Юзабилити - заставляем пользователя получать удовольствие от Вашего сайта
«При переходе на сайт пользователь должен однозначно знать как ему найти ту или иную информацию, которая ему может быть необходима» — это однозначное и императивное требование Яндекса от юзабилити веб-ресурсов. Но существует огромное количество писанных и неписанных правил, по которым советуют создавать сайты гуру-строители, чтобы посетители сутками проводили время на Ваших сайтах, получая удовольствие от одного присутствия на данном ресурсе. Вот только у каждого гуру свой хит-парад используемых методов: «правило трех кликов», «правило трех секунд», «правило еще чего-нибудь» и так далее…
"Правила юзабилити" сильно разнятся для различных тематик сайтов.
Заходя на сайт компании, предоставляющей сантехнические услуги, в условиях критической ситуации (прорыв канализации в квартире, например) будет действовать даже «правило одной секунды»: увидел номер — позвонил. А ресурсы городской службы такси? А различные городские сайты-каталоги, которые по поисковому запросу перенаправляют Вас непосредственно на необходимую страницу (список организаций, например). Здесь юзабилити заключается в том, чтобы максимально быстро найти требуемую информацию и также быстро ее реализовать.
Пример-антипод юзабилити: русскоязычный вариант сайта Алиэкспресс.
Ресурсы, находящиеся на первых строчках топа двух наиболее известных в России поисковых систем (не будем называть их в сотый раз)по данному запросу…. Они не то, что в гробу видали «удобство пользования сайтом»… Они даже не подозревают о существовании данного феномена! И даже если какой-то знаток своротит нос и закроет сайт из-за несоблюдения «правила трех кликов», на его место придет тысяча посетителей, готовых терпеть микс из машинного перевода, отвратительного качества некоторых изображений, несоответствия наименования товара его реальному содержанию (благо, что часто выясняется это при открытии страницы самого товара) и прочих радостей кошмара профессионалов компьютерной эргономики.
А теперь отбросьте все те правила, которые Вы читали на супер-заумных ресурсах. Они созданы именно для того, чтобы Вы их прочитали. Они делают интернет одинаковым и безликим.
Запомните: хороший и интересный ресурс будет пользоваться популярностью в любом случае, каким бы он неудобным не выглядел для новых посетителей! По крайней мере, до тех пор, пока у него не появится более удобный конкурент, предоставляющий соответствующий функционал.
Ваш ресурс не должен соответствовать придуманным непонятно кем правилам, он должен быть удобным!
Действительно удобным для большинства посетителей, которые когда-либо могут на него зайти. Как этого добиться? Есть один наиболее эффективный вариант — создать фокус-группу и дать ей сайт на пробу. Покажите ресурс тем, кто является представителем Вашей целевой аудитории. Поставьте перед ними задачу и проанализируйте как они ее добиваются, сколько времени затрачивают и каким способом ее выполняют. Прекрасно, если Вы сможете в живую наблюдать за Вашей фокус-группой. Только таким способом Вы сможете сгладить все острые углы, мешающие наладить взаимопонимание пользователей с сайтом.
Мы не смогли удержаться от того, чтобы тоже не сформулировать несколько «золотых правил юзабилити». Представляем их на Ваш суд!
Золотые правила юзабилити от Super Star:
- Старайтесь сделать так, чтобы пользователь мог достигнуть желаемой цели несколькими способами. Пример: попадание на определенную страницу через меню в хедере или через ссылку в теле другой страницы или с помощью каких-либо еще вспомогательных элементов (различные виджеты и плагины).
- Располагайте важный контент левее и выше. Логичное правило, ведь читать Вы начинаете именно слева и сверху (рефлекс, что тут поделать?!).
- Разбавляйте простыню текста для удобства восприятия (картинками, видео, визуальными эффектами, да даже текстом другого цвета). Не утомляйте посетителей монотонностью.
- Делайте разумную навигацию (хоть какое-то рабочее меню), но не переусердствуйте.
- Отключите всевозможные вспомогательные плагины (онлайн-помощники, навязчивые обратные звонки и прочие «свистелки»). Дайте людям самим делать выбор над тем какое действие им совершить!
Главное: делайте сайт для людей и контент для людей. Не останавливайтесь на достигнутом! Работайте, дорабатывайте, тестируйте, проверяйте, меняйте. И рано или поздно гуру-юзабилизаторы скажут про Вас: да…этот сайт действительно удобен!