Главное Свежее Вакансии Образование
3 819 12 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Куда катится этот мир или Дайте я сойду

На той неделе мне попалось две статьи похожего плана, которые вызвали у меня вопрос. А "два" - как известно ещё не закономерность, но уже и не совпадение.

С НАЧАЛА

Сначала я зацепился глазом за статью на ЦП об эмоциях в дизайне сайтов. Тема моя, поэтому решил углубиться.

На примере своего опыта студия уверяет, что на эмоции надо влиять и, более того, получать с них выгоду. Хмм, поищем улики.

Через пару дней я наталкиваюсь на конспект лекции "Менеджмент умер. Маркетинг умер. Стратегия умерла» от небезызвестного Кевина Робертса. Кто не в курсе - это матерый дядька-маркетолог, глава международного агентства Saatchi&Saatchi, а жо того - директор по маркетингу в Procter&Gamble и Gillette. Ну и в 38 лет стал генеральным директором Pepsi в Канаде (да, это он разрядил Калаш в автомат Коки).

Так вот в лекции "Креативное пидерство" этот дядька совершенно наглым образом заявил, что ничего нахрен больше не работает — только сумасшедшие идеи и их не менее сумасшедшее воплощение. А в будущем (недалеком, к слову) больше всего бабла будут загребать не честные трудяги, а сказочники. Да, именно сказочники.

ВСЕ НРАВИТСЯ, НО...

С одной стороны — да, есть смысл использовать яркий, эмоциональний айстопер, дабы ворваться в неокрепшие после теле-еле-видения и интернета умы покупателей и устроить там креативный разрыв шаблона.

С другой стороны — ставить в один ряд проектирование и эмоции (как Сойка), это перебор. А уверять, что к действию ведет только креативное мышление клиента, а не рациональное (как Робертс) — просто откровенная ересь для сбора креативной паствы будущих сказочников.

Так вот, господин Робертс также уверен, что мы с вами (а я надеюсь, только он) живем в VUCA-мире. Если коротко: в мире нестабильности и непроглядном ничего-не-понимании. Прогресс тут дело рук идейных безумцев, клиентам и их персоналу надо приносить постоянную необъяснимую радость, люди больше не хотят ни во что вникать, а хотят просто удивляться-постить-чатить.

Вся эта теория заканчивается в духе Дня Радио, только не попОм с балалайкой в ванне, а Джобсом, открывшим розничный магазин Apple, и тем самым дико поразивший всех вокруг (цитирую почти дословно).

В качестве вишенки на торте приводятся три способа, как он это предлагает реализовать: таинственность, чувственность и ощущение близости. После этого я решил прерваться и вспомнить свой опыт.

КРАТКАЯ ПРЕДЫСТОРИЯ

Лет пять-шесть назад я работал арт-директором одной студии по разработке сайтов. Достаточно крупной. Как-то к нам приехал очень крутой коммерческий директор импортера японской карьерной техники. Навороченный дядька с не менее навороченным видом учил меня как делать дизайн. Он недавно посетил маркетологический семинар, так что оснований не верить ему не было ))

На том семинаре ему поведали страшную тайну маркетинга, продаж и сущности всего сущего. Оказывается есть всего три пунктика: надо чтобы дизайн был загадочным, эмоциональным и вызывал ощущение близости.

Смерив мой дизайн (повторюсь — для продажи карьерной строительной техники строительным же компаниям) по свежеиспеченному чеклисту, дядька немного расстроился и нашел его недостаточно подходящим. Как выяснилось позже, они наняли другого дизайнера, который просто сделал им кальку с Лукойла.

ВЫЕДЕННОЕ ЯЙЦО

Я по своему второму образованию маркетолог, поэтому очень хорошо знаю, что такое эмоции в продажах, и как они влияют на поведенческие факторы и повторные продажи. Знаю как делать айстоперы и увеличивать конверсию маркетинговыми методами.

И меня довольно сильно обеспокоила лекция Кевина Робертса.

То, что раньше внедрялось в головы маркетологов и коммерческих (а часто именно они принимают решения), сейчас вылезло ещё дальше.

Эмоции и инстинкты ставятся во главу угла против разумности и рациональности. Пользователи теперь у них дикие обезьяны, способные только на неосознанные действия: увидел-удивился-купил. Дизайн нам предлагается проектировать с точки зрения эмоций, а "рациональное мышление ведет только выводам, а не к действиям".

Важно понимать — с кем ты работаешь и как человек принимает решение. Но также важно понимать, что люди сейчас перегружены эмоциональным воздействием от телевидения, кино и личной жизни. Ещё один тычок палкой в покупателя приведет просто к взрыву в голове несчастного.

Вместо того, чтобы снять нагрузку в глаз и мозгов посетителя, нам предлагают ещё больше его нагрузить таинственностью, близостью и ещё чем-то там.

Но самое главное, они до сих пор уверены, что маркетинг способен продать любое говно. Со всей ответственностью заявляю — это не так. Хороший товар продается без рекламы. Плохой товар можно только втюхать, спрятав недостатки под слоем макияжа рекламы. И с каждым разом макияжа будет требоваться всё больше.

Я призываю коллег проектировать сайты, приложения, интерфейсы прежде всего с точки зрения разума и целесообразности. Не втягивайте себя в этот бред со сказочниками.

Никто не отменял здравый смысл, удобство, простоту и честность. И для этого не надо никого перепрошивать очередными бредовыми идеями.

Это всё — спасибо! Другие статьи о дизайне и портфолио дизайнера.

+4
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Max Wham
Да да, сайты, приложения, интерфейсы должны быть спроектированы прежде всего с точки зрения разума и целесообразности, чтобы вызывать у пользователя эмоции и потокать их инстинктам)))
Ответить
GML
Сервис организации ваших интернет линков
GM2mars 10790
К сожалению это так и есть и давно уже. Сказочники зарабатывают, честные трудяги - работают.
Дизайн на эмоциях и инстинктах (я вообще инстинкты приписываю только животным, а у людей есть потребности и разум), тоже не нова. Почему думаете в 80% рекламы используется полуобнаженная женская натура? Потому что ставка на эмоции и потребности, а не на качество и пользу.
Но я не против дизайна на эмоциях (как один из видов), но чтоб только это соответствовало действительности и не выходило за рамки приличия.
Ответить
DEZARMUS
Оценка проектов для дизайнеров-фрилансеров. CRM для дизайнеров
Евгений Еликов
Именно, в том и дело, что эмоции и даже инстинкты - просто инструмент. Его можно и нужно применять. Но когда начинают всех ориентировать только на эмоции - это край.
Эмоции хорошо работают в краткосрочной стратегии. Собственно поэтому Saatchi планируют свою работу лишь на 100 дней вперед и не больше. Это как раз говорит о том, что они не могут планировать на долго - эмоции слишком краткосрочны.
При этом эмоции имеют тенденцию к приеданию. То есть с каждым новым разом эмоции прийдется загонять на всё более высокий уровень.
Фактически - это всё очередной пузырь. Или пирамида.
Справедливости ради отмечу, что на пирамидах можно заработать, только на самом старте ))
Ответить
ADZY
Ассистент для ведения рекламных компаний
Дмитрий Кубитский
разделяю полностью.
Уверен их стратегия впаривания - не дальновидная. Слово маркетолог скоро будет носить оскорбительный характер.
Ответить
DEZARMUS
Оценка проектов для дизайнеров-фрилансеров. CRM для дизайнеров
Евгений Еликов
Кстати, слово "дизайнер" уже много где стало ругательным!
Мне приходится каждый день доказывать, что можно работать честно, ответственно и при этом в режиме "хоумофис".
Ответить
Кирилл Рассказчиков
Отличная статья, полезный ракурс на проблему...

Но всё сводится к деньгам. На эмоциях и инстинктах проще заработать. Проще - значит выгоднее. За выгодой и только за ней и гонится весь наш капиталистический мир. К черту логику, к черту мораль! Моржа - вот самоцель и только.

Я не знаю что с этим делать? Не играть на эмоциях, использовать разумность потребителя, говорите вы? А конкурент в это время будет играть на эмоциях, получит большую выгоду, и выдавит меня с рынка... Опять вернулись в реалии нашего капиталистического мира.

Нет, я хочу быть честным трудягой, а системное мышление и аналитический подход у меня возведены в рамки личного культа... Но... Если я НЕ буду “сказочником” - не буду успешным. Отказаться от успеха? Отказаться вообще от своих начинаний? "Это не мы такие, это жизнь такая..."

Что в итоге? Наши скромные дела и личное мнение, не могут влиять на глобальные процессы, остается лишь подстроится, элементарно - чтобы выжить... Так что вы уж меня простите, но я и дальше буду "сказочником"...
Ответить
DEZARMUS
Оценка проектов для дизайнеров-фрилансеров. CRM для дизайнеров
Евгений Еликов
Я понимаю о чем вы. Это такая ловушка развивающихся бизнесменов. Идти на сделку с совестью или с потреблением. У тебя уже нет варианта вернуться назад или выбрать новую стратегию, потому что эта вроде рабоатет. Но надо куда-то расти. И вот тут встает вопрос. Каждый выбирает сам разумеется.
Я для себя выбрал поиск клиентов, с которыми мне реально хочется работать. Я сознательно, понимая последствия, меняю представление о том, с кем хочу работать )
Ответить
Кирилл Рассказчиков
Кстати да, такой подход может служить очень “действенным” фильтром клиентов.

Но для большинства начинаний, фильтрация по принципу: “эмоционально-инстинктивных” клиентов отсеиваем, а “логически мыслящих” оставляем - просто “убьет” всё дело.


На вашем же примере, (утрирую для наглядности):
Одна контора продает спец. технику через “эмоциональный” лендинг, подумав “весь этот чертов мир крутится на исктинктах, даже прорабы\спецы по закупу уже думают не логикой а “сердцем” ”. Надо увеличивать продажи - давить на эмоции. На их лендинги фото с улыбающимися рабочими, в обнимку с грудастыми мадамим, восседают на этой техники. И безсмысленные заголовки в духе: “Покупайте у нас, наша техника офигена!”

Вторая контора, подумала: “спец. техника - это же не воздушные шарики, её покупают за её потребительские свойства: срок службы, стоимость обслуживания и т.д., а если какие-то идиоты покупают спец. технику, на эмоциях, как и воздушные шарики - то в топку таких клиентов”. На их лендинге нужные технические характеристики, лаконично, просто и ясно; интересные, с технической точки зрения, фотографии техники и т.д.

В итоге через год первая “эмоциональная контора” продала 100 едениц техники, а вторая “логическая” - 10. И поставщик, посматрев на этот низкий уровень продаж, отказывается от сотрудничество с “логической” конторой, и заключает договор с “эмоциональной”.


Вам очень повезло, если ваша бизнес-модель позволяет фильтрацию клиентов, но у большинства проектов просто нет такой возможности... Что им прикажете делать, кроме как засунуть свои принципы поглубже, и дать потребителю то что он хочет, за свою “честную” маржу?
Ответить
DEZARMUS
Оценка проектов для дизайнеров-фрилансеров. CRM для дизайнеров
Евгений Еликов
"Эмоциональный" выбор более присущ массовому сегменту, именно поэтому у эльдо и евросети такие "инстинктивные" рекламы.
Однако, помимо массового сегмента есть корпоративный. Там никто на эмоции полагаться не любит. А любой производитель техники/услуг подтвердит, что корпоративный сегмент крайне лакомый кусочек. С госами конечно всё по-другому ;))))))))
Ответить
Антон Шигаев
«Сначала» пишется слитно.
Ответить
DEZARMUS
Оценка проектов для дизайнеров-фрилансеров. CRM для дизайнеров
Евгений Еликов
Смешно. Нет, правда.

Слова «сначала» и «с начала» – разные части речи, поэтому и пишутся они по-разному. Определить правильность написания этих слов вне контекста невозможно: их морфологические признаки проявляются только в предложении.

А по делу есть что сказать?
Ответить
Антон Шигаев
Подучиться грамотности — это максимум, что можно предложить маркетологу с образованием. «Делом» набор тезисов не назовёшь, в статье никакой окнкретики, всё размыто в истерике и призывах чего-то там не делать.
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.