Главное Свежее Вакансии Образование
😼
Выбор
редакции
376 1 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Сделка Сбербанка и Rambler: как госбанк захотел стать интернет-компанией

Герман Греф хочет сделать из Сбербанка технологического гиганта. Для этого компания сначала сближалась с «Яндексом», но после отказа Аркадия Воложа продать свою долю в бизнесе госбанк решил обратиться к Rambler Group. Рассказываем подробности.

На днях стало известно, что Сбербанк собирается вложить в интернет-бизнес Rambler Group Александра Мамута до 11 млрд рублей. Взамен он станет владельцем 46,5% акций компании. Участники сделки уже подписали юридически обязывающие документы, но о ее целях продолжают строить догадки. Возможно, это шаг к тому, чтобы на российском интернет-рынке появился третий крупный игрок помимо «Яндекса» и Mail.ru Group?

«Сбер», но не банк

В последнее время Герман Греф неоднократно говорил о планах превратить Сбербанк в технологическую компанию. «Если бы мы были интернет-компанией, то наша капитализация сегодня составляла бы соответственно под $200 млрд», – говорил он в декабре 2018 года. По словам источника РБК, сделка с Rambler Group представляет собой «шаг к цели стать передовой интернет-компанией».

Среди других шагов в этом направлении – постепенный отказ от слова «банк» в названии. Компания хочет не только оказывать финансовые услуги, но и охватывать как можно больше сфер жизни клиента, следует из ее стратегии-2020. В конце прошлого года стало известно, что Сбербанк купил домен sber.ru, в апреле 2019-го был зарегистрирован товарный знак «Сбер» и десятки других товарных знаков без слова «банк».

Не с первой попытки

Еще недавно Сбербанк активно сближался с другой интернет-компанией – «Яндекс». В декабре 2012 года банк за $60 млн получил 75% в уставном капитале системы электронных платежей «Яндекс.Деньги». В октябре 2018 года Сбербанк и «Яндекс.Деньги» запустили сервис мгновенных платежей для юрлиц. В 2017 году Сбербанк и «Яндекс» договорились создать на базе «Яндекс.Маркета» совместное предприятие. Госбанк выкупил акции «Яндекс.Маркета» за 30 млрд руб. (компанию оценили в 60 млрд руб.), и в мае 2018-го компании запустили тестовую версию интернет-магазина «Беру». Спустя несколько месяцев СМИ со ссылкой на источники рассказали, что «Сбербанк» ведет переговоры о покупке 30% акций «Яндекса».

Тем не менее, сооснователь «Яндекса» Аркадий Волож опроверг сообщения о намерениях продавать свою долю в компании, и вскоре после этого стало известно о том, что «Сбербанк» ведет переговоры с Rambler.

Спасение утопающего?

Сделка происходит в не самое простое для Rambler время. В 2013 году, когда Мамут и Владимир Потанин объединяли свои медиаактивы, Rambler Group оценили в $590 млн или 18,8 млрд руб по среднему курсу того времени. Потом грянул 2014 год, обвалился курс рубля. Долги Rambler стали расти. К тому же в 2017 году Потанин воспользовался опционом, позволявшим продать свои 50% компании по долларовой оценке 2013 года: за прошедшие несколько лет стоимость этого опциона в рублях выросла почти вдвое. Мамуту пришлось исполнить опцион.

Из-за разницы в курсе рубля сравнивать оценку стоимости компании лучше в долларах. В рамках сделки со Сбербанком 100% акций Rambler оценили примерно в $366 млн. То есть стоимость компании в долларах с 2013 года упала примерно на 38%. К тому же несколько месяцев назад стало известно, что у Rambler миллиардные долги, которые в случае закрытия сделки будет рефинансировать Сбербанк.

Медиаресурс или кинобизнес?

По словам самого Грефа, сделка с Rambler Group позволит задать на рынке медиа «новую планку как с точки зрения качества контента и форматов его потребления, так и уровня используемых технологий».

Партнер Deloitte Антон Шульга предположил, что «Сбербанк» в рамках сделки покупает контакты с аудиторией и возможность интегрировать свои продукты в проекты Rambler Group. Среди активов интернет-компании – издания Gazeta.Ru, Lenta.Ru, Rambler News Service, Championat.com, Afisha.ru и др. По словам главы «Сбербанка» Германа Грефа, «цифровыми ресурсами медиахолдинга Rambler Group ежедневно пользуется более 9 млн россиян». По данным самой компании, ее ежемесячная аудитория составляет 54 млн человек.Некоторые их изданий Rambler Group – например, Gazeta.Ru и Lenta.Ru, входят в число самых популярных в рунете. По мнению политолога Алексея Макаркина, эти издания «могут быть значимыми игроками» на информационном рынке. Тем не менее, эксперт не думает, что их наполнение изменится, так как Сбербанк неактивный игрок на политической арене.

Ссылаясь на источники, СМИ рассказывали также о том, что среди активов Rambler самый привлекательный для банка – онлайн-кинотеатр Okko. Его выручка в 2018 году выросла на 81%, до 2,5 млрд руб. В целом российский рынок видеосервисов, по разным оценкам, в 2018 году вырос в 1,5 раза, до 16,4-24,8 млрд руб. На лидера рынка – онлайн-кинотеатр ivi.ru – претендуют такие игроки как МТС и РФПИ.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Pepperbox Media
Цифровой декаданс и поиск N-го измерения
Иероним Б.
сберджайл спешит спасать мир
Ответить
Выбрать файл
Не пропустите публикацию!
Spark_news
Новости от Спарка
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.