редакции Выбор
Списываем у отличников: анализ сайтов-конкурентов для SEO в 2023 году
Что такое SEO на практике? Это непрерывные попытки угадать предпочтения поисковых систем. Хотя факторы ранжирования в целом известны, о конкретных причинах нахождения сайта на той или иной позиции рассказать может только формирующий выдачу робот. А он с простыми смертными человеками своими соображениями не делится.
Поэтому нам остается искать формулу идеальной по мнению поисковика веб-страницы альтернативными способами. Среди них особенно важен и полезен анализ сайтов из топа выдачи. Мы покажем, как его проводить с использованием инструментов, актуальных на 2023 год.
Зачем нужен анализ конкурентов
Нейросети поисковиков, какими бы сложными они ни были, действуют по определенному алгоритму. Каждый сайт оказывается в выдаче выше других не за красивые глаза, а за более полное выполнение одинакового для всех веб-ресурсов конечного набора условий, который робот считает необходимым для формирования ответа на запрос пользователя.
Соответственно, для попадания на топовые позиции теоретически достаточно, чтобы по важным для поисковой машины факторам сайт имел как минимум такие же показатели, как и конкуренты, находящиеся на первых строчках выдачи. А лучший способ понять, какими именно качествами обладают сайты из топа — это провести их анализ.
Этапы анализа
Чтобы получить отражающие действительность и полезные для практического применения результаты исследования важно понимать общую ситуацию с поисковой выдачей и правильно выбирать, что и как анализировать. Поэтому анализ сайтов-конкурентов обычно складывается из следующих этапов:
- Анализ выдачи.
- Отбор конкурентов.
- Сбор параметров сайтов-конкурентов и их сравнение.
На основании результатов анализа строятся гипотезы о влиянии тех или иных факторов на попадание в топ выдачи и формируется стратегия SEO-продвижения.
Анализ поисковой выдачи
Результаты поиска — это не только тематические сайты, но и контекстная реклама, колдунщики и специальные сервисы поисковиков, порталы-агрегаторы. Видение общей структуры выдачи позволяет понять особенности конкуренции в выбранной нише. Вместе с этим важно изучить сниппет — «витрину» сайта в результатах поисках, от содержания которой напрямую зависит вероятность перехода на страницу и, соответственно, CTR. Для анализа нужно посмотреть результаты выдачи «Яндекса» и «Гугла» по 1–2 высокочастотным запросам для каждого кластера семантического ядра сайта. Важно проверять как десктопную, так и мобильную версию поиска — состав выдачи в них может значительно отличаться. В результатах поиска оценивается присутствие: В сниппетах стоит обратить внимание на такие элементы, как: Точный перечень учитываемых элементов нужно корректировать индивидуально, так как структура выдачи может серьезно меняться в зависимости от тематики или за счет добавления поисковиком новых сервисов. Для удобства анализа наблюдения лучше фиксировать в таблице, например, так: Такой анализ позволит сделать прогнозы по органическому трафику и определить способы повышения заметности сниппета сайта. Это может быть добавление микроразметки, выполнение условий для формирования быстрых ссылок, заполнение профиля компании в сервисах поисковых машин. Уже в процессе анализа результатов поиска обнаружатся основные конкуренты — это те сайты, которые занимают первую страницу выдачи. Когда ключей немного, можно именно так, вручную, выбрать веб-ресурсы для сравнения: Если предполагается продвижение по большому количеству разнообразных запросов, рационально воспользоваться сервисами для автоматического подбора конкурентов по поиску, например: Для полноценного использования таких онлайн-инструментов, как правило, необходимо оплатить подписку. Сервисы определяют список конкурирующих с заданным доменом сайтов с учетом семантического ядра и поисковой выдачи. При этом зачастую автоматически собирается информация об основных технических показателях веб-ресурсов. Остается только отфильтровать полученные данные, чтобы выбрать наиболее успешные и близкие по тематике сайты. Прежде всего нужно отбросить порталы, агрегаторы, сервисы поисковиков и другие веб-ресурсы, которые хотя и находятся в выдаче, но не являются конкурентами компании. А для окончательного определения списка сайтов-конкурентов используется прежде всего такой показатель как видимость. Она выражается в процентах и обозначает долю целевой аудитории, которая увидит сайт в поиске по заданным ключевым запросам. Дополнительно при отборе конкурирующих сайтов можно учесть количество запросов в топ-5/10, величину органического трафика, объем ключей, надежность домена и другие технические параметры, которые называют «пузомерками». Но обычно ранжирования по видимости достаточно, и остальные показатели определяются уже для отобранных конкурентов на следующем этапе анализа. О нем мы расскажем в следующих частях статьи. Качественное SEO — это не просто вписывание ключевых запросов на страницу, а комплексная оптимизация сайта, делающая его привлекательным для пользователей. Поэтому выбранные для анализа сайты проверяются по нескольким категориям показателей, в которые входят: Для удобства сравнения по всем параметрам обычно составляется таблица, в которую собираются сведения по продвигаемому сайту и его конкурентам. Эта группа факторов объединяет данные, общие для всего сайта и отражающие его состояние как программного ресурса. К ним относятся: Большинство этих показателей можно узнать с помощью бесплатного ресурса Be1.ru. А также их определяют онлайн-инструменты сервисов, помогающих отбирать конкурентов. Многие из этих площадок рассчитывают собственный показатель авторитетности домена, который может называться Domain Rank, Domain Trust или Domain Authority. Скорость загрузки тестируют бесплатным инструментом Google — PageSpeed Insights. Он оценивает производительность сайта в баллах отдельно для десктопной и мобильной версии. Еще один сервис от Google оценивает адаптивность страницы. Дополнительно скорость загрузки можно проверить в Pingdom Website Speed Test. Анализ трафика и поведенческих факторов предполагает изучение: Обычно трафик конкурентов смотрят с помощью порталов Similarweb или PR-CY. Одна из наиболее важных и обширных категорий представлена параметрами, напрямую влияющими на оценку сайта поисковыми системами. К ключевым SEO-факторам относятся: Видимость вычисляется, как правило, еще на стадии отбора конкурентов. Характеристики контента и внешних ссылок будут рассмотрены отдельно. Остальные SEO-параметры определяются путем визуальной оценки сайта. Количество и качество внешних ссылок — один из основных факторов ранжирования для Google. Анализ ссылочного профиля подразумевает оценку: Одни из лучших сервисов для проверки ссылок — это MegaIndex, Seranking, «Пиксель Тулс». Ограниченную информацию предоставляет и бесплатный Be1.ru. Мета-теги и тексты с ключами, пожалуй, больше всего ассоциируется с SEO. Конечно, времена, когда для попадания в топ было достаточно вписать на страницу максимальное количество запросов, давно прошли, но оптимизация текстов по-прежнему остается важнейшим фактором ранжирования. С точки зрения SEO-продвижения в первую очередь необходимо учитывать: Технические параметры текста определяются с помощью специализированных сервисов, таких как Advego, «Главред», «Тургенев». Остальное — оценивается вручную. Такой детальный анализ требует значительных затрат времени, поэтому выполняется только для особо важных для продвижения страниц. Мы планируем подробно рассказать о нем в одной из следующих статей. Последняя обширная группа характеристик включает в себя особенности сайта, которые определяют его привлекательность и удобство для пользователей. Коммерческие факторы нельзя выразить набором цифр, они не учитываются напрямую поисковыми роботами. Но от восприятия сайта посетителями напрямую зависит конверсия и поведенческие факторы, которые в последнее время получают все большее значения при ранжирования в поиске. Все коммерческие факторы оцениваются визуально. В их число входят: Конкретный список критериев определяется индивидуально с учетом специфики деятельности, региональности и других особенностей бизнеса. Обычно обращают внимание на наличие: При необходимости можно выйти за границы SEO-аудита и провести более широкое сравнение с прямыми конкурентами с точки зрения бизнеса. В таком случае стоит рассмотреть в том числе широту, скорость и стоимость доставки, способы оплаты, акции, спецпредложения. Полученные в ходе всех проверок данные нужно собрать в удобном для восприятия виде и оценить каждый из показателей. Можно присваивать баллы по каждому параметру или уровень по шкале «плохо — нормально — хорошо». Конечная цель — понять, какие показатели чаще всего встречаются у успешных конкурентов и в чем продвигаемый сайт им уступает. Один из эффективных способов сделать выводы — проведение SWOT-анализа. Он предполагает выявление: Результаты анализы используют для формирования стратегии дальнейшей оптимизации сайта. Зачастую явные причины отставания от топовых веб-ресурсов выявить сложно. В таком случае следует сформулировать несколько гипотез и проверить их на практике, отслеживая изменение ранжирования сайта.
В дальнейшем планируем рассказать, как именно мы проводили анализ конкурентов нашего сайта wintramedia.ru, какие выводы были сделаны, и что из этого в итоге получилось
Вводить запросы нужно в приватном окне (режим «инкогнито»), настроив поиск по региону, в котором предстоит продвигаться. В «Яндексе» гео можно выбрать вручную, в Google — приходится использовать VPN.
Анализ представления компаний в каталогах и на других внешних ресурсах важен для формирования стратегии в области SERM, то есть управления репутацией в поисковых системах.
Выбор конкурентов
Прямые конкуренты в реальной жизни далеко не всегда будут конкурентами в SEO.
Для сравнения оптимально выбрать 5–10 конкурирующих веб-сайтов. Такое количество обеспечит достаточную полноту анализа и не потребует излишних затрат времени.
Автоматический отбор
При использовании онлайн-сервисов важно правильно выбирать поисковую систему и регион. Для получения более точных результатов желательно использовать одновременно несколько сервисов и вручную перепроверять их показания по избранным высокочастотным запросам.
Стоит определять видимость отдельно для каждой поисковой системы, так как иногда ее значение у одной и той же страницы в разных поисковых системах может кардинально различаться. Например, по «Яндексу» она будет 100%, а по Google — 0%, и вычисленный сервисом общий показатель 50% не покажет реальной ситуации.
Сравнение конкурентов
Технические характеристики
Информация о трафике
Точные значения этих показателей доступны только владельцу сайта. Онлайн-сервисы могут учитывать не весь трафик и обычно не располагают данными о веб-ресурсах с низкой посещаемостью.
SEO-показатели
Ссылочный профиль
Контент
Коммерческие факторы
Подведение итогов