не использовать

По силе действия мем похож на дурацкую песенку, застрявшую в голове. Не понимаете, использовать или нет мемы в продвижении собственного бизнеса в социальных сетях? Мы тоже не понимали, но разобрались, и хотим поделиться своим опытом.

ml2SrUrffB4SnYPC1e8wWJWfYynrk5pRZS9RO5Ub

Ходите с загадочным лицом и не можете решить, использовать мемы или нет? Отложите череп и давайте разберемся, что к чему. Романтические страдания — это не модно.

Вы следите за тем, как крупные бренды используют инфоповоды и постят мемы? С удовольствием пишете в комментариях «Как же вы деградировали! Это ж сексизм/шовинизм/расизм». На «изм» много интересных слов. Но вам, как бедному Гамлету, нет покоя.

Не понимаете, использовать или нет мемы в продвижении собственного бизнеса в социальных сетях? Не волнуйтесь, вы не одни такие. Мы тоже не понимали, зачем нужны мемы, но разобрались, и хотим поделиться своим опытом.

Что такое мем и какие задачи он решает?

Если до сих пор думаете, что мем — это прикольная картинка, сочиненная школьником — заблуждаетесь.

Википедия говорит:

Мем — это единица культурной информации, любая идея, символ, манера, осознанно и неосознанно передаваемые от человеку к человеку с помощью жестов, речи, письма. Термин появился в 1976 году благодаря биологу Ричарду Докинзу

Спасибо, Википедия.

Разновидностей мемов много, но нас больше всего интересует интернет-мем. Проще всего суть интернет-мема объяснили авторы Лурка:

Допустим, пользователь постит картинку со смешной подписью. Кто-то замечает её и постит на другом ресурсе, при желании заменив подпись на другую (или сменив фон, но оставив надпись). В процесс включаются другие люди, каждый последующий вариант будет порождать десятки новых. Зачем? «Да просто так, потому что понравилось» — отвечает голос обосновавшегося в голове жертвы вируса. Подобно клеткам рака, картинки расползаются по телу интернета, и теперь можно с некоторой уверенностью утверждать, что это мем

Спасибо, Лурк (сорри, стилистику пришлось редактировать).

По силе действия мем похож на дурацкую песенку, застрявшую в голове. Не нравится ни музыка, ни слова, ни исполнитель, но, как зомбированный, продолжаешь напевать и двигать плечами в такт.

У интернет-мемов есть своя классификация, выделим две главные разновидности: ситуативные и классические.

Классические мемы

LjUJapV86hmubt7bnmXf-EIZ33TqCu1IRcuR5qde

Это один из способов общения с пользователями. Вы доносите информацию на понятном для аудитории языке, обращаясь к основным архетипам Юнга (предрасположенность людей одинаково понимать общечеловеческие психологические вопросы, чувства к родителям, желание любви, потребность к успеху, саморазвитию и т.д.). Как правило, в человеке присутствуют все архетипы, но в разные моменты в жизни какой-нибудь превалирует над остальными. Классический мем обращается к одному из этих вариантов поведения.

f7qoF9tstWVkjx34d_dliulhtE-3Js9xrFipfMDb

Архетипов много, мы составили памятку, чтобы сориентировать. Основные архетипы:

  1. Герой — когда вы несете кольцо в Мордор
  2. Антигерой — когда вы построили Мордор
  3. Персона, или «лицо в социуме» — сын маминой подруги
  4. Наставница — Елена Малышева (или Саша Грей)
  5. Наставник — Йода
  6. Анима, или женское начало — я, когда у машины сдуло колесо
  7. Тень анимы — Харли Куинн
  8. Анимус, или мужское начало — черный властелин
  9. Тень анимуса — Гарольд, который скрывает боль
  10. Плут — капитан Джек Воробей (смекаете?)

SGkbvZ7dhnbWQ47lMuCK4d23n2jy8F_p44AYtNRY

Ну, вы поняли.

Минус такого мема: никто не защищен от того, чтобы быть неправильно понятым.

5-fZm5UqiVPKcpLwncegMdCl9oxrwWIdxRkc0F9P

За этот мем против банка возбудили дело о нарушении закона о рекламе, декабрь 2017.

Депутат Госдумы увидел в нем популяризацию криминального движения и пожаловался в ФАС. Застраховаться от такой реакции невозможно. Шутка может не зайти или зайти совсем не так, как ожидается.

Классический мем не обязан быть свежим, но с ними нужно быть осторожным. Убедитесь, что понимаете его правильно. Найти и сделать такие мемы можно в мемогенераторах, например, Рисовач.

Ситуативные мемы

Реакция на событие или новость. Они привлекают внимание к бренду и увеличивают охват аудитории. Конечно, если мем появился сразу после новости и оказался удачным.

Мем не влияет напрямую на увеличение продаж. Но, подобно вирусу, он застревает в голове пользователя: когда возникнет необходимость в покупке, вероятно, он вспомнит именно о вашем бренде.

Например, в феврале Илон Маск запустил свою Falcon Heavy. Бренды поймали инфоповод и понеслось. Сначала бренды начали делать подписи к фотографии ракеты:

CxdUt9kLi5xUHDtswUrtQavDabVF65fQeBBqXOXq

Потом надписи появились на самой фотографии:9ASKen9uzrLJj7EYQeBoR1UMLOGSw2c6hpNE8Kw-

Здесь уже добавили нового персонажа:

T_6TKLszRhAhPBbxJBIYgLEyM_MHppffUlPTARpZ

M69Gqw7cMd0cF__DwFiuXrdFMb6rMhx3Le3GOhXR

(апогей креатива)

Минус ситуативного мема — компания должна быстро среагировать на инфоповод. Мем, как и осетрина в романе Булгакова, бывает только первой (она же последняя) свежести. Сомневаетесь насчет актуальности — проверьте частоту упоминаний в Google Trends. Не злите пользователей, не используйте просроченное: не успели поймать — упустили возможность сделать мем.

Свежие мемы и инфоповоды можно найти на Пикабу, 9gag и Joyreactor (если хорошо с английским), или отследить во ВКонтакте и Twitter.

Когда не использовать мемы?

Мем — не волшебная таблетка, а один из инструментов маркетинга. Им нужно уметь пользоваться. Мем не заменит других инструментов и не поможет, если есть проблемы в самом продукте или услуге. Мы составили чек-лист, когда точно не нужно делать мем:

  1. Плохо знаете свою аудиторию.
  2. Не понимаете суть мема или инфоповода.
  3. Делаете, потому что все делают.
  4. Пытаетесь заменить мемом остальные маркетинговые инструменты и замаскировать плохой продукт.
  5. Не умеете шутить.
  6. Используете старый инфоповод или мем с истекшим сроком годности.

Как мы используем?

Мы — b2b сервис, занимаемся автопостингом в соцсети. Наша ЦА — маркетологи, бизнесмены и (почему речь вообще зашла про мемы) SMM-специалисты.

Нам лень следить за трендами, и мы не очень хороши в юморе, поэтому ситуативные мемы не постим. Используем классические мемы, чтобы привлечь внимание пользователей к публикуемой информации.

Так мы сообщили, что работаем на каникулах. Героям и трудоголикам из мира SMM понравилось.fcL2mhCfg7CHx1Pgy54BSUYkGQZBh07aKuyFcIje

Так рассказали подписчикам о новой статье и акции к «Черной пятнице»:TC1uXgp9ZXL3UVGzzouF201KQ-c88ukZNpoJsP2H

Играли на созвучии Black Fry Day, фанаты «Футурамы» оценили

Мы изучаем своих пользователей, их интересы и архетипы поведения, поэтому не боимся делать мемы.

А вы уже решили, быть или не быть? Обсудим в комментариях!

+4
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Андрей М
Считайте текст картинкой:

Моё счастливое лицо и надпись "Когда никогда не приходилось работать на аудиторию мемасиков".
Ответить
Показать предыдущие комментарии
Андрей М
Вот меня сегодня в соседнем посте поразила статистика - 51% населения всё ещё предпочитают печатные газеты и журналы. Исследование есть, а вот где все эти люди прячутся - загадка, раз я таковых не наблюдаю?

Так и здесь. Опросить можно лишь тех, кто согласится ответить, то есть уже сравнительно социализированных. Но это не удаляет из реальности приличный пласт людей, которых современный "общественный" интернет раздражает.
Ответить
Лояка
Мобильные приложения программ лояльности
Любовь Тимошенко
«Опросить можно лишь тех, кто согласится ответить, то есть уже сравнительно социализированных. Но это не удаляет из реальности приличный пласт людей, которых современный "общественный" интернет раздражает.»
— Не спорю, не удаляет. Но удаляет из выборки людей, которые потребляют контент в «новых медиа» (соцсети).

Так моих родителей лично раздражают мемасики, но они вне выборки потребителей интернет-услуг вообще (и контента как услуги в частности): если я просто не буду использовать мемы, я все равно не смогу их заставить пользоваться интернет-услугами. Поэтому не имеет смысла отказываться от мемов и терять внимание реальной аудитории ради вымышленной. Ну, это на примере моего сервиса, опять таки — он в очень «молодой» нише.
Ответить
Андрей М
Что и возвращает к моему изначальному комментарию - мне повезло работать только с теми людьми, которые либо не знают про существование мемов, либо их отторгают. Суслик-то есть.
Ответить
Лояка
Мобильные приложения программ лояльности
Любовь Тимошенко
Я в принципе изначально была согласна с вашим комментарием. Но Спарк лучше ранжирует посты, в которых несколько комментов (:
Ответить
Андрей М
Quid pro quo :)
Ответить
Aleksey Chitayshvili
Можно ли использовать мемы для постов крупных брендов?
Не нарушает ли это права на использование результатов интеллектуальной деятельности?
Ответить
Лояка
Мобильные приложения программ лояльности
Любовь Тимошенко
Это нарушает права, только если вы извлекаете выгоду от использования мема (например, печатаете Грэмпи Кэт на кружках и продаете их).
Ну и будем честными, у 99,9% мемов не защищены авторские права (только у Грэмпи Кэт и есть, по-моему).
Ответить
Aleksey Chitayshvili
То есть если использую мем для крупного бренда и вставляю в пост ссылку для покупки товара или услуги я нарушаю права.
А если использую мем не переадресовывая на покупку товара, то все норм?
Ответить
Андрей М
В законах РФ на этот счёт есть специальная лазейка - "пародии".
Ответить
Aleksey Chitayshvili
Поясните пожалуйста
Ответить
Витязь-Строй - Дома из бревна
Строительство деревянных домов ручной рубки под ключ.
Александр Полторак
Что за пародии? Расскажите.
Ответить
Ella Scott
You have provided an nice article, Thank you very much for this one.http://www.gmaillogin.help
Ответить
Настёна 74889
Боже мой! Надо же какой научный подход к мемам :) Как-то даже не задумывалась о таком глубоком анализе. Всегда казалось, что мемы - это что-то такое несерьезное. Хотя недавно видела уже такого рода, как у вас, материал: https://socialair.ru/articles/how_use_mem/ Так что, конечно, нужно более серьезно к этой теме подойти )
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.