Главное Свежее Вакансии   Проекты
275 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как собственная торговая марка и контрактное производство увеличивают долю творчества в жизни

СТМ существуют благодаря тому, что умные и творческие люди дают жизнь бренду, а производством занимаются другие. Александр Блауволь, владелец «Точки Касания»‎, рассказывает о разделении труда, которое позволяет каждой компании заниматься тем, в чём она сильна.

Что такое СТМ


Собственная торговая марка (СТМ) — это "Каждый день"‎ в Ашане, "Просто Азбука"‎ и "Наша ферма"‎ в Азбуке Вкуса, "Шеф Перекрёсток"‎ в Перекрёстке, Global Village в Пятёрочке. Вспомните ещё десяток.

Давайте посмотрим на феномен СТМ шире. Это не только продукт ритейлера, который позиционирует себя как более дешёвый и/или качественный.

Для этого достаточно посмотреть на СТМ вне рамок сегмента FMCG. А там, в бескрайнем океане бизнесов, видим:

  • Мерч творческих коллективов и блогеров. Они закупаются в рекламных агентствах или в Китае, и продают свой мерч. Доход от мерча — это способ монетизировать любовь аудитории.
  • Магазины, ориентированные на тренды в спросе узких аудиторий. "Мам, купи"‎ продаёт одежду и сувенирку с собственным дизайном, и успешны благодаря чуткой реакции на колебания в спросе.
  • Крупные бренды запускают линейки товаров разной степени комплиментарности. Например, мясная корпорация продаёт фартуки, а "Аэрофлот"‎ — полотенца.


Проект компании «Точка Касания» — полотенца для «Аэрофлот»

Если присмотреться, эти бизнесы организованы сходным образом. Продавец придумывает, что сделать, а его подрядчик, контрактное производство, реализует это достаточно дёшево, чтобы ценник для покупателя был ок.


Если вы запускаете СТМ, то в первом приближении это выглядит так

Что значит адекватное производство


За радужной картинкой видятся непроницаемые тьма и ужас. Дешевле найти не одно производство, а несколько. Производства делают не совсем то, что задумано изначально, приходится утрясать конфликты.

Уровень неопределённости на этапе запуска зашкаливает, и он прямо пропорционален потенциальному доходу. Можно положить часть головной боли на плечи посредников — и покупать дороже.

Основная масса производств российских СТМ локализуется в Китае.

  • Если вы блогер, то вы получаете футболки со своим дизайном от рекламного агентства, а рекламное агентство делает дизайн и покупает некие стандартные футболки в Китае.
  • Если вы магазин аутентичной косметики, вы покупаете сухие духи и скрабы в Китае и делаете их красивыми и оригинальными у петербургского подрядчика.

Но если вы блогер, и хотите получить максимальный доход с мерча, вы ищете усталого китайца, который дешевле всего продаст вам футболки с вашим принтом. Усталый китаец не знает русского языка и неправильно понимает задачу. Через два-три месяца вы получаете 70 черных футболок вместо 150 белых, а рекламная кампания с картинками уже запущена. Что-то похожее может происходить и с магазином косметики.

Главное в словах "адекватное производство"‎ — определить, чему оно должно быть адекватно. На мой взгляд, разумно называть его "адекватным спросу"‎.

Неадекватный подрядчик — это про непроницаемые тьму и ужас, о которых говорилось выше. Адекватное спросу контрактное производство сделает запуск СТМ радужным снова.

Как понять, что контрактное производство адекватно:


  • берёт на себя весь цикл производства и менеджмент;
  • берёт на себя контроль за качеством и привозит на склад только то, что соответствует вашим требованиям;
  • не оставляет на товаре следы посторонних брендов;
  • вам нравится маржа.

Если у вас в друзьях есть адекватное вашим запросам контрактное производство, взгляд в будущее становится более оптимистичным.

Кому нужно контрактное производство


Как ни странно, доля СТМ даже в ритейле в России составляет около 9%, при том, что в Европе это 30-50%. О том, что происходит вне ритейла, приходится только догадываться, данных нет.

Контрактное производство в адекватной форме нужно отраслям, которые пользуются услугами рекламных агентств или работают с N подрядчиков, взяв на себя весь менеджмент.

Рекламные агентства в чистом виде продают мерч как сопутствующую услугу, и не уделяют много внимания поиску подрядчиков, как результат — их цены выше, чем могли бы быть.

Я убеждён, что люди, чья задача — креативить, не должны быть загружены менеджментом и контролем. Стресс, связанный с контролем, съедает 90% ресурсов мозга, которые должны быть отданы креативу.

По принципу "каждый делает то, в чём он силён"‎ устроено большинство бизнесов в США и Европе. Взять хотя бы Apple, которые у себя разместили только разработку и маркетинг, а производят всё в Китае.

Но не всё то корпорация, что пользуется услугами контрактного производства.

  • Стартапы в сфере торговли товарами. С заказчика — проект, с производства — реализация. Например, вам показалась забавной идея настольных пылесосов, вы придумали для них дизайн и подачу, проработали целевую аудиторию — тех, кто много ест над клавиатурой. Отдаёте задачу вместе с мок-апами производству и занимаетесь маркетингом. Или вы швея, которая придумала супер удобную модель сумки. Разрабатываете прототип, отдаёте его и лекала производству.

Через пару месяцев получаете продажи.

  • Блогеры и селебрити обычно работают с СТМ одежды или косметики. Видите "Иван Иванов запустил собственную линейку..."‎ — можно заинтересоваться, как дела с подрядчиком и скольких усилий стоил этот запуск для Ивана Иванова, нашел ли он адекватного себе подрядчика. Как правило, ресурсы менеджмента у блогера или селебрити не так широки, как у компании, которая имеет несколько профессиональных отделов менеджеров.
  • Ритейлеры занимают самую большую долю СТМ. Впрочем, в России ритейлерские СТМ всё ещё малочисленны относительно европейских. FMCG — это, конечно, хорошо, но есть ещё продавцы техники, которые продают аксессуары под СТМ к гаджетам крупных брендов.
  • Бренды. Если вы производите мясо, и ваше мясо нравится потребителю, вы продадите ему ещё и фартуки. Швейного цеха у вас нет — но в Китае швейных цехов много.

Я знал несколько людей с нестандартными идеями, которые сдались, потому что не нашли, как реализовать. Отчасти их истории вдохновили меня создать компанию, которая делает то, что придумали другие. Радует, что тренд на индивидуальность не угасает, а всё больше набирает обороты, и продавцы, которые придумали "что-то этакое, индивидуальное"‎, пользуются всё большим спросом.

А вы бы хотели креативить больше? Расскажите о своих нереализованных идеях.

Подробнее узнать про производство товаров под СТМ можно тут.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Первые Новые Популярные
Комментариев еще не оставлено
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.