Главное Свежее Вакансии Образование
Выбор редакции:
2 288 2 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Вредные сотрудники

Нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми. Н.Макиавелли

1. Про "Мертвого пня" (как его метко описал И.К. Адизес).

"После того как наступает ваш звездный час, положение неизбежно начинает ухудшаться, поскольку условия меняются, а люди противятся изменениям. Рано или поздно человек превращается в анахронизм, поскольку безнадежно отстал от ситуации." И. Адизес

Мертвый пень пребывает в апатии. Его единственная цель — сохранить в неприкосновенности свой маленький мирок. Он понимает собственную уязвимость перед лицом изменений.

Стремясь повысить свои шансы на выживание, он избегает перемен и уклоняется от новой работы и новых проектов. Он ничему не сопротивляется. Сопротивление сделает его заметным, а значит, уязвимым. Он соглашается на все и не делает ничего. Мертвый пень сговорчив и дружелюбен. Его любят как приветливого старого дядюшку, но не уважают. Люди терпят его и стараются не обижать. Тем временем страдает организация.

Если поручить ему руководство подразделением, последнее мало-помалу становится невидимым.

По классификации "Уровней лояльности", Мертвый пень, это «Имитатор». Для него характерно скрытое невыполнение распоряжений, затягивание сроков и обман. Подробно о "Уровнях лояльности" тут.

Для Мертвого пня характерны четыре особенности:

  • Низкий управленческий метаболизм. Он действует чисто механически.
  • Отсутствие жалоб с его стороны.
  • Отказ от борьбы с изменениями.
  • Подчиненные Мертвого пня так же Мертвые пни. Ни один сотрудник, который желает расти и развиваться, не сможет осуществить свои планы под руководством этого руководителя.

Если Мертвый пень стоит во главе организации, это

настоящая беда. Такой руководитель не хочет

напрягаться и не желает изменений. Он довольствуется

своими прошлыми достижениями. Иногда

подобный менеджмент маскируется под

консервативный, но на самом деле он умирающий.

Чтобы обнаружить Мертвого пня в своей

организации, нужно спросить: «Есть проблемы?»

Ответ: «Никаких проблем, все прекрасно», — это первый признак того, что перед вами Мертвый пень.

Откуда берутся Мертвые пни?

Эти сотрудники не отличаются ни разносторонностью, ни гибкостью, которые позволяют адаптироваться к новым ситуациям. Поэтому рано или поздно они сгорают на работе.

Стремительные изменения превращают негибких сотрудников в Мертвых пней.

Мертвый пень — это раковая опухоль, которая поражает организацию. Мертвый пень — наносит огромный ущерб производительности и рентабельности.

__________________________________________

2. Критикан или Токсичный сотрудник.

Критикан - человек, склонный всё критиковать, во всём видеть только недостатки.Критикан в отличие от критика зациклен на негативе.Критикан страдает крайней степенью нетерпимости к какому-либо объекту. Если критик может перебороть себя и взглянуть адекватно на представленную работу, то критикан - нет. Критикан никогда не говорит о хорошем. Цель критикана - унизить.Конфликты в коллективе любого масштаба и структуры – дело, в принципе, обычное. Вот только одно дело – время от времени выяснять отношения с коллегами и совсем другое – день ото дня находиться под серьезным моральным давлением со стороны коллеги или даже начальника.

Назовем критикана Токсичным сотрудником.

Токсичным поведением можно назвать любое патологическое поведение сотрудников компании, которое негативно и даже губительно сказывается на людях, которые по долгу службы вынуждены находиться рядом с источником «токсинов».Такую токсичность можно сравнить с радиацией – и по силе воздействия (человек разрушается морально и физически), и по масштабу распространения. Если не принять вовремя меры, в зону поражения попадают как по рангу стоящие ниже сотрудники, так и прямые коллеги, и даже руководители.

В чем же проявляется «токсичность» сотрудника или руководителя?

В том, что он постоянно стремится создать в офисе тяжелую, гнетущую атмосферу, в которой, судя по всему, он чувствует себя наиболее комфортно. Все споры по рабочим вопросам такой человек неизменно переводит на личности, причем предпочитает делать это публично, при большом количестве свидетелей. Нередко такой сотрудник не отличается высокой компетентностью и профессионализмом и потому регулярно перекладывает свои обязанности на плечи коллег, при этом нередко устанавливая над невольной жертвой тотальный контроль. Постоянные жалобы создают негативную атмосферу, которая уничтожает продуктивность и желание работать вместе для достижения общей цели.

«Токсичный» руководитель старается держать своих подчиненных в постоянном страхе, но здесь мы больше говорим о рядовом сотруднике или руководителе низшего уровня.

По классификации "Уровней лояльности", Токсичный сотрудник занимает следующие позиции:

  • "саботирование" - невыполнение распоряжений и халатное отношение к своим прямым обязанностям.
  • "конфронтация" - невыполнение распоряжений и своих прямых обязанностей + создание конфликтных ситуаций.

Токсичный сотрудник сам и очень быстро обнаруживает себя. Его характерные особенности:

  • В отличие от Мертвого пня, который выбрал отказ от борьбы с изменениями, здесь борьба разворачивается по всем фронтам и в полную силу.
  • Он постоянно жалуется. Его много, он громкий, он везде, он негативен.
  • Его критика не конструктивна - он ничего
  • конкретного не предлагает или ведет свою политику.
  • На вопрос "Как дела?", его ответы звучат так -"Все плохо! Это конец! Они уничтожают организацию! и т.д."

Существует 2 источника причин формирования токсичного сотрудника - внутренний и внешний.

Внутренние причины.

1. Первая категория – "токсичны" от природы. Эти люди, которые ведут себя так в силу особенностей своего характера, порой даже не осознавая, какое воздействие они оказывают на окружающих. К таким людям, к примеру, относятся ярко выраженные педанты, которые стремятся всюду навести идеальный порядок. Сначала они делают это на собственном столе, затем переключаются на столы ближайших к ним коллег, а после – на все офисное пространство. Не замечая, что тем самым они доставляют коллегам сильный дискомфорт.

2. Вторая категория людей – те, что ведут себя так совершенно осознанно, добиваясь тем самым каких-то своих личных или теневых целей или просто получая нужные им эмоции.

Внешние причины (основные).

1. Управленческая система пораждающая нелояльных сотрудников.

Пример системы:

"Манипуляционный менеджмент"

Определение "- Что же ты, голубчик? "

Подчиненные всегда в чем-нибудь виноваты. Если начали делать без команды — в самовольстве. Не начали — в отсутствии инициативы. Получили результат — чего такой маленький? Не получили — почему, когда им все ресурсы были предоставлены? Поручения нарочито туманны. Одну работу могут поручить разным исполнителям, не обозначив их взаимных полномочий и вообще не проинформировав о факте параллельной работы. Подробно тут.

2. Низкая управленческая квалификация. Мало кто из руководителей подбирает себе штат сотрудников, руководствуясь принципами психологической и профессиональной совместимости, а если заставить десяток человек с диаметрально противоположными вкусами, характерами и квалификациями проводить вместе и уж тем более в одном помещении по несколько часов в день, то столкновений и ссор не избежать. Плюс, падение уровня лояльности сотрудников, что и приводит к критиканству - это недоработка непосредственного руководителя.

3. "Сгорание" на работе.

4. Неквалифицированная работа с персоналом.

Люди недооцененные и не чувствующие свою значимость и значимость своего вклада в общее дело, попадают в зону риска.

5. Частая смена руководства и, как следствие, смена задач, политики, и постоянное хождение по кругу.

6. Слабость в принятии решений и недостаток сил для реализации оных. Руководитель не владеющий необходимой управленческой силой в полной мере. Он разлагает коллектив...

Как бороться?

Подверженный подобному «токсичному» влиянию человек переживает три стадии:

  • сопротивление (пытается противостоять «агрессору», объяснить ему, что именно неправильно в его поведении)
  • привыкание (осознав всю тщетность своих попыток, человек опускает руки и решает просто плыть по течению)
  • ослабление (силы заканчиваются, и начинается «разрушение» личности).

Не вызывает сомнений, что бороться с «токсичными» сотрудниками нужно на ранней стадии.

Здесь происходит то же самое, что с чахоткой: врачи говорят, что в начале эту болезнь трудно распознать, но легко излечить; если же она запущена, то ее легко распознать, но излечить трудно. Так же и в делах государства: если своевременно обнаружить зарождающийся недуг, что дано лишь мудрым правителям, то избавиться от него нетрудно, но если он запущен так, что всякому виден, то никакое снадобье уже не поможет. Н. Макиавелли

То, что не допускать появление токсичного сотрудника обязанность руководителя - это тоже вне сомнений! Только неумелый руководитель может не распознать в своей команде сотрудников нелояльных сотрудников.

Ведь в чем бы ни проявлялась «токсичность» сотрудника, результат всегда один – коллектив начинает деградировать, снижается работоспособность сотрудников и команда попросту разрушается.

Работа с таким человеком – это постоянный стресс для его коллег со всеми вытекающими из этого последствиями.

А что если его и его "идеи" услышат клиенты?

Выход один - изолировать этого сотрудника от ключевых решений и клиентов и уволить незамедлительно.

Какую бы ценность не приносили МП и ТС компании, ущерб от их деструктивной деятельности, несравнимо больше.

Увольнение может быть трудным и затратным, но оно всегда окупится уже в ближайшей перспективе.

Только позитивно настроенный разум способен создавать процветание.

Процветайте!

Близкое по теме:

Предприниматели и предпринимательская жилка

Фатальные ошибки нового руководителя.

Ошибки

+1
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
ivanovtony.ru
Мой персональный блог
Анатолий Иванов
Названия забавные — они ваши или Азидеса?
Ответить
Андрей Калашников
Мертвый пень — это адизеса. Когда начал придумывать название для второго, подсказали "Токсичный" — оказалось распространенное название это персонажа :)
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.