«Лента» сообщает о росте продаж на 11,1% и марже EBITDA в 6,1% в 2022 году
Основные результаты за полный 2022 год (1,2)
- Продажи выросли на 11,1% год к году до 537,4 млрд руб.;
- Розничные продажи достигли 530,2 млрд руб., увеличившись на 11,4% год к году;
- Валовая прибыль составила 120,7 млрд руб., увеличившись на 8,7%. Валовая маржа снизилась на 51 б.п. до 22,5%;
- Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы в процентах от выручки выросли на 178 б.п. в связи с увеличением количества магазинов малых форматов и значительным увеличением доли онлайн-продаж от общего объема продаж;
- EBITDA составила 32,6 млрд руб., маржа EBITDA составила 6,1%;
- Капитальные расходы составили 11,0 млрд руб., увеличившись на 17,8% год к году;
- Отношение чистого долга к EBITDA на 31 декабря 2022 года составило 1,6x по сравнению с 1,4x на 31 декабря 2021 года.
Основные результаты за 4 квартал 2022 года (1,2)
- Продажи выросли на 0,6% год к году до 148,2 млрд руб.;
- Розничные продажи достигли 145,8 млрд руб., увеличившись на 0,7% год к году;
- Валовая прибыль составила 31,4 млрд руб., снизившись на 6,3%. Валовая маржа снизилась на 154 б.п. до 21,2%;
- Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы в процентах от выручки снизились на 61 б.п. благодаря сокращению расходов на персонал и функционирование магазинов;
- EBITDA составила 9,7 млрд руб., снизившись на 15,2%. Маржа EBITDA снизилась на 121 б.п. до 6,5%.
1. Включая результаты «Утконоса» с 1 февраля 2022 года
2. Обратите внимание, что все финансовые показатели в этом разделе основаны на данных до применения IFRS-16
Владимир Сорокин, генеральный директор:
Наш бизнес сохраняет устойчивость и гибкость, несмотря на серьезные вызовы 2022 года как для ретейла, так и для всей российской экономики. На протяжении 2022 года команда «Ленты» была сфокусирована на адаптации к новым условиям ведения бизнеса. Благодаря реализованным мерам мы смогли показать достойные результаты, сохранить операционную эффективность бизнеса, и, конечно, продолжили удовлетворять ежедневные потребности наших покупателей в свежих продуктах и качественных товарах первой необходимости.
В 2022 году розничные продажи «Ленты» выросли на 11,4%, наш онлайн-бизнес удвоился в прошлом году и по итогам года выручка от онлайн-продаж достигла 7,5% в общих продажах «Ленты». Несмотря на существенную трансформацию бизнеса, развитие магазинов малых форматов и растущую долю онлайн, в четвёртом квартале мы смогли существенно повысить операционную эффективность нашего бизнеса. Коммерческие, управленческие и административные расходы в процентах от выручки в четвёртом квартале снизились на 61 базовый процентный пункт.
В прошлом году мы завершили интеграцию сетей «Билла» и «Семья». Сейчас все магазины «Биллы» работают под брендом «Лента», кроме того мы полностью интегрировали все магазины обеих сетей в операционный контур Компании. Важным направлением работы прошлого года было создание команды, занимающейся развитием магазинов малых форматов. Сегодня у нас сформирована Дирекция малых форматов, которая будет заниматься совершенствованием наших супермаркетов и магазинов у дома, а также экспансией в данном сегменте. Помимо этого, на протяжении всего 2022 года мы развивали онлайн-направление, в том числе занимались объединением операционных моделей «Ленты Онлайн» и «Утконоса». Благодаря слаженной работе команды «Lenta-U» мы смогли существенно повысить эффективность нашего онлайн-бизнеса и планируем и дальше работать в этом направлении.
2023 год — значимый для «Ленты», нам исполняется 30 лет, и на этот год у нас большие планы. Несмотря на турбулентность бизнес-среды, мы остаёмся приверженными ключевым приоритетам развития «Ленты», среди которых восстановление роста LFL гипермаркетов, повышение маржинальности бизнеса, экспансия и развитие новых форматов и онлайн-бизнеса.
Мы не стоим на месте, ищем новые форматы и подходы к ведению бизнеса, которые позволят и дальше удовлетворять потребности наших покупателей на высоком уровне. В феврале 2023 года мы запустили пилотный проект нового формата гипер-эконом в Санкт-Петербурге, в рамках которого мы предлагаем нашим покупателям более выгодные цены, при этом сохраняя достаточно широкий ассортимент гипермаркета, что особенно важно в условиях ценового давления на потребителей. Мы тестируем ряд нововведений в магазинах с низкими операционными показателями, чтобы найти оптимальные варианты снижения операционных затрат и увеличить объём продаж с квадратного метра. Запуск пилота — это наш ответ на потребности покупателя, склонного к экономии и выбору товаров в более низких ценовых сегментах.
Этот проект, как и результаты всего 2022 года, были бы невозможны без преданной и профессиональной работы нашей команды. Я хочу поблагодарить всех сотрудников «Ленты» и выразить уверенность в том, что в 2023 году нас ждут новые достижения.
ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЗА 4 КВАРТАЛ И 2022 ГОД,
до применения IFRS-16
Ключевые финансовые
результаты, до применения IFRS-16 В четвертом квартале 2022 года продажи «Ленты» выросли на 0,6% и достигли 148,2 млрд руб. Розничные продажи увеличились на 0,7% до 145,8 млрд руб. по сравнению с 144,8 млрд руб. в четвертом квартале 2021 года благодаря органическому росту торговой площади на 1,9%, что было частично нивелировано снижением сопоставимых продаж на 1,3%. В четвертом квартале 2022 года валовая прибыль (до применения IFRS-16) снизилась на 6,3% год к году до 31,4 млрд руб. Валовая маржа сократилась на 154 б.п. до 21,2%, снижение валовой маржи главным образом было обусловлено ростом инвестиций в удержание трафика, увеличением количества промо-акций, смещением продуктового микса в сторону менее маржинальных товаров, а также увеличением доли магазинов малых форматов с более низким уровнем валовой маржи. Снижение валовой прибыли, которое было частично нивелировано сокращением общих коммерческих, общехозяйственных и административных расходов (SG&A) на 2,6%, привело к снижению EBITDA (до применения IFRS-16) на 15,2% по сравнению с предыдущим годом. В четвертом квартале 2022 года рентабельность по EBITDA составила 6,5%. Рентабельность по EBITDA снизилась на 121 б.п. по сравнению с предыдущим годом в основном из-за снижения валовой маржи. Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы, до применения IFRS-16 В четвертом квартале 2022 года коммерческие, общехозяйственные и административные расходы (до применения IFRS-16) снизились на 2,6% год к году до 27,6 млрд руб. При этом расходы в процентах от выручки снизились на 61 б.п. до 18,6%. Данная динамика была в основном обусловлена снижением расходов на персонал и функционирование магазинов. В четвертом квартале 2022 года расходы на персонал снизились на 14,3% год к году, а в процентах от выручки — на 110 б.п. Снижение расходов на персонал в основном обусловлено повышением производительности и операционной эффективности магазинов малых форматов, включая бывшие магазины сетей «Билла» и «Семья». Расходы на амортизацию увеличились на 6,9% в основном за счет приобретения складов «Утконоса». Расходы на амортизацию в процентах от выручки увеличились на 19 б.п. Расходы на аренду в процентах от выручки выросли на 26 б.п., в основном за счет увеличения количества магазинов малых форматов с более высокой долей арендуемых помещений. Расходы на функционирование магазинов в процентах от выручки снизились на 30 б.п. год к году, в основном из-за снижения расходов на ремонт и техническое обслуживание на 22 б.п., а также за счет уменьшения расходов на уборку на 7 б.п. и расходов на охрану на 1 б.п. Расходы на рекламу в четвертом квартале 2022 года выросли на 5,8% год к году за счет роста инвестиций в развитие растущего онлайн-бизнеса и расходов, связанных с поддержкой магазинов малых форматов, находящихся на этапе выхода на целевые параметры. За полный 2022 год общие коммерческие, общехозяйственные и административные расходы (до применения IFRS) увеличились на 21,4% до 113,0 млрд руб. Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы в процентах от выручки увеличились на 178 б.п., в основном из-за увеличения расходов на персонал на 94 б.п., роста расходов на аренду на 57 б.п. и расходов на профессиональные услуги на 19 б.п. Отчет
о движении денежных средств, до применения IFRS-16 Капитальные
расходы в четвертом квартале 2022 года составили 2,0 млрд рублей, снизившись на
31,7% год к году. Данная тенденция связана со снижением количества открытий
магазинов в четвертом квартале 2022 года по сравнению с аналогичным периодом
предыдущего года. В
четвертом квартале 2022 года прибыль компании до налога на прибыль составила 0,9 млрд
рублей по сравнению с 5,7 млрд рублей в четвертом квартале 2021 года. Снижение прибыли до налогообложения
главным образом обусловлено снижением операционной прибыли до обесценения на
29,8% год к году, а также значительным обесценением, относящимся
преимущественно к активам «Утконоса», по сравнению с незначительным
восстановлением обесценения в четвертом квартале 2021 года. За
четвертый квартал 2022 года чистые денежные средства, полученные от
операционной деятельности (до применения IFRS-16), составили 18,9 млрд
рублей по сравнению с 19,3 млрд рублей годом ранее. Подобная динамика
стала результатом снижения прибыли до налогообложения, что было компенсировано
большим положительным движением оборотного капитала, увеличением амортизации
и снижением чистых платежей по налогу на прибыль. Чистые
денежные средства, использованные в инвестиционной деятельности, составили 8,2
млрд рублей по сравнению с 2,9 млрд рублей за аналогичный период прошлого года.
Чистые
денежные средства, использованные в
финансовой деятельности, за четвертый квартал 2022 года составили 5,0 млрд рублей по
сравнению с 0,04 млрд рублей в четвертом квартале 2021 года. Свободный
денежный поток за четвертый квартал 2022 года составил 10,7 млрд рублей,
снизившись на 5,7 млрд рублей по сравнению с четвертым кварталом 2021 года в
основном из-за увеличения чистых денежных средств, использованных в
инвестиционной деятельности. Капитальные
расходы за полный 2022 год составили 11,0 млрд рублей, увеличившись на 17,8%
год к году. Капитальные расходы были в основном связаны с открытием магазинов
малых форматов, интеграцией сетей «Билла», «Семья» и «Утконос» и разработкой
IT-систем. Свободный
денежный поток за полный 2022 год составил 2,9 млрд рублей, увеличившись на
5,3% год к году, в основном из-за значительного снижения чистых денежных
средств, использованных в инвестиционной деятельности, что было частично нивелировано
снижением чистых денежных средств, полученных от операционной деятельности. Финансовое положение Денежные средства «Ленты» на конец четвертого квартала 2022 года составили 29,0 млрд рублей. По состоянию на 31 декабря 2022 года общий долг составил 81,1 млрд рублей, снизившись на 8,2% относительно 31 декабря 2021 года. Чистый долг (до применения IFRS-16) снизился относительно конца 2021 года на 3,0 млрд рублей и составил 52,1 млрд рублей. По
всем долговым обязательствам компании установлен фиксированный процент, и они
полностью номинированы в рублях, что соответствует структуре доходов.
Средневзвешенная эффективная процентная ставка по кредитному портфелю компании
за последние 12 месяцев, закончившихся 31 декабря 2022 года, составила 7,7% по
сравнению с 6,8% за период в 12 месяцев, закончившийся 31 декабря 2021 года. Отношение
чистого долга «Ленты» к EBITDA за последние 12 месяцев составило 1,6х по
состоянию на 31 декабря 2022 года против 1,4х по состоянию на 31 декабря 2021
года.