Как увеличить посещаемость за счет низкочастотных запросов
В июне 2015 года пользователи задали Яндексу около 70 миллионов запросов про туризм и путешествия (источник). Часть таких запросов - поиск авиабилетов по конкретным направлениям. Например, запросы "цена на авиабилет до Сочи из Кирова" или "прямые рейсы самолета из Уфы в Анапу".
Статистика данных запросов за месяц:
Такие редкие запросы оптимизаторы называют низкочастотными или НЧ-запросами. Их доля растет с каждым годом - если в 2008 году средняя длина запроса в Яндексе составляла 2,5 слова, то в 2013 - уже 3,4 (источник 1, источник 2).
Низкочастотные запросы - основа для привлечения поискового трафика
Низкочастотные запросы могут давать молодым сайтам до 90% посетителей. Также благодаря НЧ-запросам можно увеличить доверие поисковиков к сайту, чтобы продвинуть средне- и высокочастотные запросы.
Представим, что мы собрали НЧ-запросы, сгруппировали их, а затем распределили по страницам сайта. Но возникла проблема. Получилось очень много однотипных страниц. Пустые страницы нельзя вывывести в ТОП, а наполнять их контентом самостоятельно или заказывать копирайтинг - долго и дорого. Для наполнения таких страниц можно использовать автоматизацию с помощью шаблонов.
Шаблон - это написанная человеком "заготовка" текста для элементов страницы сайта (основной текст, заголовки, теги, мета-теги, атрибуты изображений). Пример шаблона:
- Купить билеты из #город_отправления# в #город_назначения# по низким ценам!
- ## - переменная
С точки зрения использования шаблонов интересен сайт Авиасейлз. Контент многих его страниц полностью сгенерирован. И это не мешает занимать этим страницам ТОП-10 Яндекса и Гугла. Конечно, для ВЧ- и СЧ-запросов нужно писать контент "вручную", но для НЧ-запрсов можно попробовать автоматизацию.
Сравнение Авиасейлза и Связного
Мы будем сравнивать Авиасейлз (А) с другим сайтом по продаже авиабилетов - Связной-трэвел (С). Для примера рассмотрим запрос "авиабилеты из Москвы в Лос-Анджелес".
Позиции сайтов в Яндексе по данному запросу:
- aviasales.ru/routes/mow/lax - 2 место
- svyaznoy.travel/mow/LAX - 74 место
Заголовок title
Заголовок - самый важный элемент страницы для поисковиков. Иногда заголовок присутствует в поисковой выдаче (в сниппете), поэтому он напрямую влияет на кликабельность сайта на поиске.
- А: Дешевые авиабилеты из Москвы в Лос-Анджелес от 20322 рублей, цены на билеты Москва (MOW) – Лос-Анджелес (LAX) - Aviasales
- С: Авиабилеты Москва - Лос-Анджелес | Связной Travel | Заказ и продажа авиабилетов Москва - Лос-Анджелес онлайн
Шаблон Авиасейлза сделан лучше, чем у Связного. В нем присутствует переменная с ценой, а название сайта расположено в правильном месте - в конце текста.
Мета-тег description
Мета-тег description описывает содержание страницы для поисковиков и не показывается пользователю. Иногда описание показывается в сниппете, поэтому его нужно делать не больше 150-160 символов. От оптимизации данного мета-тега зависит кликабельность сайта на поиске.
- А: Самые дешевые авиабилеты из Москвы в Лос-Анджелес на Aviasales от 20322 рублей. Сравнение цен на авиабилеты Москва (MOW) – Лос-Анджелес (LAX), распродажи и скидки.
- С: Поиск авиарейсов из Москвы в Лос-Анджелес. Авиабилеты Москва - Лос-Анджелес без наценки, с возможностью купить онлайн или через офисы "Связного".
Шаблон Авиаселза использует все доступные 160 символов, У Связного использован не весь объем. Плюс у Авиасейлза выводится цена в описании, что делает его более информативным. У Связного в шаблоне меньше переменных, а большая часть текста - одинаковая для всех страниц.
Заголовки
После заголовка страницы title, следующими по важности идут заголовки первого и последующих уровней h1 - h6.
Авиасейлз:
-
h1 Авиабилеты из Москвы в Лос-Анджелес от 20 322
- h3 Календарь низких цен по направлению Москва – Лос-Анджелес
-
h2 Дешевые авиабилеты Москва – Лос-Анджелес, США (MOW – LAX)
- h3 Стоимость билетов на самолет Москва – Лос-Анджелес по месяцам *
- h2 Авиакомпании, летающие по маршруту Москва – Лос-Анджелес
- ...
- h2 Хотите знать всё о скидках на авиабилеты из Москвы в Лос-Анджелес?
На странице Авиасейлза используются заголовки h1, h2 и h3. В заголовке первого уровня используется переменная с ценой, что делает его более привлекательным для взгляда. Также практически в каждом заголовке есть переменная с названием города вылета и прилета. На мой взгляд - это избыточное количество вхождений ключей, что выглядит неестественно и может быть воспринято поисковиками как попытка переоптимизации. Но пока сайт в ТОПах.
Связной:
- Авиабилеты из Москвы в Лос-Анджелес
На странице Связного заголовок первого уровня расположен не на главном экране - пользователю нужно прокручивать страницу вниз, чтобы его увидеть. Это негативный фактор для поисковиков. Поскольку ключевые слова, размещенные в заголовках, ценятся поисковиками выше ключевых слов в тексте, на странице не достаточное количество заголовков.
Атрибут alt
Альтернативный текст изображений предназначен для слабовидящих людей и пользователей, у которых отключен показ графики в браузере. Данный атрибут используется поисковыми системами в поиске по изображениям.
Динамика стоимости авиабилетов из Москвы в Лос-Анджелес по месяцам
В контенте Авиасейлза есть только одно изображение (если не брать блок с фотографиями из Инстаграма). Атрибут alt заполняется автоматически, повторяя предшествующий заголовок.
В Связном не используется альтернативный текст изображения.
Основной текст
На странице Ависасейлза - 1 589 слов.
А на странице Связного - 1 206 слов.
Объем контента на обоих страницах примерно одинаковый. Но обратите внимание, какая большая разница в информативности. На Авиасейлзе при помощи шаблонов выведен календарь низких цен, общая информация о полете, погода в городе прилета, фотографии из Инстаграма с тегом #город_прилета# и другой информацией.
На Связном с помощью шаблона выведена не самая полезная для пользователя информация. Например, географические координаты обоих городов:
Также на Связном решили использовать текст, написанный человеком. Оцените его качество:
Выводы
Выводы по использованию шаблонов для генерации контента для сайтов:
- Не всегда текст, написанный человеком лучше текста, который был сгенерирован
- Сгенерированный контент должен быть полезным и отвечать на максимум вопросов пользователя по теме
- Необходимо использовать как можно больше переменных и перестановок в шаблонах
- Для увеличения информативности страницы используйте сторонние API - картографические сервисы, погоду, социальные сети и отзывы
- Сгенерированный контент может быть релевантным НЧ-запросам и улучшать индексацию большого числа страниц
Послесловие
В данной статье мы рассматривали только внутренние факторы ранжирования. Но стоит помнить, что еще есть ссылки (хоть их влияние и уменьшилось). На страницу Авиасейлза, про которую мы говорили, проставлено 29 ссылок с 11 доменов.
На страницу Связного - ни одной.