редакции Выбор
Яндекс 360 рассказал, какой спам могли бы получить россияне в 2022 году
Список рассылок от спамеров и от имени якобы крупных компаний и госучреждений возглавили письма про возврат налогов, компенсации затрат, дополнительные выплаты, письма с PDF-вложениями с вредоносной ссылкой, лотереи и розыгрыши.
Спам не только мешает работе, но и может ввести в заблуждение. Злоумышленники быстро реагируют на ситуацию в обществе и пытаются сыграть на нуждах людей. При этом часто такие письма подделывают под сообщения известных сайтов, таких как «Госуслуги». Новая уловка мошенников — реклама онлайн-казино.
«Опасность таких рассылок заключается в том, что они содержат просьбы перейти по ссылке или указать платежные данные и другую важную информацию. Алгоритмы „Спамообороны“ постоянно обучаются, что позволяет распознавать новые виды спама. В этом очень помогают и сами пользователи, отмечая нежелательные письма как спам и сообщая о них команде Яндекс 360», — комментирует генеральный директор Яндекс 360 Владимир Русинов.
Для фильтрации нежелательных писем «Спамооборона» использует сложные алгоритмы и машинное обучение. Сначала она анализирует базовые факторы: адрес отправителя, текст, ссылки, вложения и т.д., — а уже из них извлекает более сложные. В сумме получается порядка десяти тысяч факторов. В частности, Яндекс 360 определяет, были ли жалобы на письма с этих адресов, многим ли людям разослали вложение и похож ли текст письма на текст спам-рассылки. Для обнаружения сходства текста со спамом используется модель на основе нейронных сетей. Дальше «Спамооборона» обрабатывает собранные данные с помощью библиотеки CatBoost и выносит свой вердикт. Если письмо совершенно точно является спамом, оно не будет доставлено. А если есть сомнения, Яндекс 360 доставит его, но положит в папку «Спам», чтобы пользователь сам решил его судьбу.
Только в 2022 году команда Яндекс 360 внедрила в «Спамоборону» персональные фильтры по категориям: система запоминает, какие письма пользователь переносит между категориями (Входящие, Рассылки и Соцсети) и следующие письма пользователя определяет уже на основании этого сигнала. В технологии улучшились качество классификации всех писем, появилась новая модель для определения спама в рассылках от B2B-организаций, а также возможность для администраторов организаций добавлять адреса своих почтовых шлюзов в списки исключений.