Пять ошибок или как мы создавали стартап!
С чего все начиналось?
В далекой, далекой галактике...хотя нет, не так. В банке, на работе, между подготовкой отчета по продаже одной крупной российской компании и поиску аналитики на американский сайтах, наткнулся на сайт:
Это одна из крупнейших фандрайзинговых платформ для привлечения пожертвований. На тот момент, пришла идея создать фандрайзинговую платформу для привлечения пожертвований для благотворительных фондов и религиозных организаций (православных храмов) в России. С одной стороны это хорошее дело, а с другой социальное предпринимательство. Конечно есть и личная причина, почему решил создавать проект в социальной сфере, но это уже не для формата Spark.
Итак, первые шаги для создания стартапа (как и любого бизнеса):
- Собрать и проанализировать информацию
- Построить финансовую модель
- Подготовить организационный список дел (если проще Бизнес-план)
- Сделать презентацию и убедить инвестора
- Собственно выполнить намеченное =)
На первый пункт потребовалось почти 3 месяца. После анализа российских и зарубежных аналогов, было решено акцентироваться на платформе для православных храмов. В России прямых конкурентов не было, поэтому задача с одной стороны упрощалась, а с другой возникало масса вопросов.
Необходимо было собрать информацию из первых уст. Обойдя несколько знакомых священников и около 5 незнакомых, был сформирован основной список мнений и предложений.
Прогнозная финансовая модель была построена по месяцам на 1 год вперед. Создание детальной модели и на больший срок для ИТ-стартапа, тем более, без прямых аналогов, бессмысленное занятие.
Сам бизнес-план состоял из 10 страниц и больше походил на организационный план, чем на классический бизнес-план. Ввиду того, что внешних инвесторов или кредиторов нет, то и красивый 50-100 страничный бизнес-план с “оптимистичными” показателями в финансовой модели не нужен. Хотя мне кажется, что прошли времена, когда непрофильные инвесторы вкладывали в ИТ-стартапы, тем более без консультантов в этой области.
Совет: Постарайтесь обойтись без внешних инвесторов как можно дольше, лучше сконцентрируйтесь на вашем продукте, а не на презентациях и беготне за инвесторами. Чем дольше вы без инвесторов, тем больше у вас свободы действий и возможностей изменить проект.
Мы подошли к последнему и самому главному пункту, реализации планов.
Первая ошибка: Надо нанять компанию для разработки сайта
Самой простой способ создать сайт и/или продукт, нанять внешнего подрядчика. В нашем случае была выбрана достаточно известная студия, занимающаяся ИТ стартапами. Первые 3 недели ушли на согласования, еще около 4 месяцев ушло на создание сайта. По окончанию 4 месяца, стало понятно, чтобы доделать сайт нужно еще порядка 4 месяцев тестирования, доработок, исправления ошибок.
По стоимости, разработка выходила дороже, чем содержание собственной команды. Поэтому было решено не продлевать договор, а собрать собственную команду и думать над переходом с ASP.NET.
Студия использовала платформу ASP.NET, но с ней возникло множество сложностей:
- Во-первых найти разработчиков оказалось достаточно сложно в Москве, не многие работают с .NET;
- Во-вторых не устраивала скорость разработки на ней, а тем более необходимость достаточно большого количества времени для исправления чужих ошибок.
В итоге остановились на Python (Django) и закрыли первый сайт. Забегая вперед, мы за 1,5 месяца реализовали почти в два раза больше, чем за 4,5 месяца со студией.
Вторая ошибка: Нужны партнеры по бизнесу, для совместного развития проекта
Если вы изначально создавали проект один, то партнеры по бизнесу нужны только для того, чтобы дешево (бесплатно) закрыть те компетенции, в которых вы слабы. Это могут быть связи (в т.ч. продажи), финансы или технические вопросы. Если вы понимаете, что дешевле нанять со стороны - нанимайте. Если вашим партнерам нужна корпоративная квартира, авиабилеты и такси - это не ваши партнеры.
Третья ошибка: Надо арендовать дорогой офис
Не скажу, что это критическая ошибка. Офис надо выбирать, не столько дорогой, сколько удобный по расположению либо к своим сотрудникам, либо к клиентам. Все зависит от вашего бизнеса. На старте, офис мы арендовали в центре, но после формирования команды переехали в сторону проживания большинства.
Забавная история произошла, когда мы заехали в первый офис, в бизнес центре класса А.
Примерно через две недели, к нам неожиданно нагрянули сотрудники ОБЭП в штатском и около 3-х часов допрашивали. Оказалось в данных офисах можно получить юридический адрес на время аренды и по их словам, до нас в нашем офисе сидела компания, которая занималась мошенничеством с кредитными картами.
Хорошее начало - подумали мы, но на этом история не закончилась.
На следующий день к нам подошел охранник данного БЦ, с расспросами о том, кто вчера был. Он рассказал уже свою версию, о том, что это были не сотрудники ОБЭПа, а рейдеры, которые пытаются организовать захват одной строительной компании.
Мы так и не поняли кто прав, а кто виноват.
Четвертая ошибка: Достаточно юриста на аутсорсе
Перед тем как зарегистрировать юридическое лицо и начать работать, необходимо закрыть все юридические вопросы. Для этого мы обратились в одну крупную юридическую компанию. Помните, слова “стартап” и “тут простая схема” поднимают ценник до 1 млн. рублей, а если прибавите НКО, то до 1,5 млн. руб. и в качестве бонуса вам подарят слово “возможно”. По моему мнению, слово “возможно” и 1,5 млн. руб. не коррелируют. Итог 7 юристов на аутсорсе, ваши правильные вопросы и 40 тыс. рублей.
Но к сожалению, для долгосрочного сотрудничества юристы на аутсорсе не подходят. Нам часто требовалось корректировка договоров, соглашений, схем взаимодействий, с которыми люди на аутсорсе не справляются, тем более быстро. На данный момент у нас юрист в штате.
Пятая ошибка: Пять мнений из рынка, вполне достаточно для понимания всего рынка в целом.
Начиная активно заключать договора с храмами, мы узнали, что с 2015 года все договорные отношения (особенно денежные) проходят только после получения одобрения самого Патриарха. Мы пробовали разные пути, получения согласия, но в итоге пришли к официальному письму. После согласования юридического департамента, наше письмо пошло в долгий путь согласований и утверждений. На текущий момент окончательного ответа не получено, тем временем банковская система все сильнее закручивает гайки по работе с религиозными организациями.
На данный момент, на платформе “МЫ-ЛЮДИ” (wearethepeople.ru) представлены социальные проекты некоммерческих организаций, в основном благотворительных фондов.
Но скоро появятся и творческие проекты, но уже в другой ипостаси.
В следующих публикациях расскажу про фандрайзинг, какие возможности предоставляет наша платформа для социальные проектов. И конечно же, отдельно расскажу про краудфандинг, творческие проекты, как мы шли к этому и не только.