4 примера построения сектора «транспорт» в группе компаний
Кому и каким образом передать транспортные средства таким образом, чтобы получить и максимально возможную налоговую экономию (помня о необходимости деловой цели любой хозяйственной операции), и обеспечить управленческую эффективность?
Собственное значимое имущество, которым в подавляющем большинстве является и транспорт, зачастую принадлежит обособленному субъекту группы, обеспечивающему максимальную защиту от рисков, связанных с предпринимательской деятельностью (хранителю активов). Причины для этого очевидны и отдельных пояснений не требуют.
Однако транспорт, в том числе и специализированная техника, — это источники повышенной опасности. По этой причине лучше, если собственником транспортного средства будет юридическое, а не физическое лицо. В случае причинения вреда жизни и здоровью ответственность индивидуального предпринимателя сохраняется даже после того, как индивидуальный предприниматель в установленном порядке будет признан несостоятельным (банкротом) (ст.25 ГК РФ). В то время как после банкротства юридического лица такой обязанности быть не может.
Вместе с тем, исключить подобные риски можно, передав транспорт в использование другому лицу (в принципе, хранитель активов не выполняет операционных функций, в этом и заключается его роль).
Кому и каким образом передать транспортные средства таким образом, чтобы получить и максимально возможную налоговую экономию (помня о необходимости наличия деловой цели любой хозяйственной операции), и обеспечить управленческую эффективность?
В целом, вариантов построения сектора «транспорт» в группе компаний достаточно много. Выбор каждого из них зависит от ряда причин:
объем предполагаемой выручки транспортной компании будет влиять на применение ОСН или специальных режимов. На выбор специального режима влияет и количество работников (для применения УСН и ПСН) и транспортных средств (для ПСН);
виды и величина расходов транспортной компании — интереснее оставить их на безНДСной или НДСной компании и т.п.;
в чьей собственности находится транспорт.
Приведем несколько примеров
Пример 1
Транспорт зарегистрирован на хранителя активов. Это имущество (автотранспорт/специализированная техника) используется для оказания транспортных услуг (услуг спец. техники) как субъектам в группе компаний, так и третьим лицам.
Вариант построения этого блока в группе компаний:
Транспорт передается по договору аренды родственному Обществу «Транспортная компания». В штате именно этой компании и должны находиться водители, экспедиторы, обслуживающие транспорт механики и иные лица.
Выбор договора аренды в данном случае обусловлен следующими обстоятельствами:
При передаче транспортных средств в аренду расходы на содержание арендуемого имущества (текущий и капитальный ремонт), а также расходы на его страхование, включая страхование своей ответственности, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией, несет арендатор, то есть ООО "Транспортная компания";ст. 644 ГК РФ
Ответственность за вред, причиненный третьим лицам транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет арендатор, что обеспечивает защиту для Хранителя активов.ст. 648 ГК РФ
Так, например, ООО «Арендатор» привлекало водителей для управления машинами, которыми данное ООО владело на основании договора аренды без экипажа. В одном ДТП виновником оказался водитель арендованной машины. В результате суд взыскал в пользу пострадавшей стороны причиненный ущерб с ООО «Арендатор», а не с ООО «Собственник».