Региональный разрез Высокий рост числа курьерских служб отмечен в Краснодарском крае (+54,9 %). Здесь аналитики делают вывод о линейном тренде: пандемии не удалось на него повлиять.
Число предприятий и ИП, занимающихся курьерской доставкой в Краснодарском крае
В Свердловской области тенденция также совпадает с общероссийской. Число предприятий, занимающихся курьерской деятельностью, возросло на 17,8 %.Число предприятий и ИП, занимающихся курьерской доставкой в Свердловской области
Рост числа курьерских компаний зафиксирован и в Тюменской области — он составил 18,5 %. Однако в регионе зарегистрировано всего 63 предприятия. Небольшое количество компаний не позволяет аналитикам сделать вывод о соответствии тренду по России. Здесь они говорят только о статистических колебаниях вокруг среднего значения.Число предприятий и ИП, занимающихся курьерской доставкой в Тюменской области
Отмечен общий рост предприятий в Новосибирской области (+6,6 %). Однако подводить итоги пока рано: с февраля по март 2020 число компаний в регионе вышло на плато, а затем стало снижаться. Аналитики связывают это с пандемией коронавируса.Число предприятий и ИП, занимающихся курьерской доставкой в Новосибирской области
В Санкт-Петербурге и Ленинградской области показатель менялся радикально. Так, с октября 2019 по январь 2020 наблюдалась положительная динамика: рост числа курьерских предприятий составил 12,1 %. В феврале началось снижение, которое сохранилось до октября 2020. В итоге рынок потерял 1,5 % компаний, занятых в сфере оказания курьерских услуг.Число предприятий и ИП, занимающихся курьерской доставкой в Ленинградской области и Санкт-Петербурге
Хуже дела обстоят в Красноярском крае. Здесь динамика изменения числа курьерских служб не совпала с общероссийской. За год количество компаний снизилось на 11,1 %. Падение началось еще в феврале 2020 и продолжается до сих пор.Число предприятий и ИП, занимающихся курьерской доставкой в Красноярском крае
Финансовые показатели
Подводить итоги за 2020 год пока рано: сроки подачи финансовой отчетности еще не подошли. Однако аналитики изучили официальные данные 1 291 курьерских компаний за 2019 год. Проанализировав их выручку и прибыль, они сформировали общую картину по отрасли:
—25% предприятий имеют выручку меньше 1,41 млн руб., а прибыль отсутствует;—50% предприятий имеют выручку меньше 6,89 млн руб. и прибыль 98 тыс. руб.;—75% предприятий имеют выручку меньше 24,99 млн руб. и прибыль меньше 933 тыс. руб.
С началом пандемии вырос спрос на услуги курьерских компаний. Казалось бы, отрасль должна быть на подъеме, но факты говорят о том, что не все так однозначно. Разные сегменты курьерских служб оказались в различной экономической ситуации. По финансовым итогам 2019 года по крайней мере 25 % курьерских организаций работали в убыток, а три четверти из них заработали менее миллиона рублей прибыли. Вероятнее всего, по итогам 2020 года будет наблюдаться рост выручки в этом сегменте экономики прежде всего за счет e-commerce. Дело в том, что пандемия негативно отразилась на курьерской доставке в секторе b2b, но при этом игроки e-commerce оказались в выигрыше. К примеру, оборот Ozon за первое полугодие 2020 вырос на 152% — до 77,4 млрд руб. Общий рост выручки в этом сегменте, по экспертной оценке, превысил 70%, но конкретные данные появятся не раньше весны 2021. На долю доставки интернет-магазинов еще в 2019 году приходилась почти половина рынка логистики (по данным Data Insight — 49%). Понятно, что тренд только укрепится.Владимир Савельев, аналитик данных Контура