редакции Выбор
Почему основатель «Додо Пиццы» не верит в сеть облачных ресторанов «Яндекса»
Вчера «Яндекс» анонсировал создание сети «облачных ресторанов» с быстрой доставкой популярных блюд. Идея заключается в том, чтобы использовать неутилизированные площади ресторанов. «Яндекс» планирует доставлять в рестораны-партнеры наборы для приготовления еды.
Каждый набор будет создан так, чтобы повар ресторана мог приготовить блюдо не более чем за три минуты и отдать его в доставку. На конференции YaC 2019 «Яндекс» объявил, что цена блюд составит до 250 рублей.
Предполагаю, что идея пришла из необходимости повысить производительность курьеров «Яндекс.Еды», которая, вероятнее всего, пока сильно убыточная (при текущих ценах и быстрой доставки за 30 минут и меньше). Делаю ставку, что в этом году «Яндекс» откажется от этого эксперимента в текущем формате.
Почему?
Идея прекрасная, но когда дело доходит до реализации, оказывается, что ключевую роль в общественном питании играет огромное количество деталей, от которых в конечном итоге зависит успех. Все это требует опыта, погруженности и мощного фокуса на этом бизнесе, а «Яндекс» – все-таки интернет-компания. О каких деталях идет речь?
Главный фактор успеха и самый большой вызов в сетевом общественном питании – обеспечение стабильности качества. Каждый день в сотнях точек необходимо обеспечить стабильное качество. McDonalds с монопродуктом уже около 70 лет каждый день решает эту задачу. Еду готовят люди. Вкус, свежесть, качество блюд зависит в конечном итоге от множества деталей, которые реализуют люди. Как «Яндекс» будет контролировать качество и безопасность производства на чужих кухнях с разным оборудованием, процессами, культурами, людьми, которые не работают в «Яндексе»? Какая мотивация будет у поваров готовить быстро, отдавать приоритет набору «Яндекса», а не заказу из ресторана?
Пицца – достаточно простой продукт. У нас все очень жестко стандартизировано и одинаково во всех пиццериях. Стандарты, Dodo IS, сильная культура, единая система поставок, монопродукт. И для нас поддержание стабильности качества – невероятно сложная задача. Вообще это ключевая задача, которая определяет все – продукт, рецепты, систему менеджмента в ресторанах. Как это будет делать «Яндекс», я искренне не понимаю. Как обеспечить поставки свежих ингредиентов в рестораны в точное время и при этом предугадать спрос, чтобы списания не привели к огромным убыткам или продаже блюд из несвежих ингредиентов? И как все это может стоить 250 рублей, при условии, что это будет вкусно? Я не знаю.