Главное Свежее Вакансии Образование
😼
Выбор
редакции
451 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Рынок FMCG стабилизировался в большинстве регионов России

К августу большинству ритейлеров и производителей удалось оправиться от экономического шока и нетипичных всплесков покупательской активности, и FMCG-рынок продемонстрировал уверенные признаки стабилизации.

В 2022 году FMCG-рынок столкнулся с многочисленными вызовами: логистическими трудностями, изменениями в цепочках поставок, перераспределением потребительского спроса и другими. Тем не менее, к концу лета ритейлерам и производителям частично удалось оправиться от экономического шока, а FMCG-рынок стабилизировался. NielsenIQ изучила, какие факторы определили ключевые направления трансформации российского ритейла в кризисный период и как выглядят перспективы индустрии в ближайшем будущем. Всех волнует вопрос: как ситуация будет развиваться дальше, так как показатели натуральных продаж всё ещё разнятся в зависимости от региона:

  • в Южном федеральном округе в августе наблюдался максимальный рост натуральных продаж — 6% год к году (что вдвое быстрее средних темпов);
  • в Поволжье, в Сибири и на Дальнем Востоке динамика пока остается слабее — на уровне 1% относительно прошлого года.


NielsenIQ проанализировала десятки факторов и бизнес-показателей игроков, чтобы глубже изучить те силы, которые сегодня трансформируют продуктовый ритейл.


Тем не менее, за фасадом стабилизации продаж скрываются тренды, которые будут определять новое направление развития рынка в долгосрочной перспективе. В частности, продолжающаяся трансформация ассортимента и покупательских привычек, инфляция и сам ритейл-ландшафт.

Перечисленные факторы вносят различный вклад в динамику рынка: если разложить рост продаж на составляющие драйверы, то становится заметно, что он происходит прежде всего за счет инфляции, в то время как реальный потребительский спрос и изменение ассортимента пока еще оказывают негативный эффект. Именно поэтому ритейлерам и производителям важно следить за трансформацией рынка и учитывать все факторы, которые влияют на выбор покупателей и, следовательно, отражаются на эффективности продаж.


Трансформация ассортимента: где искать точки роста?


За последние три месяца (май-июль 2022 года) на российском FMCG-рынке произошла значительная трансформация ассортимента, а на полки магазинов было выведено более 13 тысяч новинок. Одновременно с этим NielsenIQ зафиксировала 14,5 тысяч делистингов (то есть исключения товарных позиций из ассортимента магазинов) — а значит, в настоящий момент широта ассортимента значительно сокращается. Так, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года общее число товаров, продающихся в магазинах снизилось, на 2,3% — иными словами, на полках магазинов стало продаваться меньше SKU.

Одновременно с этим произошло и существенное вымывание ассортимента: если проанализировать показатели среднего SKU, оставшегося на полке, то его представленность в магазинах снизилась сразу на 7% — а значит, товары оставшихся брендов стали продаваться в меньшем количестве торговых точек.


Тем не менее, на российском рынке заметен и обратный тренд: несмотря на то, что большинство FMCG-категорий (62%) сокращают ассортимент, в каждой десятой категории он (11%), напротив, расширяется. К таким группам относятся товары, которые дают потребителю возможность побаловать себя — например, премиальный алкоголь и кондитерские изделия. Вследствие того, что потребители в целом отказывают себе в крупных покупках, они склонны баловать себя и перераспределять спрос.

Более того, большинство покупателей продолжает с интересом пробовать новинки: почти треть потребителей (29%) считают себя трендсеттерами и целенаправленно пробуют новые товары, а еще 40% стараются не отставать от трендов и любят покупать новинки. Как следствие, запуски продуктов могут стать одной из ключевых точек роста для ритейлеров: те игроки, которые обеспечат спрос на новые SKU, могут получить конкурентные преимущества и привлечь больше потребителей.


0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Не пропустите публикацию!
Spark_news
Новости от Спарка
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.