2 месяца после запуска медиастартапа о технологиях в России
Прошло больше двух месяцев с тех пор, как мы создали Технократию – блог о стартапах и технологиях в России. В ноябре пришлось на время фактически прекратить публикацию новых статей – вышло где-то 15 материалов. С декабря возобновили работу в прежнем режиме, дела пошли чуть лучше, и за эту неделю нас посетило почти 2 000 людей:
Всего с момента появления, с 1 октября, мы опубликовали 130 статей, причем 115 из них пришлись на октябрь и 2 недели декабря. Вернуть интерес к сайту помог Pressfeed, уже несколько раз фигурировавший тут. Опубликовали на нем несколько запросов и получили небольшой трафик, к примеру, статья про ботов в Телеграм.
Что касается непосредственно стартапов. Пауза в ноябре и была вызвана тем, что мы никак не могли сойтись во мнении, стоит ли публиковать то, что есть на других сайтах или нет. Обычно об одной новости все узнают в одно время, и в результате получается вот такое:
Лично мне не хотелось быть в этом списке – лучше потратить чуть больше времени и написать нечто уникальное, а от копипасты отказаться вовсе или же свести ее к минимуму. Аналогично с вопросом, стоит ли публиковать методички, вроде «Чем хороший интернет-маркетинг отличается от плохого», «Идеи для повышения среднего чека» и все такое. В результате остановились на мысли, что не надо, ибо этого добра достаточно и на других сайтах, причем от людей более компетентных.
Вот так постепенно начинала складываться картина того, в каком направлении нам работать. Понятное дело, что есть VC.ru или Rusbase.com, с которыми тягаться в ближайшие годы даже и не стоит. Соответственно, надо искать свою нишу, стартапы и интернет, да, но это слишком размыто – про это пишут все, включая даже "Ведомости" или другие общественные издания.
В результате мы решили публиковать больше не новости, а материалы из категории story. Видим новость, связываемся с основателями, делаем материал. Т.е. сама новость по факту выступает лишь инфоповодом. Все это разнообразить материалами, которые нам присылают. К примеру, увидели на сайте Endurance, что ребята привлекли инвестиции. Загуглили и нашли их профиль на Indiegogo, когда они в августе собирали там $20 000. Объединили два повода в один и опубликовали:
Поняли, что тягаться в плане новостей с другими СМИ мы не сможем, поэтому решили сделать ставку на историях с привязкой ко времени. Но о новостях тоже не забываем, конечно же, поэтому публикуем по мере возможностей и их.
Еще один яркий пример. Компания "Везет Всем" привлекла инвестиции и прислала нам об этом весточку. Мы решили это дело расширить до полноценной истории. Пока мы это делали, новость опубликовал Rusbase, но зато у нас будет история от первого лица, которая выйдет завтра утром. Вот такая политика.
Безусловно, это более трудозатрано, но привлечь аудиторию тем, что и так есть везде, еще сложнее. Возможно, в будущем, когда трафика станет больше, можно будет уже потягаться с новостниками на их поле.
Еще один спорный вопрос - писать ли про иностранные компании. По идее, да, ибо у них есть аудитория в России. Но с другой стороны, тот, кто активно пользуется Pinterest и интересуется Tesla, скорее всего, читает про них статьи-оригиналы на английском языке. В итоге решили писать только про Facebook, потому что более-менее компетентны в этом, да и аудитория у него растет нереально быстро.
Теперь что касается работы со стартапами. Тут все как обычно - кто-то присылает унылые пресс-релизы, а кто-то сам находит время и пишет. Пресс-релизов очень много и непонятно как вообще этот жанр жив, если его СМИ давно уже не публикуют. Возможно, надежда на то, что журналисты будут переделывать пресс-релизы, но судя по Секрету Фирмы, VC.ru или Rusbase, это маловероятно, ибо и без того хватает интересного контента. Круто же видеть, когда сам руководитель горит и на энтузиазме.
Остальное все то же самое - стараемся писать про совсем молодые стартапы, которые вылупились буквально вчера, потому что ниша эта относительно свободна.
Еще мы повесили баннеры Google AdSense, чтобы капали деньги на продление хостинга. Капает не так уж много, но под конец несколько долларов должно набраться - за 2 недели уже почти 4 доллара, lol.
Еще переделали сайт и добавили нижнюю часть – теперь он стал «длиннее», и облегчился доступ ко многим материалам. Вынесли на главную блок «Стартап дня» - с самого октября он у нас самый популярный.
Забавная история случилась с заметкой про то, что RuTraсker удалил раздачу Fallout 4. Сделали статью, опубликовали, и вдруг на нее повалил трафик. Оказывается, мы вторые в гуглу по запросу fallout 4 rutracker и многие наивно переходят на наш сайт. Правда, это повысило нам количество отказов, так что все не так радужно.
Сейчас продолжаем набирать обороты и темы. Решили поэкспериментировать с крайностями – если видим новость, гуглим ее и смотрим, опубликовал ли ее уже кто или нет. Если да, то оставляем на потом – для расширенного материала. Так отсекаем большой кусок информации, но стараемся компенсировать своими авторскими статьями. К примеру, из последних 20 статей мы написали сами с чистого листа практически 17. Так как нас никто не цитирует, то соответственно, они есть только у нас.
Качество и ценность этих самых статей оставляет желать лучшего, но мы стараемся развиваться. К примеру, новость про то, как закрылся Sendmebox. В 2013 году привлекли $300 000, а через год уже перестали работать. Я думаю, мало кто отказался бы от инвестиции такой суммы, и много кто воспользовался бы ею намного продуктивнее, поэтому история показалась любопытной.
Из советов: если будете брать в пиарщики людей, привыкших продвигать оффлайновые продукты, будьте внимательны. Как правило, эти люди даже не догадываются, как сильно правила игры различаются в случае стирального порошка и платформы на облаке.
Идеально, если вы сами будете отвечать журналистам - так выше вероятность, что будет что-то интересное, а это плюс и вам, и изданию.
Никогда не говорите "мы молодая, динамично развивающаяся компания". Это такой жуткий штамп в среде журналистов, что уже давно стал мемом и даже попал на Лурк. Но кто-то этот оборот все еще использует.
И, наконец, любите свое дело и свой стартап. Когда это так, вам захочется рассказать о нем всему миру и рассказать интересно. А читателям всегда интересно такое прочитать. Это правило работает на всех площадках, будь это VC.ru, Rusbase или TechCrunch. Win-Win-WIn.
На этом пока все. Спасибо, что вы с нами.
Постараемся держать в курсе событий.
Подписывайтесь на наш блог тут, на Спарке.
Тимурмалик Эльмурадов, Технократия.